21 мая - Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

       В шестое воскресенье после Пасхи – Неделю о слепом, Святая Церковь на примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет (Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1-38).

       «Сегодня в Евангелии мы слышим, - разъясняет протоиерей Александр Шаргунов, - как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему.
       Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Вместо этого они задают очень странный вопрос: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?»

       Вопрос учеников – наш вопрос, вопрос всех времен. При виде зла и страданий мы часто ищем объяснений, пытаемся найти виновного, и это естественно. Мы знаем, что причиной страданий является грех. Но здесь Господь хочет поставить этот вопрос по-другому.
       Он говорит, что мы не должны считать большими грешниками тех, кто терпит большие скорби. Это потом Он покажет на Самом Себе, чтобы мы увидели, Кто терпит самые большие скорби. А что касается нас, то благодатью покаяния мы можем назвать собственные скорби наказанием, но благодать любви научает нас видеть скорби других людей, о жизни которых мы не можем явно сказать ничего плохого, и называть их испытанием. Эти скорби – испытание каждого человека, насколько он подлинен, насколько он Христов, насколько в нем нефальшивое золото Божия образа.

       «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», – говорит Господь. Грех никогда не может быть оправдан. Зло и страдания мира вызваны грехом. И гибель его будет так же по причине греха. Но мы должны узнать нечто большее. Единственно нормальная реакция, самая человеческая по сути, – трудиться, чтобы преодолеть зло, насколько это для нас возможно. Это сражение против зла и страданий не напрасно. Оно не закончится нашим поражением, потому что это сражение Самого Бога. Ради этого Христос послан в мир.
       Кто Он, откуда Он? Этот вопрос оказывается более важным, чем конец всего мира. Он знает, что идет на смерть, что «приходит ночь» и что «Он должен делать, доколе Он в мире». Эта смерть Его, которую Он предвидит, окруженный ненавистью врагов, будет кажущейся победой зла, ночи. Но «свет во тьме светит, и тьма не может объять его», как узнаем мы среди Пасхи. И Господь просвещает Своим светом ночь, в которой мы живем.

       Этот слепой человек – образ человечества, погруженного в ночь, когда оно не знало Христа, и его страдания, казалось, были безсмысленными. И эта купель Силоам – не просто вода в Иерусалиме, но образ крещения, которое омывает нашего внутреннего человека и просвещает его. «Силоам» значит «посланный».
       Господь послан к нам, и Его явление вызывает множество вопросов, сомнений, противоречий. Ни один человек никогда не вызывал столько споров. Но едва чудо исцеления слепого произошло, как Христос исчезает. Тем не менее, это о Нем все вопросы, когда Его судят странным заочным судом – через человека, получившего от Него милость.
       Мы участвуем в четырех последовательных допросах, которые становятся все более и более недоброжелательными. Но в конце вмешивается Сам Христос, чтобы изнести суд над Своими врагами.
      
       Первую «анкету» заполняют «соседи и видевшие прежде, что он был слеп». Что произошло? Как это произошло? Кто это сделал? Где Он? В этот момент перед нами – всего лишь естественное любопытство.
       И сегодня многие наши современники интересуются Христом точно так же. Сколько чудес совершается Христом и Его святыми! Кто не знает о чудесах святителя Николая или святых Царственных мучеников. Но что толку констатировать факты, и, не желая осложнять себе жизнь, не идти дальше.
       Второй суд над бывшим слепцом происходит, когда его приводят к фарисеям. Мы слышим множество вздорных придирок, хотя мнения их о Христе разделились – одни «за», другие «против».
      
       Третий допрос иудеи учиняют родителям прозревшего. Те уклоняются от ответа, потому что, как сказано, «они боялись иудеев, ибо иудеи сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги».
       Какая до боли знакомая картина: к каким только люди не прибегают уловкам, лишь бы ни в чем не скомпрометировать себя перед власть предержащими!
       И, наконец, – четвертый суд, когда фарисеи вторично призывают исцеленного человека. Они утверждаются в своем отрицании – они «знают»! Они не хотят ничего больше знать, и потому отрицают очевидное.
       И совершают, таким образом, единственный грех, который есть, – отказ от веры. Они нарочно закрывают глаза на тайну Христа и добровольно желают быть неверующими. Их слепота доходит до отрицания очевидного – исцеления этого слепого.
 
       Вот почему Господь говорит после чуда исцеления: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». И Он обращается к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха. Но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
       Это значит, что Христос пришел открыть глаза и сердца тех, кто ищет истину. Но те, кто уверен, что они уже в истине, что они все знают, не зная Христа, и им уже нечему учиться, – пребывают во тьме. Их глаза и их сердца закрыты для Бога.

       Как по-разному звучит это слово «знать»! Им открывается вера, и в нем замыкается в себе неверие. Родители «знают», что это их сын, но не хотят «знать», Кто открыл ему глаза. Фарисеи «знают», что «Человек Тот грешник», и «знают», что Бог говорил с Моисеем, но не хотят «знать», откуда пришел Христос. Слепой «не знает», куда ушел Христос, «не знает», грешник ли Он, но «знает», что он исцелен и что Бог грешников не слушает.

       Посмотрите, как исцеленный постепенно возрастает в вере.
       В самом начале он исцелен только физически. Его вера – в начале только потрясение от чуда исцеления. Она встречается со множеством трудностей, и никто из его окружения не хочет помочь ему. Мы видели, как соседи и знакомые исцеленного слепого ничего не понимают в случившемся, как фарисеи, богословы того времени, совершенно отказываются признать очевидность чуда, и осыпают прозревшего оскорблениями, как его родители отсылают вопрошающих к нему самому.
      
       Проходя через все эти преграды, вера исцеленного все более и более укрепляется. Он начинает с признания Того, Кто исцелил его, за пророка, и затем утверждает, что Этот Человек – от Бога.
       Но его вера достигает вершины только по дару Самого Христа, когда при второй встрече с ним Господь раскрывает ему Себя как Сына Божия и Мессию. 
       Исцеленный обретает полноту ведения, и приносит поклонение Господу. В течение всего повествования он не перестает повторять, что теперь он видит. Но только в конце ему дается по-настоящему увидеть в Иисусе – Христа Спасителя".
 
       «Быть может, именно для нас, для нашего поколения, - продолжает архимандрит Тихон (Шевкунов), - особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного.
       Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере, «мимоидый» — исцелил его. Слепой сделался зрячим, а слепые фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.
       Они стали придираться, обвиняя Спасителя, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостать Истине, Которая блистала пред ними невиданным чудом, фарисеи все же не удержались и в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.

       Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию — явленную в исцелении слепорожденного — и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: «Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек тот (Который исцелил тебя) грешник».
       А исцеленный говорит: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». И тогда фарисеи изгнали его вон, т. е. отлучили от синагоги, отлучали от всего общества израильского.

       Он лишен всех прав. Отныне никто по иудейским законам не может с ним ни общаться, ни помогать ему, ни жить вместе с ним. Отец и мать отказались от него.
        «Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя…» Именно тогда Спаситель Сам находит его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»   
       Прозревший спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» И тогда Спаситель говорит ему, почти как и на прошлой неделе самарянке: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: «Верую, Господи».

       Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.

       Мы все — поколение слепорожденных. Мы были рождены по большей части своей вне веры в Господа. Духовные очи наши по плану, выношенному еще издревле, должны были оставаться закрытыми до самой нашей смерти. И миллионы, миллионы людей должны были отойти в вечность, не познав ни Бога, ни своей души, ни самого духовного мира.
       Было сделано все, чтобы мы, родившиеся слепорожденными от слепорожденных зачастую родителей, остались бы таковыми навсегда.

       Но чудо Божие совершилось над нами. Господь, не спрашивая, веруем ли мы, не истязуя нас об этом, а, напротив, зная, что этой веры в нас нет, брением и скорбями помазал нас, как святым миром, и миллионы, миллионы людей в нашей стране исцелились. Отверзлись их духовные очи.
       Наши современники, исцеленные слепые, как и этот слепорожденный, были подвергнуты тяжким испытаниям, допросам, издевательствам от фарисеев века сего, и многие из нас отлучены были от общества своих друзей, близких и родных. То, что произошло с евангельским слепорожденным, произошло со многими из нас.

       Но почему Спаситель исцелил именно его? Почему чудо Божие явилось именно над этим человеком, а не над целою толпой таких же несчастных, увечных, больных, которые стоят рядом с ним? Две недели назад мы читали в Евангелии, как Спаситель исцелил расслабленного. Но тот хоть жаждал исцеления и надеялся на него — уже в течение 38 лет.
       А слепорожденный даже не имел веры, потому что не знал, в кого верить — он просто не видел Господа, не видел Того, Кто сказал ему: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Именно ему Спаситель, видя его мужественное исповедание перед врагами Истины, врагами Божиими, открыл Свое Божество.

       Но все же, почему исцелялись одни и не исцелялись другие? Почему Спаситель, проходя мимо толпы убогих, нищих, инвалидов, расслабленных, выхватывал одного и исцелял? Почему из миллионов и миллиардов слепорожденных только малое стадо становится зрячими духовно, почему из сотен народов, живущих в мире, только немногие исповедуют спасительную Православную веру?
       По-человечески сказать, это несправедливо. По-человечески сказать — чем другие слепые были хуже этого слепца? А другие расслабленные, лежащие при купели Силоамской, хуже этого расслабленного? И чем мы с вами (а каждый из нас знает сам себе цену — очень невысокую) лучше, чем миллионы наших братьев и сестер в этом мире, которые не просвещены светом веры?

       Спаситель и в дни Своей земной жизни, ходя по земле, избрал из многих лишь тех… кого Он избирал. И ныне происходит то же самое. И среди народов в целом тоже Господь избирает только тех, кого Он избирает.

       Так кто же наконец те, кого избирает Спаситель?

       Перед Своими страданиями, на Тайной вечере, Он говорит ученикам: «Я избрал вас от мира».  А потом в Первосвященнической молитве обращается к Отцу: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал».
       Кто же они? Богатые и великие люди? — Нет, конечно. Только одни нищие? — Тоже нет. Среди избранных Богом были люди всех состояний. Или это были люди, богатые другим — разумом и мудростью? — Ничего подобного. Были люди мудрые, которые признавали свою немощь ума, и были люди совсем неученые, а то и просто юродивые, которым вдруг ниспосылались особые откровения.
       А может быть, это были люди, богатые грехами, потому что Господь «грешников пришел спасти»? — Но мы знаем, что все грешны перед Богом.
Или, может быть, это были люди, богатые верой? — Да, Господь требовал веры от людей. Но вот слепорожденного Он исцелил без его веры. Расслабленного, которого, раскрыв кровлю здания, спустили пред Ним, Он исцелил лишь по вере принесших его.
       А еще мы знаем, что и бесы веруют и трепещут… Так кого же Господь избирает в наследие Себе?

       Апостол говорит в одном из посланий: «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». Вот кого избирает Спаситель: тех, кто может отвергнуть себя и стать жилищем Бога.
       По неизреченному Божественному смотрению избираются лишь такие люди. Пусть этот человек будет малодушным, как этот расслабленный, две недели назад предавший Спасителя, но и он мог сказать, хотя бы в какое-то время своей жизни, что вот, во мне живет Христос. Он смог стать Его храмом. И Иуда какое-то время был храмом Божиим! Но кто растлит храм Божий, того растлит Бог…

       «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос».
       То же самое могут сказать и все, кого избирает Бог. Упраздняется ветхий человек, и созидается Христос в человеке.
       Но Христос живет в человеке совсем не умозрительно, совсем не только в уме нашем.
       В уме Христос у многих верующих людей: и у протестантов, и у католиков, и просто у тех, которые говорят: да, я верую во Христа, но я вне Церкви. Есть те, кто мудрствует о Христе, предается мечтательствам о Нем, хочет о нем слышать, — но жизни Христа в них нет. Они вне Тела Христова, вне Христовой Церкви. Поэтому-то и выходит, что многие народы, узнавшие о Христе, живут вне Его Тела, вне Его Божества.

       Конечно, мы говорим это не для того, чтобы возгордиться. Святая Церковь говорит об избранных как о величайшей милости Божией ко грешному человеку, но и как о величайшей ответственности. Потому что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они своего Спасителя предали и распяли.
       Наше прозрение в том и заключается, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству.
       Наше прозрение — в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть — лежащим во зле.
       Наше прозрение — в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству.
       А если мы всего этого не видим, значит нам только кажется, что мы прозрели, а на самом деле мы остались по-прежнему слепы, от чего избави нас Господь!
         
       Все мы, слепорожденные духовно и прозревшие даром Христа, даром Его крестных страданий, даром Его светоносной Пасхи, призываемся к видению нашего Господа».
       «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».
       Исцеленный от слепоты человек исповедал свою веру в Господа: «Верую, Господи!» – сказал он и поклонился Ему.
       И мы с вами тоже, завершая Святую Христову Пасху, говорим: «Веруем, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, что Ты Сын Божий, что Ты Свет мира». И вместе с ангельскими ликами, со всеми святыми, со всей Церковью, Небесной и земной, покланяемся Ему, Воскресение Христово видевше».
       Христос воскресе!

       Тропарь, глас 5:
       Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на Спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи Плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия  славным воскресением Своим.

       Кондак, глас 4:
       Душевныма очима ослеплен к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый.



Источник:
http://georgievka.cerkov.ru/2015/05/16/ot
-pasxi-do-troicy-nedelya-6-ya-po-pasxe-o-
slepom-pyatoe-voskresenie-posle-pasxi/


Рецензии