49-2. Школа даосов о судьбе и неотвратимости рока
О СУДЬБЕ И НЕОТВРАТИМОСТИ РОКА
Когда у нас с мудрецами зашла речь о нашей судьбе и неотвратимости рока, я спросил их: «Так значит, человек не может ничего изменить в своей жизни и должен подчиниться року, своей судьбе, которая решает всё за него»? Мудрецы посмотрели на меня с иронией, а Лецзы высказал своё суждение:
РОК
Жизнь сохраняется не потому, что её ценят,
Стаёт здоровье лучше не потому, что берегут,
Никто срок роковой исчезновенья не отменит,
Не избежит никто кончины, когда года придут.
Однако не оттого жизнь безвременно теряют,
Что не дорожат ею, или смерти не боятся,
Собой рискуют, но опасности переживают,
Болезнь не оттого, что не умеют сохраняться.
Есть те, кто ценит жизнь, но смерть их всё-таки находит.
Есть, жизнь презирают, но всё-таки не умирают,
Есть, берегут здоровье, но безвременно уходят.
Есть, опасность избегают, но всё же погибают.
Как будто бы желанью вопреки всё происходит,
Но в мире нет случайности, а это означает,
Что сами по себе живут все, сами умирают.
Всё по себе само идёт и из себя исходит.
Само со всеми в мире происходит улучшенье
Сомненьям вопреки и ухудшенья ожиданью,
Само со всеми также происходит ухудшенье,
Ничто не соответствует чьему-либо желанью.
«И всё же мне не понятно, - сказал я, - в чьих руках наша судьба? В руках природы, случая или в наших собственных»?
Услышав этот вопрос, мудрецы рассмеялись и стали говорить о причинах нашего выживания. Затем, рассуждая о скоротечности жизни, мы пришли к выводу, что чаще всего люди умирают от болезни и старения. Тогда Ян Чжу высказал своё суждение, которое я преобразил в стихи:
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
Цзы Лян, друг мудреца Ян Чжу, больным лежал в постели,
Прошла неделя, улучшения не наступало,
Все сыновья вокруг него ночи и дни сидели,
Больному от вниманья их ещё хуже ставало.
Цзи Лян сказал Ян Чжу во время его посещенья:
- «Каких я неразумных сыновей в семье имею,
Ты не споёшь ли что-нибудь сейчас им в поученье,
Я сам бы что-нибудь им спел, да вот ещё болею».
Запел мудрец Ян Чжу: «Что и природа знать не может,
Откуда человеку знать, что знаем мы с тобою,
Ведь выхода же нет, уж если Небо не поможет,
Не знают лекарь и колдун того, что знаем двое».
Но сыновья не поняли, и на дом пригласили
Трёх лекарей, которые средь всех были известны,
В округе средь врачей им равных не было по силе,
Они были светилами среди врачей всех местных.
Один сказал, что пульс, холод и жар неравномерны,
Больной не сам, от недовольства душ предков болеет,
Если не вылечится быстро, то умрёт, наверно,
Но, не смотря на осложненья, хворь он одолеет.
Цзи Лян увидел всё, и лекаря прогнал поспешно,
Второй сказал, что у больного силы в истощенье,
Он в детстве молоко пил матери до пресыщенья,
Болезнь он постепенно вылечит ему успешно.
Цзи Лян сказал: «Хороший врач, душа его открыта,
К природе ближе он стоит, и что-то понимает».
Велел он домочадцам накормить его досыта.
Вот третий лекарь пульс щупает, головой качает:
- «К болезни ни Небо, ни человек, ни предков души,
Ни что другое в мире отношенья ни имеют,
Все шесть отверстий организма: ноздри, рот и уши
Ещё всё в теле функционируют, хотя стареют.
Болезнь природная, ещё родившаяся с телом,
Закон естественный природы ею управляет,
Она как призрак в теле фоном, чёрным или белым,
Но вот когда пройдёт она, никто того не знает.
Чтоб вылечить болезнь, не создали ещё той школы,
Поэтому всяким обманщикам не доверяйся
Чем же помогут тебе лекарства или уколы?
И если хочешь жить, то на природу полагайся».
- «Врач проницательный!» - Цзи Лян воскликнул восхищённо,
И щедро наградив его, по-дружески прощался.
Болезнь прошла сама, и все вздохнули облегчённо,
С тех пор Цзи Лян лишь на природу в жизни полагался.
И всё же я нашёл в себе смелость возразить мудрецам. Я сказал, что, даже обладая хорошим здоровьем, можно умереть не от болезни, а от других обстоятельств, например, от неправильного образа жизни». И мудрецы согласились с моим утверждением и высказали свои доводы.
Говоря о скоротечности жизни, мы не могли не затронуть тему недовольства человека своей жизнью, отчего часто случаются конфликты, сокращающие и так не очень долгую его жизнь.
Чжуанцзы по этому поводу высказал своё суждение:
ПРАВДА ЖИЗНИ
Учащийся-даос Бо Цзюй просить стал разрешенья
У Лаоцзы: «Дозволь мне странствовать по Поднебесной».
- «Оставь, - сказал ученику учитель в раздраженье, -
Ведь Поднебесная простирается повсеместно».
Но ученик настаивал, всё просьбу повторяя.
- «Откуда ж ты начнёшь? – в конце не выдержал учитель,
- «Начну я с царства Ци, - сказал тот ученик, вставая,
Я знаю те места, знаком мне также тот правитель.
Приду туда, казнённого увижу, рядом встану.
Сниму с себя одежду всю и на него одену,
Оплакивать его вслух, призывая Небо, стану,
И голову посыплю пеплом, руки вверх воздену.
«Сын мой, сын мой, - начну кричать, - ты жертвою пал первой,
Великое ведь бедствие страну нашу постигло,
««Разбойником не становись на пути смерти верной»», -
Так говорят в народе, но беда тебя настигла.
С тех пор как возвели в закон страны позор и славу,
Товары и имущество копить все дружно стали,
Пороки родились, карать чтоб, создали управу,
Пошли суды, преступников казнить не уставали.
Возводят ныне всё в закон, что всех ожесточает,
Ведут тяжбы в судах, людей до крайности доводят,
Народ на все законы эти бунтом отвечает,
Кругом идёт вражда, люди покоя не находят.
Но как же можно нам предотвратить все злодеянья?!
Во зле государи раньше себя только винили,
За благо людям воздавали хвалу лишь и признанье,
Себя ругали, а народ за доброе хвалили.
Всё истинное видели государи в народе,
А заблуждения – в себе, и лишь себя корили,
Трудились в поте, отдавали все себя работе,
Себя лишь порицали и из жизни уходили.
Во власти ныне же всё по-иному происходит,
Событье скроют, кого-то за глупость обвиняют,
Ряд целей невозможных ставят, виновных находят,
Всех порицают, всю ответственность с себя снимают.
За то, что не справляются, дают всем наказанья,
Возложат тяжкие обязанности и карают,
Пошлют дорогой дальней, и казнят за опозданье,
При этом всех в отсутствии смелости осуждают.
И с каждым днём всё больше лицемерия у высших,
Как же не могут люди и мужи не лицемерить?
Ведь всё - во лжи от самой власти до устоев низших,
Где брать критерии, чтобы все ценности измерить?
Все люди, зная, что в работе сил им не хватает,
Притворством заменяют их, также обманом - знанья,
Когда добра недостаёт всем, грабить начинают,
Кого же обвинять за кражу, нет где пониманья»?
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217051900173