Ходорковский и Новальный, как угроза Путину?

У стен Кремля таинственно и тихо,
Куранты возвещают четверть часа
На главной башне крепости великой,
Хранящей над вратами образ Спаса.
 
И на камнях Васильевского спуска
Горят следы гостей родной столицы
И москвичей, и русских, и не русских…
О, как Москвой мне хочется гордиться!..
 
Вознёс цветные главы храм Покровский,
В восьми столпах, собой неравных, чудо,
А рядом – первый памятник московский,
Ничто для сердца русского не чуждо…
 
Глаза от умиления закрою,
Вдохну в себя вечернюю прохладу,
И поднимусь, как птица,  над Москвою,
Впитав великий дух святого града.



Ходорковский как угроза оппозиции

Странную траекторию выбирает Михаил Хородковский для своего политического развития. С одной стороны, экс-владелец ЮКОСа организует и пытается возглавить протест, чтобы сместить власть. С другой, внезапно, призывает к компромиссу с ней, в том числе – американского президента.

Ходорковский как угроза оппозиции

В деле революции амбивалентность мешает добиваться цели. Ведь цель революции должна быть простой и ясной, без оговорок и метаний. А двойственность неизбежно приводит к тому, что человеку перестают доверять.

Например, оппозиционер Гарри Каспаров. Он точно для себя решил, что Путин представляет собой вселенское зло, и он никогда не позволит сбить себя с толку. И пусть иногда эта ясность и упрямство мешают ему прийти к согласию с коллегами-оппозиционерами, важно не это. Важна – ясность цели и ориентиров, ясность программы. А двусмысленная позиция Михаила Ходорковского, прежнего лидера либералов, Каспарову категорически не нравится:

Человек, воспринимаемый многими как один из лидеров российской оппозиции, предлагает президенту США заняться поиском компромисса с Путиным за счет Украины. Выступая с подобными предложениями, Ходорковский выглядит чуть ли не адвокатом путинской России, озвучивающим условия преступной власти цивилизованному миру.

Трудно избавиться от ощущения, что он всеми силами стремится помочь Кремлю разорвать сжимающееся кольцо международной изоляции. Безусловно, его заявления будут с радостью подхвачены кремлевской агентурой в США и «полезными идиотами» из числа сторонников «диалога с Путиным».Источник

Михаил Ходорковский до 2013 года занимал в российской оппозиции особое место: мученик, идеолог, мудрец, лидер. Он был одним немногих "общих мест", относительно которого были согласны разрозненные оппозиционные силы. Однако его внезапное освобождение из колонии в 2013 году до сих вызывает в либеральной среде подозрения, сомнения и прочее брожение умов. "Ну, не могли же его выпустить просто так, без всяких условий?"

В такой ситуации Гарри Каспров вполне может оказаться прав: экс-глава нефтяной компании настолько явно приносит пользу Кремлю своими внезапными предложениями компромисса, что невольно возникает мысль – он выполняет задание по сливу оппозиции.

Подозрения усиливались последние четыре года и стали обретать новых сторонников из числа видных оппозиционных деятелей. Вот журналист Олег Кашин теряет терпение:

Если без романтики, если говорить о товарно-денежных привычках некоторой части либеральной интеллигенции — очевидно, что кто-то действительно ждал от него денег и разочаровался, когда денег не оказалось.

Такие люди точно есть, многие из них умеют влиять на общественное мнение, и обида на то, что Ходорковский их куда-то не взял, не позвал, не нанял, наверное, сыграла свою роль в создании его нынешней репутации. Источник

Кроме того, Кашин припомнил экс-главе экс-нефтяной компании очень странную кадровую политику. По его мнению, рекрутинг в ряды «Открытой России» вызывает у несистемной оппозиции массу эмоций вплоть до раздражения. Набор олигархом собственного персонала у рассчитывавших на хорошие заработки либералов их тоже разочаровывает. Хотя, такой навязчивый интерес к работе у Ходорковского наводит на мысль, что Олег Кашин и сам рассчитывал на предложение. Но оно, видимо, не прозвучало.

Согласно Кашину, Михаил Ходорковский принял на работу нескольких бывших «лоялистов» из «партии власти». Бывшего топ-менеджера государственного телеканала «Москва-24» Тимура Валеева и правозащитницу Марию Баронову, к которой «средневзвешенный московский либерал относится еще хуже, чем к Ходорковскому». Действительно: для настоящего революционера это была бы странная компания. А для человека, сотрудничающего с властью – более чем понятная.

Судя по провалу явки на митинги "Надоел", Олег Кашин оказался прав: никто из видных оппозиционеров не вышел 29 апреля на акцию, не откликнулся на призыв бывшего кумира. Видимо, надежда на то, что олигарх, пытающийся руководить протестным движением из Европы, расплатится с коллегами за преданность, растаяла.

И так вырастает цепочка: Гарри Каспаров делает разоблачающие заявления, Олег Кашин выносит на свет пикантные подробности, и уже новые оппозиционеры торопятся предъявить Ходорковскому свои, личные претензии. Если так пойдет дальше, он станет козлом отпущения всей либеральной оппозиции.

Остальным же остается смотреть со стороны на то, как оппозиционеры выводят друг друга на чистую воду. Возможно, окажется, что не так уже мало из них действительно работает на ФСБ – в этом, после всех историй, было бы мало удивительного.


Рецензии