Что есть современная Жизнь

Афанасий Борщов:

Главная особенность современной жизни (в нашей стране), по моему мнению, состоит в том, что человек, индивидуум – свободен, как никогда ранее. По меньшей мере, за последние почти 100 лет. Может быть, только во времена НЭПа, в 20-е годы прошлого века был так свободен человек. Смеяться рано, я расшифрую. Под свободой имею в виду не возможность безнаказанно орать гадости про правительство и пр. на площадях и в газетках.

А свободу самовыражения и самоопределения. Возможность выбирать свой путь без оглядки на внешние факторы. Возможность высокой мобильности. Проще выражаясь, если человек серьезно не провинился перед государством, никому до него и дела нет, и никто к нему не лезет. Может хоть завтра собрать манатки в узелок, как в мультиках, и ушагать в закат куда глаза глядят. Или купить авиабилет и улететь на Сейшельские острова без визы. Или купить авто на ходу за смешные деньги (и без всякой очереди), и уехать в леса Псковской области жить, потому что так вот захотелось. И никакой профком с парткомом не явится его спрашивать, почему он с женой решил развестись, и ОБХСС не придет поинтересоваться, на какие шиши человек ездит на Лексусе за 3 мульта при официальной зарплате в 15000, и участковому нет дела до того, почему гражданин не работает – как все это было в не таком уж далеком прошлом.

Характеризуется современная жизнь и высокой степенью социальной мобильности. Человек может работать на заводе, а завтра открыть магазин, например. Или пылиться 20 лет в офисе, а потом в один прекрасный день увлечься выпеканием тортиков, и с этого жить. Никто не ограничивает. Это его выбор, и его деньги.
Сейчас человек даже сам волен выбирать, в каком ему "времени" жить, комфортно себя чувствуя.

Может жить в "70-80-х": отсиживать положенные часы в совковой конторе какой-нибудь за минимальный оклад, одеваться во все тяжелое, темное и бесформенное, развлекаться кино, библиотеками и домино. Жить в "хрущобе". Злословить по поводу соседей, купивших новый холодильник.
Может жить в 90-х: выстраивать вокруг себя бесконечную систему "понятий" о том, что положено, а что нет, быть бесконечно "отважным" на словах, и убегать, поджав хвост, на деле. Заботиться о внешнем декоре, фасаде жизни, направленном на публику, а по факту жить в дерьме и впроголодь. Такие персонажи очень любят взять в кредит тачку за 3 мульта, и посадить всю семью на макароны на три года.
Может жить в "нулевых" - то есть не по средствам, без оглядки. Будто бы свободно, но всегда с перспективой, что все в одночасье рухнет.

К слову, кредиты здорово изменили все, это не безусловное зло. На пользу то, что люди, наконец, привыкнут воспринимать друг друга не по внешним "маркерам". Если с айфоном может разгуливать любая уборщица (в кредит), то как тут встречать "по одежке". Знаю пару людей, которые уже давно являясь долларовыми миллионерами, одеваются в растянутые свитера и джинсы ноу нейм брендов. Если вы магазин и ресторан, где встречают "по одежке" - вы потеряли перспективных клиентов )))
Законченный мизантроп, в наше время, может вообще с людьми не соприкасаться. Работать из дома, оплату получать на карту, еду и вещи заказывать с доставкой на дом. Человек активный и открытый, напротив, может завести себе такой круг общения по всему миру, какого никогда до наших дней никто не мог. Уже совсем необязательно уезжать из своей глухоперди в МСК, чтобы найти себе товарищей по увлечению или партнеров по новому делу, заняться чем-то новым и перспективным. Всё доступно всем и везде.

Также и города по стране, одни живут себе спокойненько в 70-х, с теми же серыми пятиэтажками и преобладанием серых людей в серой одежде. Другие тщательно драпируют фасады яркими тряпками, а зайдешь во двор или подъезд - ад кромешный. Зато количество BMW у этих подъездов превышает среднее по Германии - это 90-е. Третьи лишь бы чем выпендриться - хоть монорельсом, хоть велодорожками (автодорожки при этом могут быть убиты в хлам) - это "нулевые".
Никто же сверху не спускает горожанам директиву: в ноябре всем переодеться в китайские пуховики черного или серого или поносного цвета, набросать вокруг себя стеклотары и окурков, и ходить в этом великолепии, жалуясь на жизнь. Это сами люди так выстраивают среду и отношения вокруг себя.

Современные бытовые изобретения - стиральные машинки-автомат, подгузники, полуфабрикаты, личные автомобили - высвобождают гигантское количество времени даже обремененному малыми детьми и несколькими работами человеку. Другое дело, что многие люди предпочитают тратить освобожденное для них благами цивилизации время хрен знает на что. Я много спрашивал у наших людей, за рубежом беспомощно мычащих в кафе, не способных связать двух слов - что вам мешает выучить язык хотя бы на бытовом уровне? И что мешает прочесть пару-тройку хороших книг на русском языке, чтобы хотя бы на родном наречии связно и понятно разговаривать? Ответ всегда один: "Так когда, нам же некогда!" Леший знает, чем такие люди заняты в своих четырех стенах, но явно не чем-то прогрессивным.

А ценности у нашего времени вполне традиционные: семья, карьерный рост, поесть повкуснее, развлечь себя подешевле. Мы же традиционное общество, так и будет. Почти всех вполне устраивают "старые песни" по сороковому кругу.
На самом деле, среднему человеку в любой стране и времени не так уж много надо. Чтобы еда была подешевле и поразнообразнее, чтобы детям можно было дать образование хорошее, не закладывая в ломбард последние треники, и по улицам гулять безопасно. А уж какой там строй или партия этот "минимум" обеспечит - как-то волнует меньше.


Рецензии