Квадратный шарик

События происходили в одном из даосских монастырей в центральном Китае. Не буду говорить в каком, а то в остальных расстроятся. Трудно подобрать слова, чтобы передать состояние светлой радости, которое охватывает меня, при одном только намеке на то славное время. Но я попытаюсь…
Высокогорье Гималаев, Тибета, чистота природных вод, разреженный воздух, сдержанная красота растительности на фоне каменных обрывов и скал, нагретых солнцем, лазурная бездна над головой создают ту особую атмосферу, в которой хочется расправить крылья и ринуться в небо...
Издревле такие места напитывали идеями, пришедших туда. Это и 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма и  его последователи, далай-ламы, Рерихи и другие. Многие под впечатлениями создали потом свои учения. Бодхидхарма, например, «пришедший с востока» (из Индии), ставший  в результате основоположником чань (дзэн)-буддизма… О Рерихах вы сами знаете.
Были и такие, которые приходили в поисках древних знаний и могущества. Это авантюристы типа Якова Блюмкина посланца НКВД, гитлеровцы (АНЕНЕРБЕ), нынешние востоковеды, офтальмологи,  отпрыски богатых родителей,  мечтающие «прикупить» просветление,  или запутавшиеся в собственных мыслях интеллектуалы философы, лингвисты, структуралисты, постмодернисты и т.д. Их тоже приняли, как и всех других: ласково, с загадочной доброй улыбкой, с обещанием истины… Приняли, обольстили, пожевали и выплюнули…  Ведь в скудных условиях высокогорья такие люди тоже нужны, как источники доходов и бесплатная временная рабочая сила… Приходит туда много и романтично настроенных или просто чистых душой людей. Кто-то из них - за впечатлениями, а кто-то и подзаработать.   
Знаете ли вы, например, как зарабатывают себе на жизнь шерпы - носильщики, набранные из местных гималайских племен?  – Сотни лет они «горбатятся» под кладью богатых европейцев, устремленных к высочайшей вершине мира –  на Эверест.  Вы будете смеяться, когда хорошенько подумаете, а кто же тогда  реальной покоритель этой недоступной вершины?
Шоковая терапия, которую применяют в чань-буддистских монастырях, призвана избавить саньясина (человека Пути) от наслоений в психике, созданных цивилизацией и ее культурой (алчности, эгоизма, карьеризма, стяжательства, спеси, лживость и фарисейства, самообмана, иллюзорности мышления). Она предельно проста и это самый короткий путь к просветлению. – Ученик со стороны наставника подвергается постоянному прессингу (психологическому, физическому, интеллектуальному, моральному даже), пока его ум окончательно не зайдет в тупик и не попытается из него выскочить (с различной долей успешности). Эти технологии навсегда останутся тайной для тех, кто там не побывал, или для тех, кто побывал, но не достиг просветления. Таких превалирующее большинство… Есть еще и длинный более спокойный (без аффектов) путь просветления, но он связан с адским трудом над собой в течение многих  реинкарнаций. Но при столь короткой человеческой жизни, кому он интересен...
В частности, ученику намеренно дают нерешаемые, парадоксальные задачи (коаны), непосильные для просвещенного ума, воспитанного в традициях аристотелевской, асимметричной  логики, включающей непреложные истины типа: у каждого следствия есть причина, за ночью следует день и т.д. А здесь логики никакой нет, вернее она другая. Ученика бьют, гоняют, прессингуют, требуя ответ, пока он не достигнет так называемого состояния «не ума», в котором  отбрасываются все догмы и происходит слияние с Великой Пустотой.
Утверждать, что только лишь в этом прячется «ключ» к разгадке великой тайны просветления будет конечно же неверно. Но в сказках, как эта, не подбирают столь серьезные слова для всеобъемлющего описания подобных тонкостей. Это другие люди, не сказочники, – философы, например, тратят целые жизни, чтоб написать объяснения в десятки томов … А истина-то где -?
В Тибете я прожил семь лет и научился очень многим полезным вещам: изготавливать и запускать воздушные змеи и бумеранги, медитировать, пасти быков, скакать по горам будто архар, выбираться из лабиринтов, ни о чем не тревожиться и ни о чем не думать. А ведь это очень сложная наука, хотя на первый неискушенный взгляд кажется, что все предельно просто.
Мой седовласый Учитель был относительно добр ко мне и не прибегал к радикальным средствам. Альтернативой в этом плане стала для меня, например, история, происшедшая с одним из  учеников. Выкинув его из окна второго этажа, Учитель прыгнул сверху, изрядно его помяв, и спросил угрожающе: «Ну, теперь ты понял??!».
–Поо-нял, – едва-едва нашел в себе силы простонать ему в ответ несчастный… А, что ему еще оставалось делать в такой ситуации?.. Говорят, что этот ученик стал одним из немногих просветленных. Зато остальные, те кто не сподобился, – это так… сырой отработанный материал.
…По прошествии семи лет, в монастыре мне наскучило и я стал проситься домой, но Учитель считал, что еще рано, и не отпускал.  Надо сказать, что он реально «тащился» от моего изворотливого ума, нажитого в «силиконовой» долине современной цивилизации. Ума, который он упорно пытался во мне изжить. Привожу примеры.
-Хлопни в одну ладонь! – приказывает мне Учитель. Это традиционный коан, в решении которого обрели просветление немало адептов дзэн-буддизма. В ответ я тупо машу правой кистью в воздухе, хлопая расслабленными пальцам о неё же. Кто не верит – попробуйте, это несложно.
И действительно извлекается звук, похожий на аплодисменты. Аплодисменты одной ладонью!
– Иди, не ходя! – в другой раз требует Учитель. В ответ я выкатываюсь из комнаты колесом.  Получается, что шагов тут вроде нет, а из комнаты, тем не менее, я вышел…
Учитель орал на меня, утверждая, что ответ неправильный и гонял легкой бамбуковой палкой по двору. Хотя, если быть объективным и логичным, положа руку на сердце так сказать, с моими вариантами ответов нельзя не согласиться. Но это быть "объективным и логичным"… в абсурде…
Я бегал от него, почесывая места от ударов, деланно причитая и вопя, чтоб не было хуже.
-Ты сам виноват, - говорили сотоварищи в ответ на мои роптания, - надо решать задачу нетрадиционным способом. Напрягаться, в конце концов, а не придуриваться, как ты.  Наверное, усердия твоего Учитель не наблюдает, отсюда и проблемы. Должен быть скачок выше головы, скачок через неодолимую стену…
 – И что же мне делать, – в унынии спросил я,– всю жизнь теперь что ли здесь торчать, дурак-дураком?
– А, ты попроси сыграть с тобой в даосский теннис, - посоветовали они мне. - Говорят, это очень эффективное средство для достижения нирваны. Правда, до сих пор ни с кем из нас он играть не соизволил, как ни просили, поэтому мы твердо не знаем что это такое. Согласится – мы тоже тогда приобщимся, может быть.
Чрезвычайно заинтригованный и смущенный кажущейся простотой решения, я вопрошал себя: «Неужто, сыграю в ту таинственную игру – и конец моим мытарствам? Топ-топ домой?..». 
Внутренне для себя я решил, что даосским теннисом будет что-то вроде языковой игры, дискурса, словесной баталии: Учитель задает мне каверзный вопрос – мяч на моей стороне, я ответил – значит, мяч отбил, потом опять вопрос ко мне летит… И приготовился в этот раз основательно напрячь свои мозги. Но все пошло не так.
В ответ на мою просьбу сыграть в даосский теннис учитель долго, и с улыбкой на устах, внимательно разглядывал меня, о чем-то раздумывал, а потом сказал: «Ну, что ж, если ты готов… Пошли во двор!».
Мы встали на приличном расстоянии друг от друга, затем Учитель снял сандалию и бросил в мою сторону… – Что? Все так просто?! – успел подумать я.  Нагнулся, поднял сандалию и неуверенно замахнулся бросить ее обратно. Но учитель приподнял мохнатую бровь на непроницаемом лице и я понял: «Сейчас опять будут бить». Мои бедные пятки стали гореть, будто бы это уже реально произошло. Пришлось замереть в ожидании.
Довольный моим замешательством Учитель медленно полез в карман и достал пестрящий разноцветными квадратиками и такой неуместный в данных обстоятельствах кубик рубика!
Но ведь именно такого развития событий, мне наивному, и следовало ожидать. – Мол, ну-ка поиграй в теннис, молокосос… «квадратным шариком»!
Пристально глядя в мои округлившиеся глаза, он метнул "шарик" в мою сторону. Я отбил его  подошвой учительской сандалии, но попал в одно из ребер и тот улетел в сторону.
Учитель поднял кубик, вручил его мне и веско сказал: «Иди и хорошенько подумай. Как надумаешь, тогда и сыграем в даосский теннис. И запомни, это игра не для слабаков и тупиц вроде тебя». И удалился прихрамывая в одной сандалии, отказавшись забирать у меня вторую. Сначала мне было неудобно, что Учитель ходит в таком виде, но потом вспомнил о даосском Босоногом Докторе, который бродил по деревням, бесплатно лечил людей и обучал их боевым искусствам. Да и патриарх Бодхидхарма согласно легенде пришел в монастырь в одной сандалии... А кроме того, другие заботы и мысли обуревали меня.
Понурый я побрел в свою келью, где погрузился в глубокие раздумья. Ночью не сомкнул глаз в поисках решения. В принципе, в общем виде, это задача квадратуры круга. Она нетривиальная и решается с помощью иррациональных чисел и пределов. То есть всегда в остатке что-то есть. Но кубик рубика – число натуральное, он имеет вполне определенное количество разноцветных отделений, без каких-либо остатков. Но тогда как? Как?!  Я чувствовал, что еще немного и в остатке, скоро сам окажусь. Вернее выпаду в осадок, так сказать. Мой довольно-таки развитый интеллект на этот раз ничего не подсказывал.
К утру я надумал следующее. Ведь ездят же некоторые чудаки на квадратных колесах. Если колес по три с каждой стороны автомобиля и они расположены так, чтобы углы квадратов упирались в дорогу разновременно… Соорудив нечто наподобие круглого ежика из нескольких торчащих углов  (к лучшему ничему не пришел), я вновь направился играть в злополучную даосскую игру.
Учитель глянул иронически на мое сооружение, тем не менее играть не отказался. Я стукнул сандалией импровизированного «ёжика», пытаясь направить его в сторону партнера по игре, изготовившегося и замершего со второй собственной сандалией в руке. Но кубик при ударе провернулся, скомпенсировав удар, и упал неподалеку от меня.
– И это все, на что ты способен, тупица? – спросил Учитель, – тогда пойдем со мной!
Я поёжился в предчувствии недоброго, но покорно двинулся следом. Мы подошли к большому камню, Учитель замахнулся… И тут я с предельной ясностью понял, что произойдет дальше.
Пущенный мощным броском Учителя кубик рубика ударился о камень и разлетелся во все стороны мелкими разноцветными брызгами. Из него выкатился шарик – основа всей конструкции, изборожденный несколькими желобками, будто бы марсианскими каналами.
И тут меня «накрыло». Я засмеялся и  удалился в ущелье к реке неподалёку от монастыря…
Через три дня ко мне, до сих пор смеющемуся, спустился Учитель и сказал, что я могу возвращаться домой. Я хотел отдать ему сандалию, но он подарил мне ее на память.
Вы, наверное, не поверите, что на этой сандалии я переплыл море и попал к себе домой. Хотя... сказка же ведь…


На рисунке смеющийся Будда с жемчужиной. Найдено в интернете.


Рецензии