Мишка Механизатор. Часть вторая

 Мишин белорус с сеялочным агрегатом приближался к нам. Казалось, трактор со своим прицепом под управлением механизатора Миши не ехал, а парил, как птица, над весенним полем, показывая, с какой легкостью механизатор может засевать поля необходимой для хозяйства пшеницей.


— Михаил, — окликнул своего лучшего механизатора, махнув рукой, Радмир Дамирович, — подойди к нам.
Миша, поняв просьбу руководителя как по команде командира, остановил свой «Беларусь», выскочил из кабины и встал рядом с ним, ожидая команды дальнейших действий.
— Миша, дай, пожалуйста, интервью нашему корреспонденту, расскажи, как работается, как проводишь весенний сев, какую зарплату получаешь, — попросил Разап Асхатович Юнусов своего передовика.
Михаил, расплывшись в улыбке, по началу даже застеснялся от этого предложения своего руководителя, но, поняв, что придется рассказать о своей работе, стал собираться мыслями. Михаил был небольшого роста и коренастый. Одетый в свою бывшую военную форму, в которой он когда-то вернулся из рядов Вооруженных сил России, он выглядел настоящим богатырем полей. Улыбчивый и застенчивый, по началу, он не сразу начал давать мне интервью.
— Да что я могу рассказать о работе, вот она вся на виду, да как-то я не привык рассказывать о себе, — по началу стал отнекиваться он.
Увидев, что мой очередной собеседник стесняется, я стал задавать ему наводящие вопросы.
— А ты не стесняйся, я предложил ему поначалу просто представиться.
Миша, увидев моё доброжелательное отношение, назвал свою фамилию и имя.
Поцепня Михаил, тут же по-военному он доложил мне.
— А отчество? — спросил я его.
— Иванович я, сын Ивана Матвеевича, как-то с гордостью за своего отца произнес Михаил Иванович Поцепня. Тут я сразу понял, что мой новый герой полей был из потомков белорусов, которые еще в восемнадцатом веке переселились на наши земли из самой Белоруссии.
— Белорус, значит, по национальности, — произнес я ему в ответ, располагая его к разговору.
— Да, — с гордостью ответил Михаил, — а как вы догадались? — уже с интересом ко мне обратился Михаил.
— По фамилии, — ответил я ему, — Ну что, Поцепня Михаил Иванович, белорус по национальности, давай рассказывай, как ты стал механизатором на селе?
И тут Михаил, полностью расположившись к разговору, поведал мне, что родился он в деревне. В школе на уроках производственной практики прошел обучение на тракториста и получил права. После службы в армии вернулся в родную деревню и сразу сел на трактор, с тех пор в течение десяти лет работает трактористом, засевает поля.


Как повезло Михаилу Ивановичу, бывшему деревенскому пацану, — думал я, — что еще, учась в родной сельской школе, в ее программу был включен предмет по производственному обучению, благодаря которому он выбрал свою будущую профессию тракториста. Почему сегодня исключили этот предмет? Как-то в одном из хозяйств сельские механизаторы с сожалением рассказывали мне, что они стареют, а на смену им нет молодежи, которая смогла бы прийти им на смену. Они, как и Михаил Иванович, обучались на тракториста еще в школе и сегодня работают механизаторами в своем родном селе, во вновь организованном крестьянско-фермерском хозяйстве.

Да-а, опять подумал я, почему бы не поднять эту проблему в средствах массовой информации? Вот ведь где камень зарыт. Может, вернуться школам опять к этой хорошей практике, чтобы возродить наше село, чтобы заинтересовать их этой так необходимой для села профессией механизатора?

-Так продолжайте, Михаил Иванович, свой рассказ о себе. Ну а как вам работается сейчас? — задал я ему очередной вопрос.
- Как, как работается?
-Да отлично работается, — опять на лице Михаила засияла улыбка, — пашем родную землю, вот сегодня сеем на ней. Прошлым летом я один в своем хозяйстве засеял триста гектаров озимой ржи. Сегодня в наших планах засеять яровой пшеницей и кукурузой еще триста пятьдесят гектаров.
 -А зарплата какова? — тут я задал ему очередной вопрос Михаилу Ивановичу.
  -Вчера я получил двадцать одну тысячу. По окончании сева наш руководитель обещал за успешную работу дать все тридцать, да еще премиальные дать. Михаил опять широко улыбнулся, сообщая мне для него радостную новость. Тут я заметил, как Разап Асхатович  , стоявший рядом и слушавший рассказ своего механизатора, тоже заулыбался.
 -Дам, конечно, дам, раз обещал, — подбадривая Мишу, — ты только вовремя закончи сев, всё получишь по заслугам.
 -А как настроение у вас? — тут неожиданно для себя я перешел к Михаилу Ивановичу на вы.
 -Настроение отличное, рабочее. Руководитель заботится о нас, запчасти есть, ГСМ достаточно, запчасти в случае поломки тут же доставляют, так что работать можно, и жить, конечно, радует.

  -Ладно, хватит давать интервью, -забеспокоившийся Разап Асхатович Юнусов остановил наш разговор, - пора работать. Земля ждет.
 -Ну что, можно идти? — спросил нас Михаил.
 -
 -Давай продолжай сев, — на этих словах Михаил развернулся и побежал к своему трактору. Рабочие, следящие за ходом работы сеялочного агрегата, заскочили на свои рабочие места, и трактор со своим прицепом опять двинулся в поле.

 -Это моя гордость, работяга, на таких, как Миша, земля зиждется. Не зря ему в прошлом году по итогам года грамоту дали Министерства сельского хозяйства. С такими, как он, можно работать. Только вот маловато их стало. Днем с огнем не найдешь. Поэтому и дорожу им и поддерживаю материально. Да и не жалко, работает ведь и хорошо работает, — стал расхваливать Михаила Ивановича Разап Асхатович Юнусов,-побольше бы таких механизаторов.

 Я стоял на краю поля и смотрел, как трактор Михаила Ивановича, вспорхнув с насиженного места, как птица, полетел по весеннему вспаханному полю, радуясь за себя, что нашел героя для своего будущего сюжета, радуясь, что как хорошо, что есть такие, как он, Мишка-механизатор, простой сельский труженик, в нашей деревне, который влюблен в нашу родную землю, без которой он уже не сможет жить, и который посвятил себя нужной для страны профессии — профессии сельского механизатора. Радовался я и тому, что нашлись в нашем районе такие руководители, как Радмир Дамирович, влюбленный в сельское хозяйство, ценящий таких, как Михаил Иванович, за их добросовестный труд и благодарный им за то, что они вместе занимаются одним делом — развитием сельского хозяйства, ставшем им родным районе.
-Ну что, закончил свои дела тележурналист? — спросил меня агроном района Миниахмет латыпович, -нам пора в путь. Надо еще проехаться по другим хозяйствам, узнать, как там обстоят дела. Вечером надо будет доложить начальству.

 -Мы сейчас мигом, — после этих слов я стал поспешно собирать свою аппаратуру. Уже сидя в машине, делясь своими впечатлениями со своими попутчиками, я радовался тому, что нашел героя для своего будущего сюжета, что не перевелись у нас такие богатыри, как Михаил Иванович Поцепня и его руководитель Разап Асхатович Юнусов, благодаря которым возродится наша деревня, а на прилавках магазинов вновь появится экологически чистая сельскохозяйственная продукция, произведенная на нашей русской земле.


Рецензии
Мишка Механизатор. Часть вторая (Аркадий Шакшин) / Проза.ру
Механизатор Михаил приближается к автору статьи с трактором и прицепом.
Руководитель Разап Асхатович Юнусов просит Михаила дать интервью о своей работе и зарплате.
Михаил рассказывает о своей работе, происхождении и обучении на тракториста.
Автор статьи восхищается трудолюбием и преданностью Михаила своей профессии.
Руководители ценят таких механизаторов, как Михаил, за их добросовестный труд.
Статья обсуждает важность возвращения предмета производственного обучения в школах для развития сельского хозяйства.

Аркадий Шакшин   28.05.2024 23:20     Заявить о нарушении
Рецензия на рассказ «Мишка Механизатор. Часть вторая» Аркадия Шакшина

Вторая часть рассказа Аркадия Шакшина «Мишка Механизатор» — это не просто продолжение, а смысловое и эмоциональное ядро всего произведения. Если в первой части мы знакомились с героем и обстановкой, то здесь автор погружает нас в самую суть — в разговор о судьбе села, о ценности труда и о связи поколений.

Центральным эпизодом становится живой, непосредственный диалог между корреспондентом и механизатором Михаилом Поцепней. Шакшин мастерски выстраивает образ главного героя: через сдержанную улыбку, военную выправку, первоначальную застенчивость и последующую искренность проступает портрет настоящего труженика, «богатыря полей». Михаил — не абстрактный символ, а живой человек, в чьих словах о работе, зарплате и отличном настроении чувствуется глубокая любовь к своей земле и делу.

Однако рассказ не ограничивается простым портретом передовика. Через фигуру Михаила автор поднимает одну из самых острых проблем современной российской глубинки — катастрофическую нехватку молодых кадров в сельском хозяйстве. Лирические отступления повествователя, его размышления об отмене в школах уроков производственного обучения, придают произведению публицистическую весомость и социальную значимость. История Михаила, получившего профессию еще в школе, становится наглядным аргументом в пользу возрождения этой практики.

Важным оказывается и образ руководителя, Разапа Асхатовича. Его уважительное и заботливое отношение к механизатору («Это моя гордость, работяга... дорожу им и поддерживаю материально») рисует модель здоровых, партнерских отношений в агробизнесе, где ценят труд и держат слово. Эта связка «талантливый исполнитель — мудрый руководитель» становится еще одним ключевым образом рассказа, олицетворяя надежду на возрождение села.

Стиль Шакшина прост и ясен, что идеально соответствует теме. Периодически автор использует яркие, почти поэтические метафоры («трактор... парил, как птица», «вспорхнув с насиженного места, как птица, полетел по... полю»), которые не кажутся вычурными, а, наоборот, подчеркивают красоту и одухотворенность крестьянского труда.

Финал рассказа — это гимн оптимизму и вере. Корреспондент, нашедший своего героя, уезжает с чувством глубокого удовлетворения. Он видит в Михаиле и Разапе Асхатовиче тех, «благодаря которым возродится наша деревня». Эта вера в простого человека, в его труд и преданность земле — главный посыл и самая сильная сторона рассказа Аркадия Шакшина.

В итоге, вторая часть «Мишки Механизатора» — это искренний, проникновенный и социально важный текст. Это не только история об одном трактористе, но и глубокое размышление о путях развития российского села, где будущее видется за возрождением уважения к профессии механизатора и мудрой государственной и управленческой поддержкой.

Аркадий Шакшин   16.10.2025 19:04   Заявить о нарушении