Бабушка Маруся

БАБУШКА МАРУСЯ

Я купил себе автомобиль. Это была моя первая машина. Да, она была подержанная, и, да, она была от отечественного производителя. Но, она была моя. На выходные я отправился за ней в соседний город, а сейчас документально оформив сделку, и, плавно нажимая на педаль газа, я вел свой автомобиль по трассе. Настроение было чудесное, не смотря на то, что на улице стоял февраль месяц. За окном - ниже двадцати градусов, а в салоне - тепло и уютно.
Знакомый поворот я заприметил издалека. Еще только отправляясь в обратный путь, я дал себе слово, что обязательно заскачу на минутку в деревню к моей старой знакомой бабушке Марусе.
Свернув с большака на второстепенную дорогу, я порулил в хорошо изученном направлении.
Подъехав к избушке, я выбрался из теплого салона, и спасаясь от холода, взбежал на крыльцо. За все время пути в селе мне не попалось ни одного человека. Видимо крепчающий мороз, заставил немногочисленных жителей укрыться в своих домах, и затопить русские печки.
Привычно постучав в заиндевелое окно, я застыл в ожидании. Спустя минут пять бабушка Маруся открыла мне дверь, и провела в просторную светлицу.
- Только я ненадолго в этот раз, - предупредил я, усаживаясь на диван: _ Понимаете, купил машину, а теперь еду домой. По пути решил заехать и проведать вас.
- А мы-то с Мишкой, ни как понять не можем, кто это к нам пожаловал, - устроившись на кровати, и поглаживая своего кота, произнесла старушка: - Чайку станешь пить? Грибочки с картошечкой имеются.
- Нет, нет, - замахал я рукой: - Спасибо вам, большое, не стоит суетиться. Я буквально на несколько минут. А вот в отпуск приедем, тогда и повечерничаем.
- Приедем? – уточнила бабушка Маруся, моментально заметив мою оговорку.
- Ну, если, вы не будете против, конечно, - улыбнулся я: - Девушку я встретил. Пожениться собираемся осенью, на Казанскую.
- Дело хорошее, - согласилась со мной собеседница: - И день хороший выбрали. А про невесту расскажешь? – кот Мишка свернулся клубком у нее на коленях, и принялся утробно мурлыкать.
- Встреча у нас была странная. Прямо судьбоносная какая-то, - воодушевленно принялся рассказывать я: - Через неделю после моего отпуска, я как обычно пошел на работу. А путь через парк лежал. Осень поздняя была, и туман такой стоял, что домов даже не видно было. Шел я практически на ощупь, а тут смотрю, впереди меня свет яркий белый маячит. Я как мог шаг прибавил, и рассмотрел прямо перед собой женский силуэт в белом. Шла она, будто плыла, а в руке держала какой-то светящийся предмет. Знаете, за кого я ее поначалу принял?
- За Берегиню, стало быть? – усмехнулась старушка.
- За нее бабушка Маруся, - согласно кивнул я: - Это уж потом, когда присмотрелся, понял что ошибаюсь. Пальто на ней светлое было, а руках она телефон сотовый с фонариком держала, чтобы путь себе осветить. Предложил я ей свою компанию. Так, слово за слово и разговорились.
- А, ведь я тебе сказывала, что Берегиня ни когда не ошибается, и жениха к невесте ведет, - напомнила мне хозяйка.
- Да и слова ваши припомнил я в тот момент, - признался я.
- А звать-то твою невесту как? – уточнила старушка.
- Ольгой, - ответил я.
- Ну, привози ее знакомиться, - благодушно разрешила бабушка Маруся: - Радая я за тебя. Дай вам Бог. А ко мне тут намедни домовой наведался.
- Да вы, что? – с удивлением протянул я.
- Ночью, чую на грудь присел, я его и спрашиваю, к добру или худу, - вздохнула старушка.
- А он, что ответил? – не удержался я от вопроса, почувствовав, что ожидание затянулось.
- Промолчал, - прошлась в очередной раз по холке кота рукой бабушка Маруся: - Впервой такое. Вот теперь и гадаю, к чему бы это.
- Ну, ни чего. Он же не сказал, что к худу. Так, что все в порядке будет, - поспешил я заверить собеседницу: - А, может быть, вам просто показалось?
- Может и привиделось, - еще раз вздохнув, согласилась со мной старушка.
Поговорив еще минут двадцать, я попрощался с хозяйкой дома, и продолжил свой путь домой.
Пять месяцев пролетели как один день.
В середине июля мы с Ольгой выбрали свободную неделю, и отправились в гости к бабашке Марусе все на той же машине. Всю дорогу я рассказывал Оле о домовых, леших, банниках и прочих существах из народных поверий, чем разжег в ней неподдельный интерес к персоне доброй старушки, у которой проводил часть своих отпусков последние несколько лет.
Припарковав автомобиль у знакомого крыльца, я вышел на улицу, и потянувшись, заметил большой черный навесной замок на двери дома. Неприятное чувство зашевелилось у меня внутри, я ни когда не видел, чтобы бабушка Маруся запирала дверь. Отправляясь на усад, она просто оставляла у порога веник, что означало, что дома ни кого нет.
- В чем дело? – поинтересовалась у меня Ольга, подойдя ко мне сзади и положив руки мне на плечи.
- Не знаю, - покачал я головой: - Дверь заперта.
В этот момент я услышал, как с противоположной стороны дороги меня кто-то позвал. Обернувшись на окрик, я заметил соседку бабушки Маруси Агриппину Васильевну. Она помахала мне рукой, и позвала: - Ступайте сюды.
Мы с Олей перешли через дорогу и поздоровались с бабушкой.
- Горе у нас, - всхлипнула Агриппина Васильевна: - А ты, ведь и не знаешь ни чего.
- Что случилось? – пересохшими губами, поинтересовался я.
- Маруся-то убралась, - ответила мне бабушка.
Оля крепко сжала мою руку.
- Как это? – отказываясь верить словам собеседницы, спросил я.
- Зимой еще, - всхлипнула Агриппина Васильевна: - Холод стоял лютый. Я дома сидела. Носу на улицу не казала. Гляжу в окошко, день, другой, а у Маруси из трубы дым не идет. Почуяла я неладное, да к ней отправилась. Дверь открытой оказалась. Зашла я внутрь. Смотрю, батюшки, а она на кровати лежит, бездыханная, а на груди у нее кот ейный, Мишка, пригрелся.
- Господи, - только и выдохнул я, почувствовав, как глаза застилает влажная пелена.
- А вот на похороны ее ладный денек выдался, - продолжала тем временем говорить бабушка: - Солнечный, ясный. Всем селом ее провожали. Маруся подружка моя была. Сызмальства с ней водились. Ленту, ею подаренную, до сих пор храню.
- А, как мне могилку ее найти, Агриппина Васильевна? – незаметно смахнув слезу, поинтересовался я.
- Дык, рядом с мужем ее схоронили, с Алексеем, как на кладбище войдешь, чуть вглубь ступай, а там по правую сторону оградку увидишь в синий цвет крашенную. Там они оба и лежат, - объяснила мне бабушка.
- Спасибо вам, - поблагодарил я Агриппину Васильевну: - Поедем мы, хоть так с бабушкой Марусей повидаюсь. До свидания.
- Ступайте, а девушка чья? – указала бабушка на мою спутницу: - Женился никак?
- Собираемся только еще, - ответил я.
- А звать как красавицу? – не отставала Агриппина Васильевна.
- Я Ольга, - представилась Оля.
- Красивая какая, - удовлетворенно кивнула бабушка.
- Мы поедем, пора нам, - потянул я за собой Ольгу, понимая, что, если Агриппине Васильевне позволить, то она может вести разговор до глубокой ночи.
- Вертайтесь. Ежели нужда будет, у меня остановиться можете, - предложила бабушка.
- Мы подумаем. До свидания, - попрощался я, переходя дорогу.
Оля покорно следовала за мной, махая Агриппине Васильевне рукой на прощание.
- До свидания вам, - донеслось нам в след.
Деревенское кладбище встретило нас тишиной. На погосте не было ни души. Перекрестившись у ворот, мы с Ольгой медленно пошли по небольшой тропинке, ведущей мимо огромных деревьев и чисто прибранных могил.
Первой, нужную нам оградку заприметила Оля. Она подняла руку, и молча указала мне в нужном направлении. Посмотрев вперед, я, молча утвердительно кивнул головой.
Мы подошли к могилке с двумя деревянными крестами, над которой склонилась рябина, и принялись разглядывать фотографии пожилой пары. С одного из снимков на меня смотрело знакомое лицо бабушки Маруси, обрамленное неизменным белым платком в мелкий синий горошек. Тяжелый вздох вырвался из моей груди, но почувствовав на своей руке ладонь Ольги, я сдержался от неконтролируемого проявления чувств, рвущегося наружу.
В следующую секунду в глаза мне бросилась дата, девятое февраля текущего года. Что-то царапнуло мою память, и только спустя время я понял, что именно удивило меня в тот момент. Дело в том, что свой автомобиль я приобрел семнадцатого числа февраля. А это означало, что зимой в гости к бабушке Марусе я заезжал спустя несколько дней после даты, указанной на табличке. Как можно объяснить эту странность я не знаю до сих пор, как впрочем, и многое другое из того, что произошло со мной в этом селе. На тот же момент для меня хватило и других странностей.
Сглотнув неприятный комок в горле, я перевел взгляд на вторую фотографию.
Странное дело, бабушка Маруся ни когда в разговоре со мной не называла своего мужа по имени. Она всего лишь несколько раз упомянула о том, как он тихо ушел в мир иной, прямо во сне. Из обрывочных рассказов мне было известно, что он работал в лесу и поле, а больше я ни чего о нем не знал.
Над табличкой с именем Смирнов Алексей Иванович с пожелтевшего от времени снимка на меня смотрело лицо пожилого мужчины. Его длинные седые волосы переходили в густую растительность на лице в виде бороды и усов, за которыми с трудом можно было рассмотреть черные глаза-бусинки. На секунду остолбенев, я продолжал внимательно рассматривать фотоснимок, а потом вдруг в голове пронеслось: «Алексей, Алеша, Леша, Леший». Возможно ли это? Как-то раз бабушка Маруся в разговоре со мной обмолвилась, что верит в то, что после смерти люди получают возможность обрести вторую жизнь. Хозяйственный домосед, по ее мнению имел все шансы примерить на себя роль домового, любитель попариться мог обернуться банником. Так, почему же муж Смирновой Марии, Алексей не отправился после своей земной жизни охранять лесные угодья?
От тяжелых раздумий меня отвлекло знакомое утробное урчание, которое донеслось до моего слуха с обратной стороны могилки. Рефлекторно переведя взгляд в ту самую сторону, я на мгновение заметил, как белое тельце резво исчезло в высоких зарослях травы. Грустно улыбнувшись, я тихо произнес: - Вот и Мишка пришел со мной проститься.
- Что ты имеешь в виду? – не поняла меня Оля.
- Я потом тебе все объясню, - пообещал я.
Мы постояли так еще несколько минут, а потом я тихо произнес: - Нам пора. Нужно возвращаться обратно в город.
- Пойдем, - едва заметно кивнув, согласилась со мной Ольга.
- Прощайте, бабушка Маруся. Я буду по вам скучать, - проговорил я на прощание, и взяв Олю под руку, направился к выходу с погоста.
Нам в спину светило теплое солнце. Ветер трепал волосы и беспокоил траву под ногами и листву на деревьях. Редкие насекомые пролетали мимо, и моментально исчезали из вида.
В этот момент мне подумалось, что ни куда бабушка Маруся не делась. Она навсегда осталась здесь в своем родном селе. В каждом луче солнца, в каждом порыве ветерка, в дурманящем своей чистотой воздухе, чувствовалось ее присутствие. А еще, она навсегда осталась в моей памяти. Говорят, что пока человека помнят, он жив. Я точно знаю, что ни когда не забуду мою добрую хозяйку, приветливую и хранящую в своей ясной памяти огромное количество так и не рассказанных историй, бабушку Марусю.
Мы с Ольгой сели в машину, я завел мотор, и тронулся с места. Автомобиль, шурша шинами по засыпанной гравием дороге, не спеша направился в сторону выезда из деревни, к которой я прикипел всей душой. Которая стала для меня родным местом, где я пережил одни из лучших моментов своей жизни.


Рецензии
Артём!
Спасибо Вам за чудесный рассказ
о прекрасной русской женщине Марусе.
Творческих Вам успехов и процветания.
С теплом и уважением, Галина.

Галина Дударева-2   14.02.2023 07:16     Заявить о нарушении
Вам большое спасибо за отзыв! Очень приятно получать теплые отзывы на свои произведения! Вам от души желаю творческих успехов и позитива!

Артем Фадеев   15.02.2023 05:40   Заявить о нарушении