Четыре беспокойные эпохи
Второе предупреждение: будем опасаться! 4:1-10
А. О каком опасении или страхе идет речь? 4:1-3
Стих 1 в переводе РБО: Итак, раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе, следует бояться вот чего: как бы не оказалось, что кто-нибудь из вас упустил такую возможность.
1. Польза страха
Больший страх изгоняет меньший.
Иллюстрация: маленький индейский мальчик стоит на берегу бурной речки, через которую перекинута узкая доска. Ему страшно идти по этой доске. Но тут он слышит за спиной шум, оборачивается и видит огромного медведя, который приближается к нему. Больший страх изгоняет меньший. Мальчик перебегает по доске на другой берег реки и оказывается в безопасности .
2. Чего должны были опасаться получатели письма? 4:1
1: чтобы … не оказался кто из вас опоздавшим
• Опоздать самому
• Чтобы не опоздал кто-то из братьев или сестер
1: обетование войти в покой Его
Речь идет об опоздании при вхождении в покой Божий. Это покой, в который вошел Сам Бог. И Он предлагает верующим войти в этот же покой. А неверующие будут вне покоя: «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис.48:22).
2: не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших
Если кто-то отпадает, то это потому, что он не растворял верой Слово Божье. Во-первых, важно воспринимать Слово Божье во всей полноте, стих за стихом, во-вторых, его следует воспринимать верой, растворять, делать частью себя. «закон Твой… стал моим» (Пс.118). Иллюстрация: если положить соль или сахар на язык, предварительно протерев язык салфеткой, мы вкуса не почувствуем. Слюна растворяет соль или сахар, и тогда мы чувствуем их вкус. Вера помогает нам вкусить, как благ Господь, и познавать Его. Более того, благодаря вере мы помещаемся во Христа, а Он в нас.
3: входим в покой мы уверовавшие
Евреи, к которым было обращено письмо, еще жили «в пустыне». Период до вхождения в обетованную страну – это путь. Движение к этой цели – вера. Пока вера жива и направлена вперед, нам удается преодолевать препятствия и трудности. Сомнение приводит к преткновение и хромоте (об этом дальше в послании как минимум дважды).
Б. О каком покое идет речь? 4:3-10
Всего в контексте упоминается четыре разные эпохи:
• Бог сотворил мир, успокоился от дел Своих, в этом мире Адам пришел на все готовое, ему не надо было ничего добавлять к творению Божьему, но только возделывать и поддерживать его. Но Адам не пребыл в покое Божьем, из-за непослушания он вышел из него.
• Через Моисея и Иисуса Навина Бог вел народ в покой = в землю обетованную. Сначала евреи не вошли (за непослушание и неверие), потом, когда вошли, то овладели землей не полностью.
• Через Давида Бог напоминает в Пс.94 народу о том, что дверь для вхождения в покой все еще открыта, а день «ныне» все еще продолжается.
• Через Павла Бог обратился к христианам из евреев, которые переносили гонения за Иисуса Христа и колебались, раздумывая, не возвратиться ли в иудаизм. Павел уподабливает послушание Христу и веру в Него вхождению в покой. Иисус в Мф.11:29, кстати, тоже обещал приходящим к нему покой.
Дальше приведу выдержку из конспекта моей проповеди «Христианство без пота».
«Для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). В каком смысле здесь говорится о субботстве?
Я понимаю это так. Адам не участвовал в своем сотворении. В Быт.2:2 написано: «Совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих». К этому моменту, когда сказано о делах Божьих, Адам не сделал абсолютно никаких дел. Он попал сразу в прекрасный, совершенный мир, не сделав ни одного дела. Адам был сотворен в конце пятницы – и почти сразу началась суббота, день покоя.
Павел проводит с этим аналогию. Мы «новая тварь во Христе», т.е. новое творение. Для нас остается субботство. Мы спасаемся аналогично тому, как был сотворен Адам. Он пришел на все готовое, когда Бог совершил дела Свои. Мы рождаемся свыше после того, как Иисус Христос совершил дело Свое и сказал «Совершилось».
Упомянув о субботстве, Павел тут же объясняет, что он имеет в виду – успокоиться от дел своих. Перестать что-то делать для своего спасения и принять то, что сделал Иисус Христос.
Войдя в этот покой, в нем надо остаться. Когда мы в покое Божьем, мы в благодати. Мы принимаем дары от Бога. Выходя из этого покоя, начиная полагаться на дела свои в вопросах спасения, мы становимся законниками.
Проблема в том, что одни христиане живут в субботе, а у других постоянный понедельник, который «день тяжелый». Христианство дел – это тяжелое христианство, «потное». Не таким его замыслил Бог. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30) .
Конец цитаты. Вот подтверждение того, что выражение «успокоился от дел своих» в 4:10 может относиться к делам законничества: в 6:1 Павел пишет об обращении «от мертвых дел» и сразу рядом о «вере в Бога». Мертвость в этом послании упоминается в связи с законом, а также ветхозаветным священством и системой жертвоприношений, которые не могли животворить.
Оказывается, во все эпохи, в которые Бог сближался с человеком, действовали общие принципы и основания. Что общего у четырех упомянутых Павлом отрезков времени, которые я перечислил выше? Во всех четырех идет речь о покое, и во всех четырех подчеркивается, что покоя человек лишается из-за неверности (непослушания или непокорности) и неверия. Кстати, упомянутое в 11-м стихе слово «непокорность» по-гречески звучит apeitheia, и перевести его можно как «непослушание», так и «неверие». Послушание происходит от веры, непослушание от неверия.
Как пишет в Евр.4 Павел (вслед за Давидом), «ныне», начавшееся в глубокой древности, продолжается и сегодня. Каждое следующее поколение из перечисленных выше могло думать: «Ну, это были проблемы наших отцов, запинающие грехи прошлых поколений. Мы-то вон уже где – в обетованной земле живем». Но проходило время, а оказывалось, что проблемы отцов оставались с детьми. Может, и усугублялись.
Точно так же опасность отпасть от Бога, оказаться вне Его покоя угрожает и нам.
Прежде всего, если мы не «успокоимся от дел своих», не обратимся «от мертвых дел». Или возвратимся к ним. Особенно эта опасность – как ни удивительно – угрожает христианам опытным, зрелым, которым есть (как кажется), на что положиться. О спасении по благодати надо еще больше проповедовать зрелым христианам, чем незрелым. Через 20 лет после обращения, зная Библию неизмеримо лучше, чем в момент обращения, имея великолепный опыт и прекрасный «послужной список», мы спасаемся ровно так же, как и в момент обращения и первого покаяния – верой и по благодати. Вот это сознание у нас может либо притупиться, либо вовсе уйти, оставшись на уровне догматического багажа и декларационных лозунгов.
Кроме того (тут я уже пишу о покое не как о богословском синониме спасения, а о состоянии спокойствия), в покое не может быть человек, который не находится на своем месте. Местом Адама был Эдем, местом поколения исхода – обетованный Ханаан. Если я занимаюсь не своим делом (пусть это даже «дело Божье») и/или не занимаюсь своим делом, покоя мне не видать.
Итак, времена хождения по вере продолжаются. Один мальчик, послушав истории Ветхого Завета, задумчиво сказал: «Тогда Бог был намного интереснее». Так часто слышны вздохи (особенно от представителей старшего поколения): «Вот когда-то было время! Вот когда-то наши отцы были верны в испытаниях!» Так и слышится в этом «богатыри не вы». Екклесиаст сказал, что не от большого ума или мудрости такое говорят.
Призыв и третье предупреждение: постараемся войти! 4:11-13
А. Актуальность Божьего призыва для нынешнего поколения: 4:11
Б. Средства для определения неверия: 4:12-13
В этих двух стихах перечислены три средства, с помощью которых Бог обнаруживает неверие: Божье Слово, Божьи глаза и Божий суд.
1. Слово Божье: 4:12
О Слове сказано, что оно:
• Живое: в послании нередки упоминания мертвости и жизненности, при этом мертвым и ветхим называется то, что относится к ветхозаветному священству, живым и животворящим то, что относится к первосвященству Христа
• Действенное: побуждает к действию. ;;;;;;; – энергичный, активный
• Острое и глубоко проникающее
• Распознающее: судит сердечные помышления и намерения. Намерения (желания), в греческом - энфумесис, - эмоциональная сторона человека; помышления, в греческом энноиа, - умственная, интеллектуальная сторона. Бог испытывает как эмоциональную, так и умственную жизнь
Трудно определить, идет ли тут речь о записанном Слове Божьем или о Боге-Слове. О том, что мы можем с помощью Писания проверять, в вере ли мы, или о том, что Бог видит скрытые в нашем сердце веру или неверие. В любом случае, этот текст призван побудить получателей письма пребывать в вере и приступать к Небесному Первосвященнику.
2. Божьи глаза: 4:13
3. Божий суд: 4:13
20.05.2017
Свидетельство о публикации №217052001519