Сады в живописи от Моне до Матисса

"Чувство прекрасного – есть божий дар". (с)

Я смотрю на живопись. Живопись смотрит на меня. Искра, буря, безумие. Ага. Особенно от картин Босха, Дали и Пикассо. А еще пресловутый «Черный квадрат» Малевича. Вглядываешься в эту чернеющую геометрическую бездну и думаешь: "Либо ты дурак и не понимаешь сей сакральной глубины, либо тебя дурачат". А вот с картинами #импрессионистов совсем другая история. Смотришь на эту прекрасную художественную размазню и уплываешь на маленькой лодочке по мягкой реке из розоватых лилий туда, за горизонт сознания, в самую дальнюю даль, туда, где нет ни орущих детей, ни борщей, ни кредитов, ни мрачных мыслей о бессмысленности своего существования. Вообще, ничего нет. Одна благость. И птички в голове поют. #Маяковский в 1922 году посетил Париж и провел, как он выразился «семидневный смотр французскому искусству» и об этом визите даже написал небольшую книжку. Так вот, то, что увидел мастер острой рифмы и кровавых плакатов, сильно его огорчило и прям-таки повергло в ступор: «А зачем это сделано? Кого это спасет? Чему это научит? И кому это нужно?». Володяяя, миленький, нам, нам это нужно, людям с размытой линзой. В частности мне. Выйдешь так на улицу ранним утром, распрямишь свои смятые обыденностью крылья, окинешь поэтично взглядом пространство и закачаешься от всей этой дурманящей красоты. Сосед рядом, почесывая пузо, толкнет тебя в бок: «Ты чего в грязной луже стоишь?» А ты ему: «Да какая ж это лужа, это зеркало! Смотри, как играет бликами в нем моя улыбка, да что там улыбка, вся моя жизнь». Эх…хорошо быть импрессионистом.

Справка: #Импрессионизм (франц. impression - впечатление) — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства XIX века. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Само название "импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; картина в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Малоизвестный журналист Луи Леруа в своей журнальной статье обозвал художников «импрессионистами» для выражения своего пренебрежения. Однако название прижилось и потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.

Чем притягивают картины импрессионистов? Тонким лиризмом, приглушенностью цвета, ненавязчивостью линий, мягкостью пятна. Они действительно пытались запечатлеть что-то воздушное, эфемерное, неумолимо ускользающее. Это то потрясающее мгновение, которое глаз едва успевает зафиксировать и которое потом надолго остается в памяти, как миг наивысшей гармонии, этакое приятное #послевкусие. Ведь картина - это не прямое отражение действительности, а особенное видение и чувствование художника, пропущенное через его собственную линзу – душу. Светлые миры носили в себе импрессионисты – посмотрите, сколько в их творениях жизнерадостности и чувственной красоты. Что несомненно вдохновило и Фила Грабски на создание уникального фильма-выставки «Сады в живописи – от Моне до Матисса».

Фил #Грабски – режиссер и кинодокументалист из Великобритании, создатель уникального проекта Exhibition On Screen, который представляет собой цикл фильмов о выставках самых известных музеев мира и ставит перед собой цель приблизить искусство к широкой аудитории посредством кино. Каждый из его фильмов погружает зрителей в биографии легендарных художников и дает возможность в деталях рассмотреть их великолепные полотна, благодаря высоким технологиям цифрового кинематографа.

Центром фильма режиссер представил #сад, с его колоритностью и динамикой изменения во времени. Большая часть съёмок были натуральными, в созданных знаменитыми художниками на своих участках садах. Были показаны различные цветочные выставки и даже та, в Хэмптон-Корте, которую часто посещал Моне, великолепная усадьба Живерни с берёзовой аллеей Макса Либермана, а также огромное количество прекраснейших картин.

Сами полотна великих мастеров снимались в рамках выставки, проходившей в Королевской Академии искусств в Лондоне. Грабски также уделяет достаточное внимания живописи и деталям в картинах, привлекая к комментированию фильма искусствоведов, художников, писателей и критиков. За кадром звучат цитаты Пруста, много говорится о женщине, чей образ оказался неотделим от образа сада, касаются и британских дизайнеров, Уильяма Робинсона и Гертруды Джекилл. Но всё крутится вокруг садов: сады в жизни, сады как хобби, сады и мировосприятие, сады и интерьеры. Сады в искусстве оказываются лишь частью огромного тёплого веяния, которым дышали люди.

#Грабски – отличный режиссер. Посмотрите на досуге остальные его фильмы. Это настоящие произведения искусства, где каждый эпизод продуман до мелочей, а визуальная картинка гармонично переплетается с саундами и текстовым наложением.

Фильм «#Сады в живописи – от Моне до Матисса» получился красочным и информативным одновременно, а местами еще и медитативным. Невероятно вкусный коктейль. Многое я узнала, не только о картинах художников-экспрессионистов, но и важных событиях из их жизни. Как, в каких условиях они творили, что их вдохновляло или огорчало. Например, Моне по утру вставал, открывал окно с видом на свой цветущий сад и наблюдал, как свет ложится на цветы. Если все было достаточно тускло, он сильно нервничал, закрывался в доме, никого не хотел видеть. Так как его вдохновение и желание творить не находило выхода. Эксперты – экскурсоводы так искусно провели параллели между творчеством художника и дальнейшим развитием живописи, что и сомнения не осталось, что сад – это нечто большее, чем цветущий кусок земли. По "садовым" картинам #Моне и его современников можно не только проследить, как менялось изобразительное искусство, но и много узнать о модных тенденциях в садоводстве второй половины XIX века. Примечательно, что сам Моне был весьма квалифицированным садоводом. Он прекрасно разбирался в ботанике, сам проектировал сады, а его сад в Живерни до сих пор считается шедевром. Оказывается, свои цветники он разбивал по определенным цветам, чтобы они гармонировали в его любимом лилово-сиреневом спектре. То есть он проецировал сад так, как будто уже писал картину. Это удивительное было открытие для меня. В одном из писем Моне признался: "Наверное, именно цветам я обязан тем, что стал художником».

Очевидно, что экранный формат не сможет заменить реальную выставку, где человек остаётся один на один с картиной, взаимодействует с ней, ищет своё понимание. «Выставка на экране» - да, это другой коленкор, но который по-своему обогащает зрителя, приоткрывая перед ним двери в мир искусства, пробуждая в нем самое лучшее, самое тонкое и возвышенное. Сердце твое замирает от увиденной красоты, а затем распускается божественным #цветком. Цветет, благоухает. Ты чувствуешь значимость каждой травинки в этом мире. Каждого лепестка. С какой любовью и увлеченностью они были созданы. И только тогда ты понимаешь: «Чувство прекрасного – есть божий дар». А Володя Маяковский не верил в Бога, поэтому и не испытал этого чувства, смотря на французскую живопись великих импрессионистов.


Рецензии