Испытание судьбою

2. Немного истории.

Всем известно,что предки  ростовчан:  казаки, армяне, евреи, турки  - начало  колорита и  их темперамента. Они инфекция, бацилла, холера ростовской болезни, а может и гордости. Кому, как нравится. И только. Потом будет, выражаясь по-научному,   эволюция, а по-простому мутация. И вот они  такие… Какие?
Ростов-на-Дону многолик. Какие только определения не цеплялись к нему в разные времена. Его называли: «Русский Чикаго», «Азовский Ливерпуль», «Город-купец», «Маленькая Москва», «Кабак - город». Однако прижилось «Ростов-папа». Этот криминальный «титул» для города заслужили воры и мошенники, ловкость и изобретательность которых вызывала уважение даже у сотрудников правоохранительных органов. Но это все в далеком прошлом и только миф.  В Ростове  воровали  и мошенничали не больше, чем в любом другом городе России. Просто в нашей стране  люди привыкли жить так: либо ты украл, либо у тебя украли. Если ты украл - молодец, если у тебя украли – лох. Только и всего. Ростов-на-Дону не исключение. Разве только в том, что в городе, как не где, лохов  любят и всегда разводят  по полной программе…Традиция!
Есть даже анекдот на эту тему. Сидит мужик - ростовчанин с двумя удочками у реки. Одна удочка закинута в озеро, а вторую - в небольшую лужу. Подходят рыбачки и все интересуются:  « Поймал? - Мужик молчит. -А зачем вторая удочка в луже,- удивляются они. Там же нет рыбы?» «Секрет!»,- говорит  мужик.- нальете 100грамм, скажу». Те, раздираемые любопытством, соглашаются. Он без улыбки выдает: «Рыбы не поймал, а лохов много. Вы десятые!»
Или такой пассаж. У меня есть один знакомый, ростовчанин . Его зовут Миша. Так он «разводит» на деньги несколько раз в месяц своего родного отца. Картина маслом. Выпивает, садится за руль и едет к первому патрулю ДПС или ГИБДД. Нарушает. Те: «Давай денег!» Он :   «Без проблем! Только едем к отцу! Разводим на две штрафа. Одна часть моя, другая ваша». Всегда срабатывает.
Коренной ростовчанин  сегодня  - это не просто горожанин, а коктейль из русской, украинской, еврейской и армянской крови. Отличительным свойством армянской  крови является предприимчивость и болезненное самолюбие, но это болезненное самолюбие не подкрепляется ни отвагой, ни смелостью: армянин горяч, но робок, особенно если рассматривать его на фоне других кавказских народностей. И русский  тоже горяч, но совсем не предприимчив и  так же робок, но его горячность, ограничивается  рабским терпением и смирением, где еще есть и место ябедничеству. Эта сторона его поведения -  более двухвековое приспособление к реалиям жизни. Работа же еврейского состава заключается, как бы в том, чтобы целовать руку, бьющую его. Целовать - и ненавидеть.  И единственный принцип, который движет всем этим целым  - это деньги, как единственное средство выживания на земле, на которой он родился. Честь, совесть, долг, свобода – это абстрактные понятия второго плана.
Ростовчанин никогда не стоял перед выбором: выгода или правда, а точнее ложь и выгода или правда. Он всегда выбирает ложь и выгоду. Такое мое главное впечатление. И в этом нет ничего удивительного. Ростов всегда был городом лавочников.
С самого своего основания, как  явствует история, в нашем городе жили продуманные, рациональные и бесшабашные люди. Государевы чиновники, таможенники,  казаки, купцы, священнослужители, ремесленники-армяне и другой разнорабочий разный люд. Эволюция   не  смогла в них  убить этот дух и темперамент. Бесшабашность, веселье, кураж  мы унаследовали от наших свободолюбивых предков-казаков, а остальное – мутация, а точнее, что сегодня видим. Купечество, предпринимательство, стремление  жить  тихо и красиво  убили  у ростовчан  дух и тягу к свободе, войнам и смутам. Ростовчане абсолютно аполитичный народ. Им на все плевать и кто их господин - только не мешайте работать и зарабатывать на хлеб насущный.
Уничтожив казачество в тридцатые годы, власть  навсегда дала понять жителям Дона, что можно пить водку, воровать, не работать, молиться – кому что ближе, но ни в коем случае не надо делать никаких общественных жестов и заявлений против существующей власти. Именно по этой причине купеческий город Ростов-на-Дону, на подступах к которому шли ожесточенные бои, был единственным городом в России  тихо сдавшийся немцам два раза без боя  и не получившим статус города-героя при И.В.Сталине. Как не крути, но это исторический факт, о котором мы не любим говорить и пытаемся забыть в угоду своему имиджу, а не стыду.
 В послевоенное время  в городе и на Дону практически  никогда не было ни диссидентов, ни самиздата, как это было скажем в Воронеже, Иркутске или в любом другом городе России. Самиздат  « Кора дуба» я во внимание не беру. Там  духом инакомыслия  даже не пахнет. История, к примеру, иркутского самиздата — это история прежде всего людей, ярких, неравнодушных, смелых, отличавшихся от всех остальных — знавших ничуть не меньше — лишь тем, что они не молчали. За самиздат можно было пострадать, но в то же время участие в самиздате в какой–то мере спасало от безвестности и произвола властей. В Ростове такого вольнодумства  в послереволюционный и послевоенный периоды не наблюдалось.
 Яркий  пример тому – события в г. Новочеркасске. Горожане, рабочий люд  «Ростсельмаша», были глухи  к призывам жителей этого города  поддержать их действия во время и восстания в 1962 году на заводе НЭВЗ. Равнодушие, «моя хата с краю»  -   еще одна характерная черта жителей  нашего города. Как не крути и не пантуйся!  Даже не знаю, как к этому относиться?


Рецензии