Пересказки, часть 17-ая, о Частном пионерском
Нет-нет, «Частное пионерское» - это не мнение частное чье-то, это названье… необычного художественного фильма.
Необычного?
Да, необычного!
Потому как это первый настоящий фильм про наше пионерское детство конца семидесятых прошлого столетия, который снят не тогда, в семидесятые, а теперь, в десятые двадцать первого века, спустя целую эпоху, жизнь. И это поистине очень необычно глядеть теперь на себя тогдашнего со стороны, сквозь толщу десятилетий глазами внимательного автора, Александра Карпиловского (режиссер-постановщик фильма).
Мимо такого трудно пройти!..
Данное произведение искусства, точнее произведения, ведь их, фильмов-то на самом деле два (первый и второй) и даже, говорят, в этом году выйдет третий, просто не дают опомниться на протяжении всего действия картин, вспомнить что-то другое, собственное из той эпохи, потому как всё в них и так кажется своим, собственным.
Да мало ли художественных фильмов выходит каждый год, о которых стоит говорить, помнить, цитировать?
Увы, не много! Очень.
Ну, право ж, не о сегодняшнем же оскароносном победителе «Ла-ла-ленде» говорить, помнить, цитировать, хотя, конечно, скандал вокруг него на этом престижном и, безусловно, очень субъективном конкурсе несколько легендизировал его.
А вот «Частное пионерское» - это… настоящее событие, которое не заметит, разве что слепой и глухой, ну, или очень равнодушный человек!
Она, эта картина-событие, возможно, потому и остается до сих пор таким… тихим, незаметным, неосмысленным, что размах поднятой проблемы в нём об ушедшей эпохе, о нас в ней (в эпохе) и нашем будущем, никак не вписывается в размер сегодняшнего маленького «мирка» чаяний многих из нас теперешних.
Потому как «…великое, заметно на расстоянии…»!
Ну, а где взять-то его… это расстояние людям современным, интернетным, да креативным.
Нет его у них… нас!
Жаль, но здесь, в Пересказках, да и вообще не даю отзывов, потому как «…мы не должны закрываться от всех философских теорий мира ширмами собственных взглядов… возражая и «отругиваясь», мы многого себя лишаем» (Д. С. Лихачев, «Мои мысли, воспоминания»). Вот и не хочу мешать получить каждому своё собственное впечатление от увиденного, услышанного. Это принцип, закон! Здесь, лишь пересказываю свои удивления, эмоции, мысли, стараясь обойти хвалу и суждения, кои, конечно же, захватывают… есть. Главное, что ищу в Пересказках, как и прежде: сомнение, поиск и мечту автора произведения, лишь, изредка определяя для «своих» зовет оно или нет.
Так вот здесь даю это определение, трудно сдержаться: оба фильма зовут!
Куда? К чему?
Первый к обычному, в сущности, для тех лет и забытому ныне выбору между долгом (тогда пионерским) и человеческой совестью, честью. Не простой выбор, не правда ли? Да и выбор тут не очевиден, для каждого из нас! Вот так и вышло «частное пионерское» решение трех обычных школьников конца семидесятых (словно в свой класс заглянул), которое автор подытожил в конце фильма так: «Теперь, вспоминая наше детство, понимаешь одно, что тогда у нас была одна очень светлая и очень большая страна, в которую так хочется вернуться, но сделать это теперь, увы, невозможно» (цитирую по памяти). А вернуться-то действительно хочется, потому как тот выбор мы делали тогда между обычным добром и… тоже добром, но бОльшим, необычным.
Второй… тоже к выбору, но ещё более сложному: между настоящей любовью и настоящей дружбой, в поиске личного счастья, оказавшего вдруг между ними, настоящими. Тогда, в семидесятые, мы вместе с неподражаемым Эдуардом Хилеем точно знали, что каждый из нас должен «…уйти с дороги – такой закон, третий должен уйти…» и, лишь так, находили своё счастье, при условии, что каждый поступит также. В фильме красиво, бессуетно, глубоко ведется поиск выхода из тупика «любовного треугольника», с прекрасным выводом в конце: «В детстве за очень короткое время, которое кажется нам бесконечным, мы переживаем самые сильные чувства от волшебства разделенной любви, до потери самого близкого человека. Много позже приходит осознание того, что именно это и есть настоящее счастье» (по памяти).
А ещё эти картины, пожалуй, первые НАСТОЯЩИЕ подростковые, детские художественные фильмы, снятые для наших детишек глазами нас, детей семидесятых, да ещё с качеством игры актеров уровня той неподражаемой советской эпохи, в которую снята вся ныне существующая детская фильмотека (не считая мультипликации конечно).
В общем, повторяю для «своих»: зовут!..
01.03.2017г.
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и, безусловно, всех создателей фильма.
Свидетельство о публикации №217051900556