Чудо из глубины веков

   Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.
И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.
В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.
Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.
Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.
Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей
растить на березе», что значит в подвешенной люльке.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:
у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.
К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.
Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.
Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.

*****
Фотографировал ребёнка в зыбке,  нижнетоемский краевед любитель, Сергей Григорьевич Третьяков в 1971 году в одной из выйских деревень.


Источник: © Fishki.net


Рецензии
Примерно в такой зыбке и меня в детстве качели. В родительском доме, и по сей день кольцо в матке.
А рассказик, очень удачный.

Сергей Горохов 2   28.05.2017 18:30     Заявить о нарушении
Спасибо, за отклик!

Сергей Засухинпоздеев   28.05.2017 19:55   Заявить о нарушении
Здравствуйте Сергей. Прочитал у Нины Гринбанд вашу статью о Войском выговоре. Очень полезная и нужная вещь для исследователей. А вот у вас этого сравнительного анализа между выйским выговором, и устоявшейся в современной речи нормой, не нашёл. Или я что/то просмотрел.
А вообще Сергей что-то вы затаились. Если вам эта тема рече языковая Люба, так и надо подаваться в языковеды. Было бы очень здорово. Похоже пора вам уже занятся серьёзным делом.
Байки тоже писать хорошо. Но это вторично. Давайте Сергей Батькович, по работаем, потрудимся.
Глядишь с вашим выйским выговором, а это ни какой ни выговор, ни диалект, а по сути более древняя форма нашей системы кодировки, языка и речи. и выйдем на модель нашей речеязыковой системы. Это же такое интересное занятие, по сути, как на машине времени, заглянуть вглубь веков.
С уважением Сергей.

Сергей Горохов 2   31.05.2017 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.