Онамадзу
Онамадзу напрямую связан с богом Касимой, который ранее был известен как Такемикадзути - богом меча и грома, которому приписывается первый поединок сумо (против Такэминаката). Второе же имя он приобрёл из-за почитания в префектуре Касима, где, собственно, и зародилось поверье об Онамадзу.
Согласно легендам, Такемикадзути/Касима охраняет Онамадзу и придерживает его огромным камнем. Однако же, когда приходит каннадзуки (10 лунный месяц), и, согласно верованиям, все боги встречаются в храме Идзумо - Онамадзу остаётся без присмотра, и движениями своего огромного хвоста вызывает землятрясения по всей Японии.
Лежит сом в грязи под Японскими островами, вытянувшись с севера (хвост лежит около Аомори, на севере острова Хонсю) на юг (голова близ города Киото). На этот счёт исследователи спорят, ведь по логике вещей хвост Онамадзу должен лежать в южной части островов, т.к именно там наиболее часто случаются землетрясения.
Аналогом в других культурах считается Ёрмунгард (огромный змей) из скандинавской мифологии и Багамуд (рыба, поддерживающая землю) из арабских верований.
Примечательно, что бедные слои населения почитали Онамадзу, считая, что сом с помощью землетрясений равняет в условиях богатых и бедных. Делает он это, естественно, за жадность и прегрешения богатых слоёв населения.
Онамадзу относительно молодой персонаж в японской мифологии. Изначально верование о нём зародилось в Касима, и в качестве виновника в стихийных бедствиях стал он отождествляться только в период Бакумацу, после большого землетрясения в Эдо (территория современного Токио) в 1855 году.
Некоторые фольклористы считают, что фигура сома обусловлена тем, что рыбы способны ощущать толчки перед грядущим землетрясениям и проявлять необычайную в связи этим активность.
Свидетельство о публикации №217051901035