Старый город

Я приехала в Стокгольм ранним утром вместе с группой  других  туристов. Мы высадились на площади рядом с Гамла Станом, старым городом, и гид начала свою экскурсию. Поскольку  время было ранее, была зима, на улицах города было довольно темно, и не было ни единой живой души кроме нашей группы. Наша гид начала исторический рассказ о городе, я же в это время как всегда глазела, по сторонам. Мне скорее хотелось познакомиться с городом.  Площадь, на которой высадил нас автобус, была залита ярко-желтыми огнями, и дальше от нее во все стороны словно множество маленьких ручейков разбегались улочки, каждая так же была озарена ярким светом старинных фонарей. С первых же минут Стокгольм понравился мне, его аккуратные булыжные мостовые, шпили костелов, высокие и резные окна домов, все это так красиво сочеталось с кораблями, мирно спящими у пристани. Внезапно меня от созерцания местности отвлек странный человек, который попал в поле моего зрения, он легкой тенью проскользнул на одной из улиц. И все-бы ничего, но незнакомец был так странно одет, что мне показалось, будто бы он мне привиделся. На нем был надет высокий цилиндр, кутался он в столь длинное пальто, что полы его закрывали обувь, в руке таинственного человека была самая настоящая трость,  именно на ее стук о мощеную улицу, я и повернулась. Незнакомец проскользнул мимо и скрылся за ближайшим поворотом, я решила заглянуть на эту улицу, тем более звук его трости все еще гулко раздавался где-то впереди. Я подошла к краю площади и шагнула на улочку, она петляла и сворачивала, я не торопясь пошла по ней, продолжая прислушиваться к голосу гида, чтобы успеть догнать группу, когда та начнет свое передвижение. 
Улица свернула влево и я оказалась на другой, более широкой, голос гида все еще доносился за моей спиной, поэтому я решила пройти совсем немного вперед, никого не обнаружив и не услышав, я повернула обратно и пошла к площади. Какого же было мое удивление, когда вместо площади передо мной снова оказалась развилка улицы.
- Неужели я могла свернуть не туда? – подумала я и повернула обратно, точно вот этот поворот, с которого я вышла и тут я поняла, что уже не слышу ни за спиной, ни с боку голос гида, предутренние улицы города тонул в тишине. После первого удивления, я выдохнула и решила набрать номер телефона гида, но и здесь меня ждал сюрприз. Телефон был разряжен, конечно, ведь вчера весь вечер я слушала музыку и забыла его зарядить. Проклиная свою неосторожность и невнимательность я решила самостоятельно, найти выход к площади, понимая логически, что не могла далеко уйти. Я вернулась, как мне показалось, на то же место где остановилась в последний раз, и повернула в противоположную сторону, затем, как и положено повернула и пошла вдоль улицы, она привела меня еще на три развилки. Именно тогда я поняла, что заблудилась в чужом городе, и мне в любом случае нужно найти дорогу к площади, откуда нас заберет автобус. Что мне оставалась делать в такое раннее время, только кричать и звать на помощь? Я закрыла глаза и схватилась за голову, внезапно за своей спиной я услышала шорох, обернувшись, я увидела человека, который стоял прямо передо мной. Я сразу поняла, что это был местный житель, он был высокий и крупный, как и положено шведу, с острыми скулами и широким лицом. Нельзя было понять, сколько лет этому человеку. Его рост и крепость выдавали в нем молодого парня, в то время как морщинка, пролегающая по лбу, и строгость нахмуренных бровей говорили о том, что ему уже далеко за тридцать, его глаза такие глубокие и холодно синие как два горных озера выдавали в нем семидесятилетнего старика. Передо мной стоял человек без возраста. Одет он был более чем странно, такой же длинный плащ, в который был одет предыдущий человек, только уже без цилиндра и трости. Я уставилась на него во все глаза.
- Что за флэш-моб здесь у них проходит в 7 утра? – подумала я. Незнакомец слегка наклонился ко мне, потому что ростом я доходила ему примерно до локтя, и произнес что-то на-шведском. Поскольку, шведского языка я не знала, то постаралась объяснить ему на своем плохом английском. Незнакомец все так же в слегка согнутой позе стоял и слушал меня внимательно, и затем к моему удивлению произнес на русском языке, хоть и с акцентом, но я его прекрасно поняла:
- Вы заблудились на моих улицах? Сначала я была ошарашена, а потом поняла, что удача улыбнулась мне и что местный просто знает несколько слов по-русски и сможет мне помочь. Я усердно закивала головой. Он выпрямился, улыбнулся мне и произнес:
- Я провожу Вас. Затем он повернулся ко мне спиной и пошел прямо, мне ничего не оставалось делать, как поспешить за ним, потому что шаги у него были гигантские. Мы шли довольно продолжительно, пересекая одну улицу за другой, сворачивая с одного поворота на другой, в полном молчании. Я решила прервать тишину вокруг и спросила:
- Я и не знаю, как могла заблудиться, я отошла от своей группы совсем не далеко. Незнакомец лишь обернулся на мои слова и утвердительно кивнул головой. И тут мы вышли еще на одну площадь, она была совершенно другая, не та на которую приехала наша группа. Площадь была маленькой, окружённая плотно стоящими друг к другу домиками, в центре нее стояла наряженная елка. Стоя на этой площади, складывалось впечатление, что ты оказалась в шкатулке. Крышей шкатулке служило темное скандинавское небо, домики, стоящие по квадрату образовывали стену, они были разные по цвету и по росту, словно какой-то великан поставил их сюда своей рукой, полом служила все та же неровная улица выложенная булыжниками. А в центре закрытой шкатулки находились мы с незнакомцем и красивая елка. На секунду мне даже показалось, что вот сейчас я увижу того самого великана, который спрятал меня сюда, но вокруг стояла все та же тишина. Я обернулась, незнакомец внимательно смотрел на меня, слегка наклонив голову. Я подошла к высокой елке, и увидела, что она вся увешена игрушками, но не теми стеклянными шарами, которые я привыкла видеть на елках. На этой висели разноцветные ленты, засахаренные орехи, настоящие конфеты в шуршащих обертках, и шишки, выкрашенные золотистой краской. Незнакомец протянул руку за моей спиной и достал с верхней ветки конфету в зеленой обертке. Я как ребенок развернула ее и тут же положила в рот, конфета была лакричной и немного соленой. Я поморщилась и посмотрела на своего сопровождающего, он лишь молча развернулся и пошел дальше. Среди домов я увидела, еще одну улицу, на которую мы и вышли, и снова мы шли и шли в переулках улиц.
Мы оказались еще на одной улице, она в отличии ото всех остальных была менее подсвеченная фонарями. Темная она словно тонула и терялась среди всех остальных. По всей улице сбоку тянулся длинный дом, на окнах которого были решетки, что меня очень удивило, ведь все предыдущие окна домов были даже без занавесок, лишь на каждом рождественские украшения. Проходя по этой улице, я увидела в окнах за решетками оплавившиеся огарки свечей, и выставленные экспонаты – здесь были и черепа, искусно вырезанные из дерева и восковые головы невиданных чудищ.
- Фу, что это за улица? – спросила я поёжившись.
- Это музей, и улица страха, она хранит самые разные секреты. Я прибавила шаг, и поторопилась, как только улица закончилась, мы оказались еще на одной, более широкой, от которой разлетались лучиками еще пять улочек по разным сторонам.
- Когда же мы выйдем отсюда? – подумала я. На перекрестке где мы оказались, стояла булочная и была открыта. Странно начало восьмого, на улице все равно довольно темно, и все закрыто, и только одна эта булочная их которой доноситься свежий запах выпечки. Здесь на витрине были выставлены не только булочки и хлеб, но и пряники и пирожные. К нам навстречу вышла милейшего вида тетушка, укутанная в серый платок, с раскрасневшимися щеками, стуча по мостовой деревянными клогами. Она весело и довольно почтительно заговорила с незнакомцем. Он повернулся ко мне и шуткой сказал:
- Это тетушка Ульрика, она продает здесь выпечку уже более ста лет. Женщина заулыбалась мне, и что-то произнесла на шведском, протягивая пирожное. Я услышала знакомое мне слово lakrits, и уж было хотела отказаться от солено-сладкого угощения, но подумала, что тетушка Ульрика будет расстроена, и мне так не хотелось огорчать эту женщину, что я улыбаясь забрала пирожное, и завернув его в салфетку убрала в карман рюкзака. Мы пошли дальше, это забавное путешествие начало мне нравиться все больше и больше. Разглядывая улицы и удивляясь тому, что на них происходит.
В итоге мы подошли еще к одной улице, сначала я даже не поняла, что это улица, я просто подумала, что это проем в стене. Но когда поняла, что мой сопровождающий хочет пройти через него, была удивлена.
- Разве это улица? – спросила я.
- Самая настоящая улица, а точнее это переулок, вот его название – сказал незнакомец, показывая на табличку сверху.
- Вот, и окна выходят во двор – продолжил он. Я подняла голову и действительно с двух сторон стены увидела окна, и название улицы «Переулок Мортена Тротцига». Незнакомец протянул мне руку, чтобы я не упала, так как на всю длину  раскинулись ступеньки, которые и считались пешеходной дорожкой.  Мы пошли вдоль этой странной улицы, спускаясь по ступенькам, она была настолько узкая, что я даже не могла вытянуть руки.
Выйдя с этой улицы, впереди я увидела порт, с качающимися корабликами и лодками. Значит, где-то должна быть площадь и мой экскурсионный автобус. Мы прошли совсем немного, уже хорошо было видно каждый закоулок, небо просветлело, я посмотрела на часы на своей руке, они показывали девять часов утра. Невероятно я проходила со своим новым другом целых два часа, а показалось, что прошло 10 минут. Еще через две минуты я увидела площадь, и свой автобус, около которого уже толпилась наша группа. Здесь мой таинственный незнакомец остановился и молча указал мне пальцем. Я кивнула ему, и поблагодарила. Он наклонился в знак почтения и развернулся ко мне спиной собираясь уходить. Я успела остановить его:
- Подождите, вы помогли мне, но вы даже не сказали, как вас зовут?
Незнакомец внимательно посмотрел на меня и стал говорить по-шведски. Он произнес несколько предложений, из которых я так не поняла, было ли названо его имя, или он пожелал мне счастливого пути. Затем он все так же, загадочно улыбаясь, повернулся, и его гулкие великанские шаги стихли за ближайшим поворотом. Я пересекла площадь и направилась к своей группе, моего отсутствия не было замечено. Даже моя компаньонка по автобусу, оторвавшись от своего фотоаппарата увидев меня спросила:
- Понравилась экскурсия?
- Да, такое увидела! – воскликнула я. Мы все зашли в автобус и поехали, дальше наш ждал длительный переезд до Норвегии. Мы еще раз сделали круг на автобусе в районе старого города и направились на выезд из города. Я задумчивая сидела в своем кресле у окна, моя соседка, тронув меня за локоть спросила:
- Вы какая-то задумчивая, что-то произошло? Я вздохнула, какая-то странная тоска кольнула меня, я дотронулась рукой до того места где располагается сердце и удивилась, сердце было не полным. Действительно я это смогла почувствовать, оно билось как прежде, но словно какой-то маленький кусочек, как пазл был вынут из него. Я и не догадывалась, что встреченный мною ранним утром незнакомец был самим городом Стокгольмом в человеческом обличии. Тем самым городом, который ловит на своих улицах заблудившихся туристов, провожает их к набережной и взамен  забирает  у них маленький кусочек сердца, навсегда. И если вы спросите у меня, насколько цело мое сердце я с уверенностью скажу, что часть его осталась в руках города Стокгольма, оно где-то прячется среди витиеватых улиц подсвеченными яично-желтыми фонарями, среди гулких мостовых и широких окон без занавесок. В городе, где поют по вечерам ветра,  свои скандинавские мотивы и где солнце разрезая лучами холодную воду залива, отражается на мачтах кораблей.

31.12.2016
Где-то по дороге из Стокгольма в Осло.


Рецензии