Как распознать Бога?

Как распознать Бога?

   Однажды, на занятии воскресной школы для взрослых одна слушательница задала вопрос: «Как Авраам распознал Бога? Почему он был уверен, что это Бог?» И в связи с этим: «Как библейские истории о Божественных откровениях и посещениях согласуются с советами современных священников не придавать значения всяким там видениям?»

   Батюшка ответил, что это два разных вопроса. Современные священники совершенно правы, потому что все откровения, необходимые для спасения, уже имеются в Евангелии и в Священном Предании, и ждать новых нам не следует. Это было бы соблазном и искушением. Бывают, конечно, всякие чудесные явления и необычные состояния, но относиться к ним надо с величайшей осторожностью. Потому что бесы могут принимать облик ангельский, чтобы обмануть христиан. И рассказал нам историю свт. Никиты Новгородского, который, пребывая в искушении, стяжал себе славу провидца и чудотворца и тем чуть не погубил свою душу.

   Что же касается первого вопроса, то батюшка сказал, что Авраам не мог ошибиться. Потому что тогда люди мыслили и чувствовали иначе, чем сейчас.

   Поразмыслив, я понял, что это действительно так. – Тогда, в то время, когда восхождение к Единому Богу только начиналось, всё было проще и определённей. Люди тогда очень мало знали о Боге и о Царстве Небесном, они внимали не разуму, а своим духовным и телесным очам. Бог являлся им в том обличии, которое Он избирал, а языческие бесы – в своём обличии, которое им присуще. Поэтому, духовный мир тогдашних людей был ещё довольно прост и поляризован. В нём открыто противоборствовали силы Света и силы тьмы. Память о Боге сохранялась во  многих душах праведников ещё со времён Адама. А разум тогда ещё не утвердился в самомнении и самообольщении, и духовное зрение не было наглухо отгорожено рациональным восприятием от чувств.

    Духовное видение праотцев было гораздо ближе к телесному зрению, поэтому тогдашние люди видели много такого, что мы сейчас не видим. В наших душах утверждены материалистические стереотипы, мы твёрдо знаем: что может быть, а что нет. – Потому, что «доказано наукой». На самом же деле наукой ничего не доказано, и гордые претензии разума на то, чтобы быть единственным законодателем в мире совершенно не оправданы. Просто мир «затвердел» –  он закоснел в своих материалистических предрассудках. Поэтому и бесовские силы сейчас аппелируют, в основном, к «свободному разуму», они опираются в противодействии Богу на человеческую гордыню и самомнение.
 
   Опираясь на человеческую гордыню и самомнение, бесовские силы без труда вводят людей в искушение. Собственно, это обольщение разума началось сразу же, как было сформировано учение об истинном Боге, как появились священники и люди, занимавшиеся изучением и распространением этого учения. Мы теперь называем таких учёных людей ветхозаветной эпохи «книжники и фарисеи». В потомстве Авраама настолько возобладало бесовское обольщение тщеславия и гордыни, что народ израильский в массе своей не узнал долгожданного Мессию и отверг Его. Книжники и фарисеи осудили Сына Божьего, обрекли его на казнь. Воскресший Бог нашёл Себе верных учеников среди простых людей, «нищих духом», то есть, не поражённых страстью гордыни.

   Сам Господь, наставляя Своих учеников указал на единственный путь, которым можно придти к вере и к спасению. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3). Если адресовать этот призыв к нашим современникам, то это значит, что Господь призывает их перейти от самовлюблённой гордости напыщенного разума к подлинной мудрости. Подлинная мудрость состоит в познании разумом своего места в жизни и своих границ. Мудрый человек скажет: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Мудрость состоит также в обретении уважения к чувствам человеческим, и в первую очередь – к бескорыстной самоотверженной любви, через которую людям является Бог.

   Возвращаясь ко времени праотцев, мы должны понять, что противоборствующие духовные силы ставили их перед недвусмысленным, явным выбором: служить себе, то есть своей похоти, жадности, властолюбию, или служить Богу и всем людям. И на пути служения Богу терпеть великие лишения и опасности, рисковать своей душой и жизнью близких, бросаться в неизвестность. И Авраам выбрал этот опасный и тернистый путь, потому что в его душе жила удивительная вера. Она была так сильна, что он видел и слышал Бога, как обладающий неведомым «шестым чувством». Он верил этому чувству больше, чем своим телесным чувствам, хотя, Бог, утверждая его, являлся ему и въяве. И вера праотца нашего Авраама не была поругана, она послужила его вечной славе и святости…



Май 2017.


Рецензии