18 мая - день иконы Богоматери Неупиваемая чаша

       В Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

       Подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1Кор.6,10).
       Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

       По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…". По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше.
       Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый".
       А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

       Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

       Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь.
       В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

       Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"!
       Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен.
       Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

       Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
       Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

       В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого.
       В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, безследно исчезли, молебные служения прекратились.

       В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.
       Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе "Неупиваемая Чаша" в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.
       Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Ак.12 конд.).

       Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.
В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях.
       30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.
       Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

       Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

       В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.
       «Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая».

       Тропарь, глас 4-й
       Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице премилостивая, исцели наша недуги и страсти молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

       Кондак, глас 6-й
       Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

       Ин Кондак
       Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

       Величание
       Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.               

                ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
 
       Преподобный Феодосий Печерский:
       «У пьяного вся внутренность, как от огня загорается, в горле начинает печь, во рту слюна пересыхает, губы слипаются, все тело разгорается, лицо делается красным, язык деревенеет, зрение слабеет, ум помрачается. После некоторого сопротивления хмель одерживает над человеком победу и, как царь, распоряжается им.
       Пьяный беспрестанно открывает рот для чаши, не зная меры, тело его переполняется вином, как губка водой; он делается малосильным, в жилах происходит ослабление, ноги двигаются плохо, взгляд становится безумным и он, как сумасшедший, говорит без смысла. В это время бес достигает всех своих коварных желаний, так что пьяный остается уже без наблюдения бесовского, ибо сам делается бесом.

       …Поистине удивительно: один час употребляешь на пищу, а весь день губишь на пьянство. Так не делают и бессловесные животные, хотя они и Бога не ведают и будущего суда не ожидают, да и житейских попечений нет никаких у них. Мне кажется, что они смеются над нами, если не говорят, то думают вроде того: "Мы, твари неразумные, а и то, когда отъедим, тогда и пить перестаем, а эти ненасытные люди и отдыха не знают — все пьют, будто у них два желудка: один для пищи, а другой для питья, и льют вино в этот желудок, как в бездонную посудину, покамест не взбесятся от пьянства".
       Пьянство бывает двоякое: одно, когда с похвальбою говорят: тот не пьяница, кто напьется, да ляжет спать, а тот пьяница, кто толчется, бьется и ругается. А я хочу сказать, что и смирный человек, когда напьется, грешит, хотя бы и спать лег. Я даже не знаю, к чему его приравнять! Скотиной его назвать? Но он хуже скота. Зверем ли? Но он хуже зверя. Он, как болван и как мертвец, валяется и смердит.
 
       …Буйный же пьяница не только сам себе вредит, но и другим: он оскорбляет людей благочестивых, а если к тому же имеет власть над другими, тогда двойное зло: боясь обличения за свой порок, он старается и других склонить к пьянству...
       Пьяница хуже бесноватого: бесноватый страдает не по своей вине и потому будет освобожден от вечных мук.
       К бесноватому пришедший священник молитвой прогонит беса, а к пьяному, если бы собрались священники со всей вселенной и сотворили молитву, то и тогда не могли бы ни избавить его от пьянства, ни прогнать самовольного пьянственного беса.

       О горе, и опять скажу: о горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя Ангела-Хранителя и привлекаем к себе диавола... Бесы радуются о нашем пьянстве и, радуясь приносят к дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Сатана говорит им тогда: "Я никогда так не радуюсь о жертвах языческих, как о пьянстве христиан, ибо пьяницы готовы исполнять все мои дела, и потому они милее для меня язычников.
       Трезвых людей Бог хранит, а пьяных ненавидит и гнушается ими, один только я радуюсь за них, потому что пьяницы мои, а трезвые - Божий". И посылает диавол бесов, говоря: "Идите, поучайте христиан к пьянству и всякому делу моего хотения".
       Ангелы же святые поведали о том святым отцам с великою печалью, дабы они отклоняли христиан от пьянства, и святые отцы написали сие благочестное учение в своих книгах, учение верное и святое, и передали его христианам, дабы они жили по их учению и удостаивались жизни вечной.
       И кто слушает сего святоотеческого учения и живет трезво, творя богоугодные дела, будет жителем Царства Небесного и наслаждаться благами вечными. А кто не слушает, тот будет осужден вместе с диаволом: на муку вечную».

       Святитель Василий Великий:
       «Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли. Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды».

       Святитель Григорий Богослов:
       «Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум. Вода — прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум.

       Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке по Р.Х. писал:
       «Итак, умоляю, не заражайтесь этой болезнью, а тех, которые уже заразились, похищайте из беды, дабы не было между вами людей, которые хуже безсловесных.
       Как по укрощению волнения во время бури остаются следы разрушительного действия ее, так и здесь. Как там товары, так и здесь почти все доброе выбрасывается. Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, кротость ли, смирение ли - все это пьянство повергает в море нечестия.
       А что еще после этого делает пьянство, того нельзя ни с чем сравнить. Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного. «Не обманывайтесь, - говорит Апостол, - ни пьяницы, ни лихоимцы Царствия Божия не наследуют (1Кор.6,10)».

       Климент Александрийский:
       «Всякий человек, напившись вина, делается раздражительным, ослабевает умом, бывает многоречив».

       Блаженный Иероним:
       «Ни один вулкан не бушует с такой силою, как вино в пьяном человеке».

       Преподобный Ефрем Сирин:
       «Царство Небесное принадлежит не беспечным, не возлежащим и почивающим, не восходящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим и кающимся.
       Будем убегать роскоши сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Избегай пиров, чтобы не стать блудником».
       Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтобы не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно; богатство свое, как чужое, расхищает и сам отдает врагам, - потому что упиение омрачило у него ум».

       Одной из главных проблем современного общества является пьянство. Но вряд ли мы представляем его масштабы, и о надвигающейся, в связи с этим, катастрофе. Да и вообще много ли мы знаем о пьянстве и алкоголизме, тем более о том, как от этого избавиться.
       О чем говорит статистика? Пьянство в России в наши дни перешло все мыслимые границы. По статистическим данным уже в 1995 году на каждую душу населения (включая и младенцев) в России потреблялось 24 л 100% алкоголя (это не считая контрабанды и «самоделов»). Иначе по 60 литров водки на каждого. И это наш народ выпивает только за год! Сегодня в отличии от 90-х потребление алкоголя в России немного уменьшилось до 15-18 л, но все равно наша страна занимает одно из первых мест в мире.

       Нам постоянно пытаются внушить, что так было всегда, что пьянство одна из характерных черт русского народа. Позвольте возразить. В древности на Руси из спиртных напитков употребляли брагу, пиво, сброженный мед всевозможных приготовлений крепостью 2-3%. Пили эти напитки по большим праздникам 5-6 раз в году, в основном мужчины, достигшие среднего возраста.  К крепким спиртным напиткам относились сухие вина крепостью 10-11%, которые импортировались из Византии. Но они были очень дорогие, потому пили их в основном князья и бояре.
       Водка на Руси стала появляться около XV века. Поставлялась она из Германии и Италии, но в связи с обычно напряженной политической обстановкой на западе Руси она была дорога и распространение ее было не широко. Только в XVI веке русские ее научились производить сами.

       Но в это время на торговлю этим видом спиртного была монополия государства и в стране действовали на водку строгие «сухие» законы, так что для простолюдина она была тяжело доступна. Первым кто пошатнул трезвость русского народа был Петр I, но это было незначительно. Пьянство на Руси, как массовое явление, началось во второй половине XIX века, когда с развитием промышленности алкоголь научились делать крепким и дешевым.
К концу этого века на душу населения в среднем приходилось 2-3 л алкоголя в год, в 1905 г. - 3,5 л, в 1913 г. – 4,7 л, и при всем этом она была одной из самых трезвых стран Европы. А в 1914 г., с началом войны, прекратилась продажа спиртного и показатель упал до 0,2 л в год (в это время во Франции 23,3 л, Бельгии – 13,4 л, Италии 11,6 л).

       На протяжении всей истории вплоть до 50-х гг. XX столетия Россия была одной из самых трезвых стран мира. А нашему огульному российскому пьянству всего лишь не более 60 лет. Началось оно со времен Хрущева, когда изменилась сдерживающая политика государства по отношению к спиртному и были построены сотни пивных и водочных заводов.
       Народ, уже не имея в себе внутренних религиозных принципов, не слыша голоса Церкви, которая воспитывала своих чад в духе высокой нравственности и на протяжении последних веков вела серьезную борьбу с пороком пьянства, ударился в сильнейшее пьянство, которое переросло уже в тотальный алкоголизм.
       По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), при 3-4 л потребления алкоголя на душу населения в год – начинается нравственный упадок общества. При 6 л - происходит алкоголизация плазмы нервных, половых клеток и ослабление иммуннозащитной системы. При потреблении 8 л. происходит необратимое разрушение нации. А мы пьем в 3 раза больше, чем нужно, чтобы погубить свой народ. При 20 л начинается распад государства, т.к. количество алкоголиков начинает превышать количество умеренно выпивающих людей.  Государство уже не может нормально функционировать, материально обеспечивать и прокормить себя, как следствие наступает разруха.

       Последствия на лицо. Демографический кризис. Россия вымирает. Массовое и регулярное потребление алкоголя ведет народ к генетической деградации и катастрофе. Яды алкоголя вмешиваются в важнейший процесс синтеза наследственных белков. В результате чего сейчас у нас рождается все больше дебилов, физически больных, недоразвитых и умственно неполноценных детей, чем здоровых. С каждым годом рождение таких детей увеличивается на 120 тысяч и это растет с геометрической прогрессией.
       А наследственные болезни могут исчезнуть лишь через 2-3 поколения, при условии, если они будут вести трезвый образ жизни. Как и сказано в Священном Писании, что дети страдают за грехи родителей до 3- 4-го поколения.
       От отравления алкогольными напитками ежегодно в нашей стране умирает около 50 тыс. человек. А если учесть все смерти, в которых повинен алкоголь, то ежегодно их происходит свыше 900 тыс. Все эти факты рисуют довольно печальную картину нашего будущего, если мы не остановимся и Россия не протрезвеет.
       А сегодня к алкоголю еще  присоединилась и наркомания…
                ***
               
                "Само собой сказалось"

       В одном подмосковном храме работает сторожем нестарый еще человек. У него ввалившиеся щеки, поредевшие рано волосы - результат буйной запойной молодости. Сейчас он не пьет.
       - Зашел, - рассказывает, - как-то случайно в храм, ради любопытства, а в кармане бутылка водки. Стою, смотрю, чудно как-то: взрослые люди, а поклоны бьют, крестятся. И вдруг как прожгло - так ненавистна стала бутылка в кармане. Вышел за ограду и вылил ее прямо на дороге. И - опять в храм. И как-то само собой сказалось: все, больше пить не буду.
       Знаю его мать. Когда спросила, как исцелился ее сын от тяжкого недуга, она заплакала:
       - Молилась, много молилась.
       Само собой сказалось... За этим "само собой" молитвенный труд любящей матери. И, может, именно тогда, когда пронзило его душу озарение, стояла эта пожилая женщина на стертых в кровь коленях и молилась о спасении своего заблудшего сына. Он об этом и не узнает никогда. Неважно, пусть не узнает.  Но вот ведь бросил пить, бросил шабашничать в кругу таких же, как он, заблудших и пришел сторожить храм Божий за скромную зарплату честно трудящегося человека. Помоги ему, Господи, и матери его воздай за терпение.

       Как хорошо в Твоем храме, Владычица!
       Как сладко душе и светло!
       Свободно, спокойно в нем каждому дышится,
       На сердце легко и тепло!
       Словно Сама Ты, о, Мати Всепетая,
       Сама Ты здесь с нами стоишь;
       Любовию Матерней к людям согретая
       На всех со состраданьем глядишь!
       И лик Твой, Божественной славой сияющий,
       Безмолвно вещает сердцам:
       "Придите, молитеся Мне, вам внимающей,
       Я всем вам отраду подам!
       Молитесь, убогие, бедные, сирые,
       Ведь Я для вас Мать и Покров!
       Молитесь и вы, сего мира счастливые,
       Познайте в сем счастье любовь!
       Молитесь и вы, грехом отягченные,
       Давно Я молитв ваших жду;
       И покаянья слезой орошенные,
       Услышу Я их и приму!
       Молись и ты, старчество дряхлое, хилое!
       Молись и ты, юности цвет,
       Молитесь и вы, малюточки милые,
       Я всех вас покрою от бед..."
       О, Милосердная Мати Пречистая!
       Безмерна Твоя к нам любовь;
       Ты нам Заступница в скорбях пребыстрая,
       Ты наша Мать и Покров!
       О! не оставь же нас, Мати любимая,
       Молиться Тебе - вразуми;
       И с верою теплой Тебе возносимые
       Моления грешных прими!

       Игумения Таисия

               
                Молитва пред иконой «Неупиваемая Чаша»

       О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
       О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

       Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
       Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.   



Составлено по материалам:
http://visotskymonastir.ru/sv1.php
http://visotskymonastir.ru/sv7_11.php#id2
http://visotskymonastir.ru/sv7_8.php#id2
http://visotskymonastir.ru/sv7_3.php#id2
http://kievskiyhram.ru/page8.html "Русский дом", №3, 2002
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1732


Рецензии