Эволюция мозга

Даже если человек намеренно не исследует окружающий мир, то знания о нём всё равно накапливаются по мере опыта. Это происходит не в виде заполнения хранилища памяти, как в компьютере, а в виде перераспределения связей в нейронной сети.

Если какое-то событие происходило в прошлом часто, то у нас существует определенная группа нейронов, которая возбуждается в ответ на это событие, и между ними есть взаимосвязь, отвечающая за автоматическую реакцию. При уверенной связи между нейронами достаточно слабого сигнала, чтобы сформировалась реакция, т. е. был дан ответ.

Если же событие новое или очень редкое, то нейронная сеть не знает, как на него правильно реагировать. И если событие имеет жизненно важное значение, то происходит сильное возбуждение всей сети, это вызывает большое напряжение. Сеть начинает обучаться, и процесс обучения очень энергозатратный. Но зато в процессе обучения происходит перераспределение активности нейронов, и в конце концов реагирующими остаются только те нейроны, которые способствуют формированию адекватной реакции. Появляется новый навык, закрепленный в виде группы активных нейронов. Но если событие не имеет сколь-нибудь важного значения для выживания, то сильного возбуждения не происходит, и обучение бывает слабым. Для закрепления необходимо, чтобы событие повторилось много раз. И все равно эта информация будет неустойчивой, и если событие перестанет повторяться, то рано или поздно сотрется из памяти.

Сохраниться в памяти может лишь та информация, которая имеет важное значение для организма или косвенно связана с жизненно важной информацией. Последнее - это ассоциативная связь, которую часто используют сознательно при обучении. Например, вам надо запомнить какую-то пустяковую информацию неизвестно для чего (ну, кто-то вас просит об этом), и вы придумываете какой-то образ, который связывает эту информацию с другой — более важной и хорошо закрепленной в памяти.

Если всю психическую сферу человека разложить таким образом на отдельные реакции нейронной сети, то получится своего рода карта или схема, в которой можно проследить взаимосвязи между отдельными элементами и группами. И в центре этой схемы всегда будут базовые элементы, которые мало чем отличаются у разных людей. Это те самые архетипы, древнейшие структуры памяти, которые связаны с жизненно важными событиями не только отдельного человека, но и множества людей на протяжении многих поколений.

Менее значимые структуры связаны с более значимыми, а совсем незначительные составляют индивидуальные особенности человека.

И если рассматривать нейронную сеть в целом, а не только мозг — его центральный орган, то становится понятно, как происходит формирование всего организма, и какую роль играет в этом нервная система. Было бы неправильным считать, что мозг «управляет» этим процессом, как начальник управляет подчиненными. Формирование организма — это саморегулируемый процесс, в котором нейронная сеть выполняет координирующую функцию, связывая между собой различные процессы и формируя автоматические реакции. Вся эволюция — это процесс самосборки биологической «микросхемы», адаптированной к внешним условиям.


Рецензии