Источник вдохновения

Я всегда ищу какой-то источник вдохновения. Какую-то знако-вую вещь, соприкосновение с которой позволит позабыть покой и лень и с головой погрузиться в литературный процесс.  Что же такое вдохновение? И есть ли оно вообще? Чехов по этому поводу сказал:
Вдохновение – это такая гостья, которая редко заходит к тому, кто работает и никогда к бездельнику.
Может это Муза. Как у Высоцкого:
Я сейчас взорвусь как триста тонн тротила,
Во мне заряд нетворческого зла.
Меня сегодня муза посетила,
Немного посидела и ушла.
Вообще же многие уверены и ещё больше уверяет, что без это-го самого вдохновения и шагу ступить не придётся. Мол, пока не нахлынет оно, не окунёт с головы до пят – до тех пор и не стоит за дело браться. Никитин же отрицает такое понятие. Работайте, а всё остальное приложиться. И, наверное, он прав. Но и те правы, кто от-стаивает противоположную точку зрения. Что же это значит и как разобраться молодому литератору? Вот что ему делать – сидеть и ждать этого самого вдохновения, как манны небесной, или всё же начинать по тиху стучать по клавиатуре?
Лично я думаю, как и в народе что:
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Ведь написанные страницы, которые уже есть – это лучше, чем ожидаемые от какого-то там вдохновения.
Но мы говорим о вдохновении, поэтому игнорировать его нам не стоит, по крайней мере, сейчас. Необходимо придерживаться сле-дующего принципа – есть вдохновение, хорошо, а если его нет, то будем работать так. Ведь если сидеть и ждать, то можно и не до-ждаться. А ведь гласит молва, что если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе.
Что может подталкивать к писательству.
1. Деньги и производное от него.
2. Тщеславие.
3. Внутренняя потребность высказаться.
4. Бабыс (пардон).
Можно ещё за уши что-нибудь притянуть, но думаю, что и все-го перечисленного вполне достаточно, чтобы понять – в основе творчества в большей степени (по крайней мере, в числовом эквива-ленте) лежат внешние причины. Конечно, духовный мир и стремле-ние выразить себя вещь великая и в чём-то жизнеопределяющая в вопросах творчества. Но не станем же мы отрицать, что слишком большая доля литературы приходится на т.н. коммерческую. Мы ви-дим, что тот, кто следует за вкусами читателя и пишет ожидаемое, получает всё. А тот, кто гнёт свою линию вынужден ограничиваться онанизмом. Если издаст за свой счёт книжечку, то и этому рад. Ко-нечно, можно смело утверждать, что в действительности жизнь и мир определяют те, кто всегда идёт по пути сердца, а не мошны. Но происходит это после того, как такой безумец сгниёт в могиле. По-этому чему тут удивляться, что многие предпочитают растоптать внутренние позывы к самостоятельному мышлению и приступают к ширпотребу. Как же быть? Что же делать? А ничего не делать. Пусть всё идёт так, как идёт.  Пусть каждый будет занят тем, что у него по-лучается или тем, что у него выходит. Жизнь, судьба и история всё расставят по местам. А вот если мы, влекомые, как нам кажется инте-ресами всего «прогрессивного человечества» станем регулировать это – то пиши пропало. Творчество не та сфера в которой можно ра-ботать по регламентам и строгим законам. Можно создать види-мость. Причём настолько реальную и похожую на действительность, что не скоро сумеешь различить. (Ну не применять же мне здесь сло-во симулякр).
Так что же для меня источник вдохновения, под которым я больше стараюсь видеть не какое-то там явление предшествующие творению, а сам этот процесс?  А всё понемногу. Деньги мне надо и это факт. Иногда кажется, что это главное для меня. Но если бы это было не самом деле так, то работал бы куда усерднее.  Тщеславие и бабы? Возможно, но редко прибегаю к этому, чтобы заставить себя сесть за клавиатуру. Редко, но прибегаю. Однако происходит это так – начинаю грузить себя этими мотивчиками и, поверьте, ничего не происходит. Порассуждаю о том, что нехило было бы занимать в обществе нишу успешного писателя, к мнению которого прислуши-ваются, но за работу не сажусь. Это для меня своего рода отдушина.
В детстве я очень любил мечтать. Иногда мечты превращались в целую эпопею, когда сюжет развивался не один день и даже неде-лю. Иногда специально оставался один и спрятав голову под подуш-ку начинал плести сюжет мечты, превращая смутные образы в кон-кретные события и происшествия. Повзрослев, дал место не мечтам, а расчетам и планированию (в основном, конечно, всякой мелочи и ерунды). Так вот для меня теперь рассуждения на тему «Писатель-ство» является продолжением детских мечтаний. Полежу, пораз-мыслю над крутизной своего таланта, подсчитаю гонорары, которые мне будут платить и на душе становиться легче. Но за работу не бе-русь. Мечты ведь должны оставаться мечтами, то это уже не мечты, а прямо холодный расчет какой-то. Так что в итоге остаётся то, что назвал «Внутренней потребностью высказаться». До сих пор ведь неоднократно делал попытки завязать с этой литературной дурью. Ведь мне это ничего не даёт, кроме расстройств и разочарований. Но вновь и вновь садился писать. Писать – это громко сказано. Ведь до сих пор ничего не написал, однако стремление писать на лицо. Не могу никуда от этого деться. Значит, будем работать исходя из того, что имеем.
Но могу констатировать, что этого внутреннего желания хва-тает ненадолго. В заднице зудит, чтобы посидел и пописал, но не до-статочно для того, чтобы не просто пописал, а взял -  да написал. Вот и надо подключать другие, дополнительные источники вдохновения.
Подчеркну ещё раз, что подразумеваю по этим всю работу в целом, а не мимолётное стремление, что-то сотворить. Получилось у меня, что источники вдохновения для меня это не что-то там далёкое и непонятное, а старые знакомые стимулы и мотивы. Но это как го-вориться, хоть горшком называйте, только в печь не садите. Главное ведь, что? Правильно – результат, а в данном случае это готовая и изданная книга. Да не абы какая, а пользующаяся спросом и раску-пающаяся.  Поэтому для того чтобы заставить себя работать подой-дут любые уловки, как ты их не называй.
Верю в бескорыстие, но лишь в рекламных целях. Если бы устроила и сделала счастливым просто книга, то можно было бы поднатужившись издать любую чушь за свои деньги – и дело с кон-цом. Но такое не устраивает. Мне надо признание, влияние и всё остальное. Все источники вдохновения должны стать наградой, а иначе и работать не стоит. Внутреннее самодовольство, наверное, весьма щедрая плата за многие часы работы, но его трудно пощу-пать, да и дети не покушают его. 15.02.2010 0:21


Рецензии