Военный репортер. Глава 5. Война. День первый

Утром я проснулся в поту. Саша ковырялся у печки, в кунге запахло теплом и дымом. Мы вылезли наружу, умылись на холоде, сон и алкоголь окончательно выветрились из организма. Впереди был штурм ДК.

Позавтракав остатками вчерашнего ужина,  Саша отправился в штаб. Мне было велено не высовываться из машины.

Я стоял возле грузовичка и разглядывал окружающую меня действительность. За ночь всех раненых унесли и отсюда уехало несколько танков. Было поразительно тихо, и лишь тарахтение одинокой полевой кухни и грузовиков отдаленно напоминало о жизни.

Он вернулся. Мы подготовились – Саша уже приказал батальону собираться на боевой выход. Подъехала техника. Я сел на Сашину, командирскую БМП и мы поехали.
Сразу, как только въехали в город, я почувствовал дыхание войны. А если не выражаться образно - разбитый, раздолбаный город. Раскуроченные снарядами и пулями дома, воронки на улицах, сгоревшие машины - военные и гражданские. Не проехав и пятидесяти метров, я увидел трупы. Как мне пояснил Саша - их еще не успели убрать.

Минут через пять мы въехали в лесопарк. В тот самый лесопарк, о котором мне рассказывали все - солдаты и офицеры. Если на въезде в город я ужаснулся всему окружающему, то тот ужас и страх, который был в так называемом лесопарке, нельзя было передать. До войны, как мне поведали, здесь была длинная полоска деревьев, отделявшая спальные районы от частных построек. Через них и проходил парк. Теперь от деревьев остались обугленные, почерневшие стволы, торчащие из земли как сгоревшие спички. Те, что не обгорели, были "пострижены" пулями и осколками, многие были повалены. Но это было еще полбеды. Через каждые пять-десять метров по обочине стояли остовы сгоревшей техники - в основном БМП и БТР, несколько танков, которые были приданы для сопровождения бывшему третьему батальоны, у многих были оторваны башни. Из люков техники порой торчали обугленные тела наших - они не успели вылезти и сгорели заживо. Тут тоже еще были трупы наших солдат - они лежали здесь уже неделю. На лицах многих из них застыла маска ужаса - наверняка они не успели осознать и понять, в какой ад им довелось угодить. Все без исключения из батальона Саши взирали на убитых парней, мальчишек, смотрели с огорчением и состраданием, но в то же время со злобой. Со злобой на тех, кто сотворил с ними такой ужас.

- Знаешь Леша, а ведь сюда могли послать и меня - проорал Саша, пытаясь перекричать шум двигателей.

- Как это? - совершенно искренне спросил я.

- А вот так. В последний момент план изменили, и вместо меня пошел Ваня Правин. Земля ему пухом. Он помолчал. - Так что я мог не сидеть сейчас рядом с тобой.

- Брось, Саш. Чего гадать.

Я попытался представить - какой бой происходил  здесь в те минуты. Но я не мог представить. Очень небольшое количество солдат смогло пробиться к своим отсюда, большая же часть до сих пор лежала здесь.

Потом колонна повернула налево и выехала из лесопарка. Впереди был автовокзал, до которого не добрался тот батальон, вошедший в этот город первым. 

Автовокзал никем не был занят. Тут попросту уже нечего было занимать - артобстрелом порушило все здание, оно было черным от пожара. Тут же плотным рядом стояли остовы сгоревших автобусов. Их было совсем немного, но они были хорошо заметны на небольшой площадке, откуда раньше, наверное, люди уезжали кто куда: в Северодонск, в Сибирск, в Столицу. Мы проехали автовокзал не останавливаясь. Нечего было здесь делать.

Через квартал, возле перекрестка показалось квадратное здание универмага. Высотой в три этажа, оно стояло отдельно от домов, когда то яркие витрины были разбиты, вокруг валялся строительный мусор.

Возле универмага уже кто-то копошился - стояла БМП и два БТР. На первой машине нетрудно было узнать Столетова. Глядя на его хмурую и страшную физиономию, у меня пошли мурашки по спине.

- Чего Столетов? Кого ищите, шахов что ли? - с усмешкой крикнул Саня.

- Ага. Найдешь их тут. А они потом вылезут в самом неподходящем месте - разведке шутка не понравилась.
- Ладно, показывай где разместился - мы спрыгнули с брони и направились в универмаг. Колонна продолжала пыхтеть позади нас.

Внутри все был разнесено в пух и прах. Было видно, что  тут многое пограбили. Прилавки уныло зияли пустотой, часть из них сдвинута в угол. Разбитый кассовый аппарат валялся в стороне, из его нутра высыпались никому ненужные монеты уже почившей страны. Сейчас в ходу другие деньги: бумажные, зеленые, с гордым профилем посредине.

На первом этаже был продуктовый. На втором продавали одежду и обувь, что-то даже еще висело на вешалках, но в изрядно потрепанном виде. На третьем был бытовой отдел, но его сожгли танки - там была шахитская огневая точка.

Мы поднялись на второй этаж. Разведчики стояли у окон, но не "светились" - стояли в сторонке, чтобы не видел снайпер. В углу что-то настраивали связисты - огромный короб с рацией стоял на принесенном откуда то столике.

Подошли к группе разведчиков. Саша поздоровался со всеми за руку, мне показалось, что он их знает. Представил меня - я от неожиданности замялся. Да ладно, ладно, ну журналист, не чудо ведь. Эка невидаль!

- Значит так - начал Столетов. - Подходы мы проверили - там все чисто. Мин, растяжек быть не должно, шахи - только во дворце. Так что тебе дело техники - жимануть их и выдавить оттуда, как прыщи.

- Но, но! - цыкнул Саша. - Дело техники! Я же брать это гнездышко буду, не ты! Хрен их знает, чего они туда понапихали. У меня итак народу негусто, знаешь.

- Да знаю, знаю - ответил понурый Столетов.

- А вот этот молодой человек - наш лучший разведчик в бригаде. Его все Ваней Сибиряклм кличут. Шахи его знают и бояться - Саша показал на стоящего в сторонке солдата. Он разительно отличался от всех срочников - высокий, крепкий на вид, с вырывавшимися из-под подшлемника густыми, черными кудрями. На нем был добротный, но уже потертый камуфляж, туго набитая рожками и гранатами разгрузка. Услышав свое имя, он смущенно заулыбался.

- Золото, а не солдат! - воскликнул Саша. - Мне бы батальон таких, да нету больше. Знаешь сколько лет ему?

- Откуда же я могу знать?

- Двадцать! Как и многим другим - Саша продолжил рассказ.

- Я срочку отслужил и на контрактную пошел - сказал молчаливый Ваня.

- Вань, скажи лучше сколько ты снайперов завалил? - не унимался Сашка.

- Ну так, парочку - вновь улыбнулся Ваня.

- Нифига себе парочку, скромняга. Десятерых положил за неделю! Ты понимаешь - десять снайперов! Сколько жизней он спас!

Вдалеке, в утренней дымке виднелся тот самый ДК. Старое, высокое здание, с огромным козырьком на нескольких больших колоннах. В те времена, когда его строили, любили подобные вещи, в старом стиле. В стиле ампир.

Перед дворцом распласталась длинная площадь, поджимаемая с боков жилыми домами. Мы стояли и вглядывались в эту громадину на той стороне площади. Там была наша цель. Что нас ожидало?

- Ты радистов здесь оставишь? - Саша взглянул на Столетова.

- Да, пусть здесь пока посидят. Потом заберу. Вот Сибиряка еще оставлю.

- А я журналиста оставлю здесь - теперь Саша с ухмылкой посмотрел на меня. - Побудет тут.

- Валяй - сухо ответил Столетов. Он все еще недобро посматривал на меня.

Саша отвел меня в сторонку. - Слушай, тебе там делать нечего. Помочь ты ничем не можешь. Останешься здесь, возле связистов. Так безопасней будет.

- Ты уверен? Ты уверен, что в городе, где кругом война есть еще безопасные места? - я понял, что все решено за меня, но не соглашался с этим. Не люблю, когда принимают решение за меня.

- Леша, ты итак зашел слишком далеко. Я тебя не буду уговаривать - просто сиди здесь. Дэка и отсюда прекрасно видно.

Мне оставалось лишь смириться от бессилия. Куда я рвался?
Вскоре колонна с Сашей уехала. До атаки оставалось всего ничего.

*******

Через час послышались первые выстрелы. Стрельба то нарастала, то стихала, не было понятно - что там, что с нашими. Но позже пальба усилилась, грохот стал нарастать все больше и больше.

Радисты до этого молчали и лишь что-то делали с аппаратурой, стали судорожно отвечать в эфир. Сидевший рядом со мной парень не расставался теперь с гарнитурой. Он сидел на корточках, прижав к уху наушник. Его лицо почти не выражало эмоций, но была видна озабоченность и растерянность - было ясно, что все идет не так, как надо. Словно издалека глухо слышались какие то крики. Стрельба в стороне ДК усиливалась еще больше.

- Кажется наши в засаду попали - снял наушник радист и протянул его. Я взял у него наушник и вслушался.

Сквозь помехи в радиоэфире доносился хриплый Сашин голос, ужас и тревога охватили меня:

 - ****ь, Базальт, Базальт, ответь! ****ая разведка, нихрена не поработали, нас тут долбят, они в угловых домах сидят, суки! Пулеметы, граники, сзади с дворца прут! Базальт, Базальт ****ь!!!

Я отдал гарнитуру радисту, тот переключил рычажок на рации. Он прижимал наушник к уху, но голос комбата вырывался из них тревожной мольбой - батальон попал в засаду.

- Сотка два, Сотка два, я Базальт два, прием! Понял, понял, передам - быстро прокричал радист и уже отбросив микрофон сказал остальным: - Батальон отходит на исходные. Комбат передал и нам... отходить.

- Я останусь здесь - почему то мне верилось, что Саша меня подберет. - Они все равно здесь мимо пойдут, меня по пути захватят. Вы уходите.

- Вы что - разведчик Ваня вопросительно смотрел на меня. - Одному здесь оставаться нельзя.

- Все уместимся - вымолвил радист. - На бэтэре есть место.

- Я дождусь.

- Я с вами останусь - разведчик посмотрел на меня из-под своих густых черных бровей: он не одобрял мое решение, но бросать меня не хотел. Я кивнул ему и отошел к окну.

Вдалеке отчетливо слышалась стрельба. Батальон вел бой, и, как стало ясно, попал в засаду. Что там случилось, что Саша говорил о разведчиках? Снова все не так. Снова ненужные жертвы.

Связисты между тем уже собрались. Я махнул им рукой - они сели на свой БТР и уехали в сторону лесопарка. Что было, если бы я поехал с ними? Не знаю. Уже потом мне рассказали, что до штаба они так и не доехали.

Мы остались вдвоем в этом пустом здании, бывшем универмаге. Да, наверное, это было слишком рискованно. Но я надеялся... Я еще не осознал до конца куда попал.
Я стоял у входа, копаясь в сумке. Барахла я взял много. Ваня курил в сторонке, то и дело посматривая в сторону окна. Стрельба и гул взрывов не прекращался, над домами встали черные столбы дыма.

- Шахи – внезапно сказал Ваня. Я подошел к нему и вгляделся в окно – на том конце улицы закопошились люди, они выбегали из-за угла жилого дома, высматривая противников по сторонам, водя стволами своих автоматов по воздуху. Впереди шел самый старший: на вид ему было около пятидесяти, бородатый, шёл он не замечая и не оглядываясь на бурливший невдалеке бой. На нем было уже изрядно поношенное солдатское «хэбэ» песочного цвета, поверх которого была надета туго набитая боеприпасами разгрузка. Шел он осторожно, словно крадучись, и не предчувствовал беды, лишь ведя за собой более молодых парней; видимо они пытались зайти во фланг или тыл нашим частям.

Ваня около минуты всматривался в шахов, за это время достал автомат. – Ну что репортер, воевать будем – словно с облегчением заметил Ваня, переставляя переводчик огня на автоматический огонь. Шахи понемногу перебегали дорогу и были уже в двадцати метрах от цума. Всего, как я смог насчитать, их было около пятнадцати человек.

Выстрел – и словно кто-то резко выдохнул. Те минуты, когда они только выбегали из-за дома, пробегали через дорогу – минуты напряжения – тянулись, до последнего оттягивая неминуемое, но все же приближая то, что должно было случиться. У меня захватило дыхание, я наблюдал то за Ваней, то за ними и напряжение давило на меня, я почувствовал страх, ощущение того, что конец близок. Выстрел же обрубил ожидание и первым выстрелил Иван – сразу же на землю повалились двое, в ответ посыпался шквал пуль, застучали они по стене, выстукивая последнюю теплящуюся надежду на то, что они уйдут, боя не будет. Но бой только нарастал – неравный бой, хотя Ваня уже смог положить пятерых. Он стрелял увлеченно, быстро меняя магазины, то и дело смахивая текший по лбу и заливавший глаза пот. – Слышь мужик, тащи патроны, там в сумке, в углу! – он прокричал это, я еле разобрал слова.

Пригибаясь, я добрел до сумки, расстегнул, но не успел достать рожки с патронами. Я не успел ничего сделать, среагировать – гулкий взрыв, ворвался в окно, подняв меня с ног и швырнув с огромной силой к стенке. На секунды мое сознание отключилось, но тут же сквозь пелену я увидел дерущегося Ивана, словно загнанного в засаду медведя; он ловко отмахивался от удара одного, потом также ловко уложил прикладом автомата другого. Когда я попытался встать я увидел его смерть – очередь резанула живот, повалив Ваню на пол. Он еще пытался потянуться за оружием, но вторая очередь вошедшего шаха добила его, опрокинув истерзанное тело на спину.  Так погиб Ваня-сибиряк.

Он стоял, глядя на меня надменным, покровительственным взглядом, его автомат в руках был немного опущен, но все же направлен на меня. Позади стоял его приятель, обыскивал Сибиряка. Всего двое. Решение пришло мгновенно.

Я резко отшатнулся чуть в сторону, так, чтобы в меня не смог выстрелить позади стоящий боевик. Ногой ударил в пах тому, кто держал меня на мушке, руками схватил автомат и нажал на его палец, который был на спусковом крючке. Рывком развернул поддавшееся тело шаха. Стоявший сзади упал, подкошенный очередью, так и не успев среагировать. Может он даже не увидел, не понял, что произошло. Я выхватил автомат из рук боевика  и выстрелил в него. Он корчился от боли и не мог оказать мне сопротивления. Откуда у меня взялись силы - я так и не понял.

В этот момент я понял, что я сделал. Нет, у меня не было горечи оттого, что я убил человека. Этот бандит, лежавший сейчас с раскуроченной головой, с широко раскрытыми глазами, мог убить меня. Если бы я думал дольше – он наверняка это и сделал. Никакого сострадания после всего, что я увидел, пережил и узнал, к ним у меня не было. Но, по сути, я стал преступником. Ведь я не военный, я – журналист. Воевать и брать оружие в руки мне запрещено по определению. Поэтому, я преступник. Просто и ясно.

Я стоял и не мог отдышаться. Меня мутило от вида раскуроченной мною же головы шаха, от вида вытекших мозгов. Я не целился, лишь старался попасть в голову. Нашел свою сумку с пленками и фотоаппаратом. Все в сумке было перевернуто, пленки размотаны, фотоаппарат разломан на несколько частей. Видимо, из-за того, что меня взрывом отбросило к стене – в сумке получился такой беспорядок, а фотоаппарат не подлежал восстановлению. Я отошел, поднял автомат, собрал магазины к нему. Достал из карманов шахита пару гранат. Раньше я их в глаза не видел, а тут - вот они - смерть на колечке. Выдернул и кинул. Стало немного жутковато, что в моих карманах лежат эти гранаты.

Аккуратно подойдя к окну, я разглядел убитого Ваню Сибиряка. Вот ведь - утром он был живой, полный сил, молодой и здоровый. А сейчас он лежал навзничь, живот рассечен пулями, лицо исковеркано. И так стало паршиво на душе. Двадцать лет, лучший разведчик. Почему? Почему не я - я, у которого ни семьи, ни детей, а именно его. Наверняка он был лучше меня. Я посмотрел на его лицо. Грязное, но молодое, еще совсем мальчишеское, с широко раскрытыми красивыми карими глазами. Прости Ваня...

Мне ничего не оставалось делать, как пытаться дойти до своих. Я вспомнил дорогу, вышел из здания. Бой стих, хотя стрекот изредка раздавался вдалеке. Уже прошло много времени - снаружи вечерело. Я пошел назад.

*****

Вот теперь я возвращаюсь к тому, откуда начал свой рассказ. В сумерках я заблудился в незнакомом мне месте. Я осторожно передвигался по ночному городу, по его останками. Истерзанный, казалось из каждого окна вот-вот появится ствол автомата или пулемета, повернется в мою сторону и все - поминайте как звали. Но (не знаю почему, может мне в тот раз сильно повезло) ничего такого я не встретил. Одышка почти ушла, дыхание более-менее успокоилось. Я все еще шел по Городу.
Вот перекресток. На краю дороги стоял наполовину смятый танковой гусеницей киоск.

Его я увидел отчетливо, как и стоявший поодаль сгоревший танк. Черневший поблизости силуэт танка напоминал громадного спящего зверя, который сейчас сорвется с цепи. Но все же было заметно, что он сгорел. Я короткими перебежками добежал сначала к киоску, а затем - к танку. Присел на землю, привалившись спиной к гусенице, как вдруг услышал шум. Потом - говор. Язык не наш, значит - шахи. И снова страх. Страх за свою жизнь забурлил во мне. Я пригнулся, на слух определил, откуда раздавались голоса. Выглянул из-за танкового борта. Невдалеке, возле дома стояли трое. Они остановились: закурив, они что-то обсуждали. Я вгляделся в них - нет, это точно не наши. Что делать?

Нащупав в кармане две холодные, ребристые гранаты, вновь появилась мелкая дрожь. Я колебался с минуту, пока не принял решения. Достал одну из них. Вытащил кольцо. Еще раз поглядел в темноту, туда, где стояли они. "Мне не пройти мимо них, значит - пан или пропал" - мелькнуло в голове. Разжал руку - слетела чека. Я слышал, что замедление у взрывателя - три секунды. Три. Рука рванулась, выпустила вперед смертоносную гранату. Взрыв. Криков не было - видимо они не успели понять, что произошло. Я аккуратно вылез, и подбежал к ним. Все были убиты. Иду дальше.

Сзади послышались крики, топот чьих то ног. Голоса что-то гортанно кричали - я забежал в пятиэтажку. В подъезде было темно, но там, в глубине его я сумел разглядеть какой-то блеск. Подрагивание. Страх как-то пришел сам. Я приблизился, сам того не понимая, что сильно рискую -  это мне объяснили уже потом. Но после, я понял, что сделал все абсолютно правильно. В почти темном полуподвале я разглядел маленькую фигурку мальчика, лет десяти. Он трясся, пытаясь навести на меня, тяжелый для него, автомат.

- Ствол опусти - сказал я тихо и спокойно, хотя страх еще не уходил, он давил на меня: "А если он выстрелит, дрогнет. Я же не успею увернуться". Он покачал головой, я разглядел его лицо. Испуганное, оно все было налито нерешительностью.

- Я сказал: опусти ствол

Но он только и пытался в страхе навести на меня огромный автомат. Я же, преодолевая собственный страх, подошел к нему и рывком выхватил левой рукой автомат из его трясущихся детских рук. Стрелять в этого испуганного ребенка я не собирался.

Выдохнув и успокоившись, спустя минуту я гаркнул на него.

- Засранец!

Он стоял, виновато опустив голову. Было слышно, как он хлюпал носом, наверное плакал - этого я не видел.

- Автомат кто дал?

- Отец

- Дурак твой отец. В наших стрелял?

Он отрицательно покачал головой.

- Не бойся, я тебя не трону. Иди домой, к матери. И запомни - еще раз в руки  автомат возьмешь и попробуешь в кого-нибудь выстрелить - найду тебя и надеру задницу. Понял?!

Пацан поднял голову, теперь уже положительно кивнул и вытер руками слезы.

- До дома сможешь дойти?

- Смогу

Почему-то я не сомневался, что он дойдет. Может я спас ему жизнь, не выстрелив во тьму подвала (как надо было сделать) и он больше в жизни не возьмет в руки оружие. Кто знает. Никто не мог дать таких гарантий.

Я все еще не мог отделаться от мысли, что меня могли убить. И сейчас, и раньше, и потом - всегда меня преследовала мысль: а если убьют? Не знаю. Меня не убили.

****

Я крался вдоль стен, вжимался  любое укрытие, лишь бы меня не увидели они.

Понемногу зрение привыкло к темноте и я уже различал дорогу, дома, развалины. Пару раз натыкался на трупы, наших и шахов. Страшно это: вот так идти одному по разрушенному войной городу и встречать по дороге мертвых людей. Нервы то и дело норовили подвести, душа уходила в пятки.

В кромешной темноте я вышел к перекрестку. Я запомнил его, он располагался на выезде из лесопарка, слева от меня стояла растерзанная школа, справа - полуразрушенные многоэтажки.

Вдруг, метрах в тридцати от меня я заметил движение, присмотрелся. Неужели наши? Да, это были свои! Я не один в этом проклятом городе! У меня еще есть шанс остаться живым!

Я начал сближаться с ними. И не верил своим глазам. Около двух десятков человек укрылись возле гаражей, лица их были изможденными и усталыми, но все же они были готовы тут же принять бой. Мне очень повезло, что они поначалу меня не заметили.

- Мужики! Мужики! Не стреляйте! Я свой! Я журналист!

- Стоять, не дергайся! Ты кто такой! - крикнул мне один из них.

- Мужики, я журналист! Меня оставили в универмаге, я оттуда иду, слышите?

- Журналист? Какого... ты тут делаешь? Ладно. Руки к небу и автомат тоже, чтобы мы видели! Медленно подходишь к нам, ясно?

- Да, да, понял!

Я сделал все, как они просили, и подошел. В темноте трудно разглядеть лица, но я постарался посмотреть на каждого. Всем им было не больше двадцати - двадцати двух лет. Все они были замучены войной. Несколько солдатиков было ранено.

- Ты откуда здесь взялся? Еще и с автоматом?

- Мужики, я журналист, приехал собирать материал о войне, был во втором батальоне. Меня оставили в униврмаге с одним разведчиком, а когда заваруха началась его убили, и я решил пробиваться к своим. А вы, мужики, как здесь оказались?

- А мы как раз со второго бата - ответил мне тот парень, который командовал мне.

- Пытались пойти на ДК, нас долбанули, вот теперь откатываемся.

- А я вас помню, вы еще у наших интервью брали.

- Да, да, брал!

- По дороге видел кого? - снова спросил меня тот солдат.

- Несколько шахов.

- И как прошел?

Я молча показал на автомат. - Еще троих гранатой уложил.

- А автомат то вы откуда взяли?

- С шаха снял. Что я, сумасшедший что ли - в таком месте и с одним фотоаппаратом!

Все тихо посмеялись. Мы еще немного времени переждали и пошли вперед. Я очень рад, что встретил этих ребят! Я живой.

И еще больше рад, что они оказались из Сашиного батальона. Но, где же он сам? Не мог же он просто так бросить меня и разведчика в универмаге? И этих солдатиков?
Еще сидя в универмаге, я слышал, какой бой происходил там. ДК был виден как на ладони, но они даже не дошли до него - их накрыли на подходе. За пару кварталов до ДК была устроена засада.

И вот мы пробирались по городу, в поисках своих. Я взялся помочь тащить одного раненого - толку как от стрелка от меня немного. Мы прошли по злосчастному лесопарку метров двести и встретили своих. Это были разведчики, которых послали как раз на поиск отставших. Мы уселись на стоявшие неподалеку БМП, и поехали в батальон. Так закончился для меня первый день на войне.


Военный репортер. Глава 1. Нежданная командировка -> http://www.proza.ru/2017/05/01/1793

Военный репортер. Глава 2. Два журналиста ->  http://www.proza.ru/2017/05/04/1694

Военный репортер. Глава 3. Добро пожаловать в АД ->  http://www.proza.ru/2017/05/10/1674

Военный репортер. Глава 4. Старые знакомые ->  http://www.proza.ru/2017/05/15/1699

Военный репортер. Глава 6. Война. День второй. ->  http://www.proza.ru/2017/05/24/1745

Военный репортер. Глава 7. Война. День последний -> http://www.proza.ru/2017/05/29/1794

Военный репортер. Глава 8. Возвращение -> http://www.proza.ru/2017/06/12/1630


Рецензии