Еще раз о творчестве
Как говорится, красной чертой в этом разговоре литературоведов был вопрос: много или мало личного перенес Чехов в свои произведения?
Все сошлись на том, что в отличие от Льва Толстого у которого целые блоки в романах практически списаны с фактов личной биографии, у Чехова же такие аллюзии практически неуловимы.
Многое зависит от того какие были у человека учителя литературы. Меня учили различать литературного героя (лирического) от автора и ни в коем случае не смешивать их.
Конечно, очень увлекательное занятие выискивать аллюзии между героями повестей, рассказов, стихов и конкретными людьми, а уж тем более находить некие точки соприкосновения с биографией автора, с конкретикой его жизненных обстоятельств.
Последнее часто связано с явным, или не явным подтверждением собственных не достоинств по типу: вона какие глыбы, а не без порока же? Так что себя-то нечего упрекать, кто я и кто они!
Писатель, разумеется, берет все из жизни, из своего опыта. Он сам является, в некотором роде подопытным кроликом, что уж тут говорить о близких или домашних!
«Нет, государи мои, - говорил Федор Михайлович, -настоящий писатель - не корова, которая пережевывает травяную жвачку повседневности, а тигр, пожирающий и корову и то, что она проглотила».
Весь фокус в том, что творческое начало писателя, то самое до словесное, скрытое даже от самого, прихотливым образом (некий аналог сновидения) перерабатывает все это. Затем, переработанные в таинственных глубинах факты, впечатления, приходят к писателю в виде ключевой фразы, образа, или замысла. То есть в осознанном виде, явно.
И тогда начинается работа со словом, изнуряющий и в тоже время радостный труд чем-то схожий с процессом соития.
Нужно добиться живого отклика от слова, от фразы, а слово капризно, неподатливо и в тоже время похотливо.
Безусловно образ творчества, выраженный мной в терминах физиологии спорный, но если ограничить его только английским понятием секс.
В русском же языке этот образ имеет целый спектр понятий, таких как любовь, жалость, жертвенность, сострадание и так далее. И он здесь расширяется безмерно!
Конечно же тут и негативное значение, как похоть, соблазн, искушение, вожделение, сладострастие.
Так вот творчество как раз и представляет собой некий коктейль из всего этого, но не сбитый в однородную массу, а разделенный и попеременно действующий в темной, до словесной глубине писателя.
Литературный анализ всегда – это неизбежно, привносит значительное количество своего собственного точно так же извлеченного из таинственной глубины до сознания.
Это как бы сочинение на заданную тему.
На этом я остановлюсь и повторю ставшую уже тривиальной фразу – творчество настоящего писателя неисчерпаемо! Даже анализ простенького рассказа не может схватить и удержать все его смыслы.
Почему? Да по очень простой причине – литература это со-творчество автора и читателя.
Книга оживает, и герои все оживают только в голове читателя и никак иначе. Сколько читателей – столько прочтений!
Это не кино, где образы навязаны режиссером и актерами.
18.05.2017 Прокопьевск.
Свидетельство о публикации №217051801650
Анита Фрэй Книги 28.05.2017 21:57 Заявить о нарушении
Но об этом феномене знают истинные творцы. Однако в поэзии нужно владеть рифмой, а не идти у неё на поводу. Явление частое, да и сам грешен. Что там! И Пушкин не избежал власти рифмы!
«Ведь рифмы запросто со мной живут; \\ Две придут сами, третью приведут».
Когда меня спрашивают, как я пишу, то я затрудняюсь изложить этот процесс в терминах рационального знания.
Для меня самого загадка. Я не знаю, откуда пришел сюжет и тем более не знаю, что произойдет, образно говоря, на второй странице.
Это незнание подстегивает и не обращая внимание на грамматику и прочая, прочая спешишь продвинуться до какого-то конца, когда интуиция подскажет - довольно.
И всё на этом сладостный процесс заканчивается - начинается мука, как я говорю - образования из написанного художественного произведения.
Как правило, редактура - это отсекание лишнего, ну и плюс элементарная грамматика в частности в построении фразы.
Тяжелая (для меня!) и нудная работа.
Пишу я это Вам потому, что чувствую в Вас ту родственность, которая создает аристократию духа, или как писал Пушкин: "Писатели во всех странах мира суть класс самый малочисленный изо всего народонаселения. Очевидно, что аристократия самая мощная, самая опасная - есть аристократия людей, которые на целые поколения, на целые столетия налагают свой образ мыслей, свои страсти, свои предрассудки".
Михаил Анохин 29.05.2017 02:42 Заявить о нарушении
(Алексей Самойлов, "Муть литератора")
А меня волнует, почему рифма, которая обозначается глаголом, считается плебейской (слишком простой). Ведь у Пушкина читаем:
Буря мглою небо КРОЕТ...
Вихри снежные крутя:
То как зверь она ЗАВОЕТ,
то заплачет как дитя...
Анита Фрэй Книги 29.05.2017 03:19 Заявить о нарушении
Михаил Анохин 29.05.2017 04:12 Заявить о нарушении
Анита Фрэй Книги 29.05.2017 08:14 Заявить о нарушении