2. Биби- Эйбатская бухта

2.  Биби- Эйбатская бухта  - ворота для добычи нефти на дне Каспийского моря.

    В нескольких километрах  к югу от Баку на скалистом  возвышенном мысе  морского берега, у подножия деревни Шиховой (Шейховой) на самом краю обрывистого морского берега, возвышалась великая святыня  мусульман–шиитов, древняя мечеть Биби-Эйбат.(см. Великая святыня  мусульман - Биби-Эйбат(гейбат). Имя мечети (которое некоторыми переводилось как »сердитая тетя»),  дало название лежащему рядом урочищу и прибрежной бухте.   Этот район   стал  одной из богатейшей площадкой  для добычи  нефти,   часть  которой уходила  в  море.
    Там давно были замечены явления извержение нефти и  многочисленные выходы газа со дна моря.Получить доступ к предполагаемым нефтяным источникам, таящимся в земле под водами моря, пытались многие. Так, первопроходцем такого пути был Гаджи Касымбек, которого одни обозначают, как «Мансурбеков», другие- как  «Селимханов». Это  потому,  что он  был  сыном   Мансурхана  и внуком Селимхана Бакинского.  Еще  в 1803 году он соорудил на берегу Биби- Эйбата нефтяные колодцы, огородил их деревянными досками и ежесуточно  добывал несколько ведер нефти, но в 1824 году шторм разрушил его необычный морской промысел. Остатки древних колодцев оставались видны до 1900 года.
    В 1874 году  Роберт  Нобель и др.  ходатайствовали    об отведении им  участков в Каспийском море для добычи с морского дна нефти, но этому  сопротивлялись  владельцы  наземных  нефтяных участков (историю разработки Биби-Эйбатской бухты см. Р.Гумбатов »Биби-Эйбат:судьба и дело Павла Потоцкого",Баку, 2015 г.).
    В 1900 году было   одобрено предложение  по засыпке бухты. Высочайше       работы были  утверждены только в 1906 году.  В декабре 1907 года   утвердили  проект  о сооружении северного и южного  мола. Выполнение этих работ было  поручено австро-венгерской строительной фирме »Тами и Дейчман» из Санкт-Петербурга, совладельцами которой были инженеры путей сообщения Альфред Юльевич Тами и Сигизмунд Маврикиевич   Дейчман.   Каменные работы  она начала  в марте 1910 года.      
    В  1909 году  был заключен договор с Нижегородским Акционерным Обществом "Сормово», которое должно было построить специальный совершенно новый и уникальный  землесосный караван.  Его привели   в  Баку  только к концу 1911 года.Из-за отсутствия определенного опыта в проведении таких масштабных работ    обязали АО» Сормово» произвести земляную засыпку огражденной камнями части бухты).  Исполнителем этого договора  был инженер путей сообщения  Георгий Николаевич Пономарев.  Он окончил с отличием Санкт_-Петербургский институт путей сообщения Императора Александра  I в 1901 году  и  в 1907 года  был приглашен на работу в АО »Сормово» в Нижний Новгород. Именно он привлек  к производству  этих работ своего однокурсника, инженера путей сообщения П. Н. Потоцкого, который уже имел опыт гидротехнических работ. С 1911 года Г.Н Пономарев стал   официальным   представителем  »Сормово»  в Баку.   
    О времени приезда Потоцкого в Баку существуют разночтения. По утверждениям одних источников,  Павел Николаевич был в Баку уже в 1909 году, другие утверждают, что это случилось в 1910 году. На наш взгляд, это произошло позже, в  средине 1911 года.
   Н.П.Потоцкий с женой и с 6- летней дочерью Лидией поселились в доме Андрющева на Баиловской улице, дом 34. кв. 1. Так началась его жизнь в новом городе и новых условиях.
    Работа ему нравилась. Она  ставила  много неожиданных задач, для выполнения которых требовались неординарные и смелые решения. К  1913 году  инженер Н.П.  Потоцкий уже освоился и даже получил два участка в даче Кабыстанского пастбища, Шемахинского уезда для разведки  там нефти.  Он обозначил это место    двумя  столбами  с литерами » П.Н.П. «  и датой  «19. У1. 1913», вырыл около столбов ямы и закопал бутылки с вложенными записками « Заявочный знак Павла Николаевича Потоцкого». 
     Слухи о необычной работе и ее исполнителе П.Н. Потоцком быстро  распространились за пределы Кавказа. Так,  в октябре 1913 информация об этом прошла в журнале »Огонек».  Было  опубликовано фото Биби-Эйбатской бухты, сделанное Фламмом  и разъяснение к нему .   
   В  1914 году началась Первая Мировая война. Это внесло коррективы в жизнь Баку, но работы по засыпке продолжались . Нефть нужна во все времена…  К 1915 году  уже  практически была образована искусственная площадь и  засыпка бухты продолжалась  до 25 января 1916 года. 5 апреля 1916 года газета «Каспий « сообщала, что по случаю мобилизации работы по засыпке  будут приостановлены до окончания войны ». В мае 1916 года  главный инженер Потоцкий выехал в Петроград для выяснения дальнейшего положения по засыпке бухты. 1 августа 1916 года реквизиционная комиссия передала в собственность Минторговли и промышленности весь оставшийся у АО »Сормово» караван и береговое имущество
И опять возник вопрос о  прекращении  работ или продолжении их хозяйственным способом.  По настоянию Потоцкого был  приобретен один  буксирный пароход и  в декабре 1916 года он  приступил к работам, которые продолжались до августа  1918 год. 
  Еще  в 1915 году , желая дать образование своей дочери Лидии,  супруги Потоцкие  обратились с прошением  в Мариинскую женскую гимназию. 30 мая 1916 года Лидия подверглась испытанию за курс 1 класса и выдержала его удовлетворительно, обнаружив отличные познания в Законе Божьем, географии и естественной истории; по русскому и французскому  языкам, арифметике и рисованию она получила четвертки. Рукоделие и чистописание было оценено, как удовлетворительное. 17 июня 1916 ей было выдано свидетельство, позволяющее учиться во 2 классе гимназии. 20 апреля 1917 года по прошению родителей, Лидия опять прошла испытания за 2 класс. Результаты от 30 мая 1917 года  были не блестящими. Теперь  на  отлично оценили  знание  только Закона Божьего(православие). Русский, французский и немецкие языки, а также  естественная история и рукоделие были сданы на 4 . Удовлетворительно были оценены знания  арифметики, географии, рисования и чистописания. Было решено осуществлять учебу на дому   
   25 февраля 1917 года в Петрограде произошла буржуазно-демократическая революция. Власть в России перешла в руки Временного правительства. Затем события понеслись с головокружительной скоростью.     25 октября 1917 года власть в Петрограде захватили большевики. Было объявлено об образовании РСФСР.  События на Кавказе развивались сложнее.
     2 ноября 1917 года единственной властью в Баку был объявлен Временный ИК Бакинских Советов рабочих, солдатских и крестьянских  депутатов, который 14 декабря 1917  создал  Временный Военно-Революционный Комитет(Военревком). 
  Наступил 1918 год, принесший полную неразбериху и ожесточенную  борьбу за нефть Баку. Согласно  утверждениям  М.И.  Ченгеры , Н.П.Потоцкий оставался инженером по засыпке  бухты  и продолжал вести  работы  хозяйственным способом до мая 1918 года, а затем   продолжил   их  до августа  1918 года. Но  военное ведомство опять  увело буксирный пароход, на этот раз в Петровск. К этому времени  было засыпано  около  193 га.
   В Баку продолжилась  борьба за нефть, которая так нужна была Ленину. В Баку вошли англичане - добрать то, что не успели. Существуют сведения о том, что англичане пытались запустить дальнейшую работу в Б-Эйбатской бухте, но подробностей найти не удалось.
   28 мая 1918 года была провозглашена Азербайджанская Демократическая республика и  создано в Гяндже Правительство, которое  смогло вернуться в Баку только 17 сентября 1918 года. Нужны были грамотные специалисты. Членом правительства АДР  был  Фатулла- бек Рустамбеков,  который работал  в Министерстве финансов.
    П.Н. Потоцкого пригласили  исполнять обязанности  начальника Бакинского Торгового порта, а с 28 ноября 1918 года он стал  уполномоченным Министерства путей сообщения по ликвидации дел б. Водного транспорта. 
   1 февраля 1919 года МПС пригласило П.Н.Потоцкого Управляющим отдела морских и водных путей и шоссейных дорог с окладом в 2500 руб.  Кроме того, он был оставлен в должности инженера  при работах по засыпке Б-Э бухты  и получал  по штату соответствующее содержание. Его помощником был инженер Штернберг Александр Маркович. Располагалось  Министерство   в доме Мир-Бабаева  на Ириванской улице.
   Одновременно  было образовано Управление по засыпке Б-Э бухты, куда Потоцкий был назначен Главным инженером.  Управление находилось  на 1-й Баиловской улице в д. № 20, рядом с  его  квартирой.  Багермейстерами  землесосного каравана был грек Константин Иванович Пасхали и Т.Хомутов. Матросами работали И.А. Куликов, И.Рысков, Арбузов, М. Леонтьев  и  И. Большаков..    
   7 ноября 1919 года газета »Азербайджан»  опубликовала объявление Информационного отдела дипломатического представительства Грузии в Азербайджане,  о  привезенных  членом дипломатической миссии Грузии на Украине А.А.Голетиани  личных писем с Украины, которые можно было получить в Грузинской миссии на Старо-полицейской улице 20. Это было связано с тем, что в это время почта практически не работала. В списке получателей числился и  П.Н. Потоцкий, что свидетельствует о его связи с родственниками .
    Г. Холопов  в своей книге»Огни в Бухте»(1939 г.)    »обыгривал »    эпизод с неуплатой Потоцкому  какими-то-то «нефтяными королями» денег  за его колоссальную работу. Действительно, такой случай имел место. Только это случилось при новом правительстве АДР. 
   Молодое Азербайджанское  Правительство в тяжелых условия пыталось наладить работу всех  государственных  служб.  К концу 1919 года было  образовано Министерство Госконтроля за финансовыми деятельностью  учреждений и организаций. После проверки выплаты содержания служащим и рабочим при землесосном караване, Управление  не утвердило Н.П.Потоцкому  выплату денег за ноябрь и декабрь 1919 года, считая, что  он не законно совмещал эти две должности.  Находя толкование Госконтроля неправильным, Потоцкий  21 февраля 1920 года написал заявление министру МПС  Ю.Х.Мамедбекову, где указал, что  он исполнял должность инженера при караване, » которую нельзя упразднить без ущерба казне»  и  получал при этом лишь половину штатного жалования, «принося таким образом доход казне. За все десятилетие руководства работами и плавучими средствами при засыпке бухты, я лучше других  могу справиться  с обязанностями, наблюдением за исправностью судов и по охране имущества, необходимого казне на случай окончания работ и образования нефтеносной территории громадной ценности». Он  просил издать приказ об  уплате  этих денег.
   22 апреля 1920 года   Госконтроль  согласился  с его доводами. Они    направили    письмо в МПС  и Управление ,  в котором не возражали против  выплаты  Потоцкому  6575 руб.. Но, по видимому, сделать этого  не успели.

     см .продолжение.


Рецензии