Часть 8. Облико морале сivis rоmаnus

Обычно мы не задумываемся о критериях наших оценок тех или иных событий,  происходивших в древности.
Но, правильно ли оценивать людей, явления и  события 1-го века, с точки зрения нашего современника,  человека 21 века?
Чего-то я сомневаюсь, однако.

После того, как Помпеи были раскопаны, выяснилось, что в этом, не самом большом античном городе (население, примерно, двадцать тысяч человек) - находилось не менее тридцати пяти  борделей-лупанаров.
При раскопках засыпанных пеплом улиц города, было обнаружено огромное количество кирпичей с изображением фаллосов. По мнению археологов и историков, эти кирпичи служили указателями пути к домам терпимости.
На фресках Помпей сохранились изображения вакханок - женщин, участвующих в пьяных  сексуальных оргиях в честь Вакха-Бахуса-Диониса. Иногда на них изображается сексуальный акт в присутствии свидетелей.

По современным представлениям, этруски, которые были, так сказать, учителями римлян в смысле культуры, - отличалась полным отсутствием морали.
В обычаях, которые им приписывают, были и гетеро- и гомосексуальные оргии, и обмен женами, и повсеместная демонстрация наготы, и садомазохистские развлечения с различными секс-игрушками, розгами и т.п.

Моральные аспекты греческой мифологии, которая также,  как считается, оказала значительное влияние на мировоззрение латинской расы – тоже были вполне  «толерантны» в сексуальном смысле: практически все древнегреческие боги и герои – бисексуальны.

Связано ли это с мистериями и ритуалами плодородия, не связано ли это с ними  - Бог весть. Мы этого не знаем и, видимо, не узнаем никогда.
Во всяком случае, главное божество плодородия - Приап, который  отличался огромным мужским достоинством, всегда находящимся в полной боевой готовности, - в античном Риме был весьма почитаем.
Правда, ко времени установления Империи, он почитался, в основном, среди неискушенного простонародья.
Среди тогдашних римских интеллектуалов, Приап уже считался божеством не совсем настоящим, а скорее персонажем комическим.

И «Петроний Арбитр» в своем САТИРИКОНЕ - книге, которая, по моему мнению, занимает  достойное место где-то рядом со ШВЕЙКОМ, - заставляет героев  переживать различные приключения, спасаясь от мести злопамятного Приапа, которого они чем-то оскорбили. (Чем оскорбили - непонятно, поскольку от текста САТИРИКОНА, к сожалению,  до нас дошли только отрывки)

Основные персонажи САТИРИКОНА - лица Без Определенного Места Жительства и Занятий (БОМЖ и З): Энколпий, Аскилт, Гитон с примкнувшим к ним непризнанным поэтом Эвмолпом -  явные бисексуалы. 
Впрочем, - это же можно сказать и о других персонажах, например, о бывшем рабе, богатее-вольноотпущеннике Трималхионе, к которому герои Петрония напросились на ужин.

«. . . среди  вновь  пришедших рабов был  довольно  хорошенький мальчик, и  Трималхион, устремившись к нему, принялся целовать его взасос, а Фортуната (жена Трималхиона – К.Калабашкин),  на  том  основании, что «право  правдой крепко»,  принялась ругать  Трималхиона отбросом  и срамником, который не  может сдержать  своей  похоти . . .
    
 - Габинна, -  сказал Трималхион, не в силах удержать слезы, - прошу тебя во имя твоего  благоденствия, плюнь мне в лицо, если я что недолжное сделал. Я поцеловал славного мальчика не за красоту его,  а потому  что  он усерден:  десятичный  счет знает,  читает  свободно,  не по складам,  сделал  себе  на суточные  деньги   фракийский наряд  и  на  свой  счет купил  кресло  и  пару горшочков. Разве не  стоит он моей ласки? А Фортуната не позволяет.  Что тебе померещилось, фря надутая?
(во как, рабам, оказывается, полагались суточные деньги – К.Калабашкин)
Но вспомним  лучше о радостях жизни! Веселитесь, прошу вас, друзья; я  и сам  таким  же, как вы, был, да вот  благодаря своим доблестям стал тем, что есть. Только сердце делает человеком - все остальное чепуха . . .

Да, как я  вам  уже  говорил,  своей честности  обязан  я богатством. Из Азии приехал я, не  больше вон этого подсвечника, даже каждый день по нему  свой  рост мерил;  чтоб  борода  скорее  росла,  щеки и верхнюю  губу ламповым маслом  смазывал. 
Четырнадцать лет по-женски  был  любезным  моему хозяину;  ничего  тут   постыдного   нет  -  хозяйский   приказ.  Ну, и  хозяйку ублаготворял  тоже. Понимаете, что я  хочу  сказать. Но умолкаю, ибо я не из хвастунов . . .»

Рассказ поэта Эвмолпа о своей службе в доме некоего квестора в Пергаме, содержит, между прочим, следующий пассаж:

«Оставался я там очень охотно не столько ради удобств дома, сколько ради красоты хозяйского сына; однако я старался изыскать способ, чтобы отец не мог заподозрить моей любви.
Как только за столом начинались разговоры о красивых мальчиках, я приходил в такой искренний раж, с такой суровой важностью отказывался осквернять свой слух непристойными разговорами, что все, в особенности мать, стали смотреть на меня как на философа . . .»

Из вышеприведенных текстов следуют, на мой взгляд, следующий вывод:

Гомосексуализм или бисексуальность не являлись в античном мире чем-то постыдным или греховным, а скорее делом обыденным. Это было ни хорошо, ни плохо.
Ни гомосексуализм, ни бисексуальность не противоречили античной «этической норме», хотя при этом некие «философы» порицали гомо- и бисексуальные отношения, видимо, находя их противоестественными.
Что, конечно, бесспорно.

Почему-же этические нормы современного человека не соответствуют этическим нормам римлянина 1-го века?
Да потому, что в сознании или в подсознании длинной цепочки людей, которая заканчивается нашим современником, в течение двух тысяч лет отпечатывались библейские императивы: не убий, не укради, не прелюбодействуй и проч., среди которых есть и категорическое порицание гомосексуализма.

Естественно, в течение двух тысяч лет христианской истории Европы были и убийства, и  кражи, и прелюбодеяния и противоестественные отношения.

Однако теперь НОРМАЛЬНЫЙ европеец (т.е. не совсем уж дефективный отморозок), в отличие от жителя Рима 1-го века, понимал, что предаваясь противоестественной любви, - он поступает ничуть не лучше, чем воруя или убивая, поскольку «. . .ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Коринфянам 6:9–10).

Кстати, об античных философах-моралистах:

Гастон Буассье  пишет о, знаменитом представителе стоической школы (и, заодно,  воспитателе Нерона), - Луции Аннее Сенеке.

«. . . каким образом Сенека мог воспитать такого ученика как Нерон? Более знакомые с делом, однако же, удивлялись тому, каким образом Сенека мог заслужить репутацию величайшего  моралиста всех времен?

Этот самый вопрос ставит, хотя и в несколько риторической форме, Дион Кассий:
- Сенека, наставник добродетели, - говорит он, - был изгнан Клавдием за сожительство с Юлией, позднее он вступил в связь с Агриппиной.
Но не только в этом, а и в других случаях он стоял в совершенном противоречии со своей философией.

Он восставал против тирании и сделался учителем тирана;
он клеймил своим порицанием царских прихвостней, а самого нельзя было выжить из дворца.
Он громил льстецов и в то же время до такой степени заискивал перед Мессалиной и вольноотпущенниками Клавдия, что впоследствии ему самому пришлось уничтожать  свои произведения, посвященные им.
Он порицал богатых, и нажил себе 75 миллионов денариев;
он проповедовал против роскоши, а сам имел для приема гостей 500 одинаковых столиков из лимонного дерева с ножками из слоновой кости.

Наконец, этот наставник нравственности сам держал у себя мальчиков и научил и Нерона подобным занятиям.

. . . О связи Сенеки с Юлией и Агриппиной открыто шла речь при судебных допросах, и  один обвиняемый ставил Сенеке категорический вопрос: - с помощью какой философии ему удалось в четыре года накопить 300 миллионов сестерций?

Так говорили о нем в период его могущества и совершенно беспощадно стали осуждать его, когда влияние его пошатнулось. 
Тем не менее, этот человек считается самым блестящим моралистом всех времен . . .»

---------
На картинке - античная фреска из Помпей с изображением бога Приапа (Национальный
 Археологический музей Неаполя): http://www.colin-julie.com/napoli04.htm

КАРТИНКА УДАЛЕНА МОДЕРАТОРОМ.
Как хорошо, что за нравственностью посетителей данного портала следят неравнодушные люди.
Ежели кто надумает разместить на "Прозе.ру" картинку с Аполлоном, или каким другим античным богом  - не забудьте нарисовать на нём штаны!

Предыдущая Часть 7. Немного о тактике: http://www.proza.ru/2017/04/03/1240
Продолжение (дополнение): Так сказать, Мениппея. http://www.proza.ru/2016/11/30/1706


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.