Попробуйте жить как мы

Иду сегодня через тропаревский парк на службу. Народ, измученный холодом,  покинул у квартиры и веселится на лужайках. Когда я шел по брегу реки Очаковки. Меня окликнули: "Молодой человек! Э... э. А вы Яна Густава знаете?" Интересовался  как раз именно молодой человек, сидящий со своим приятелем на скамейке, и довольно не трезвый. Я, не сообразив, что очевидно подразумевался Ян Гус, сказал, что не знаю. "Это вызывало следующий логичный вопрос: А Бог есть". Я, спеша на службу значительно удалился, но напомнил о такой же скамейке вблизи водоема и  о том, что подобные рассуждения уже плохо закончились. Единственно, что радует, что по улице Бакулева трамваи не ходят.  Молодые люди хоть и были изрядно выпивши, но имели все-таки приличный вид. Я подумал, что стоило присесть с ними поговорить, но... Подумал и о том, что миссионерства все больше, а народ все дальше от веры, чем в 90-е. Почему? Можно доказать бытие Божие. Нет - это предмет веры. И можно сколько угодно сообщать людям важные факты, а они будут все дальше и дальше от веры. А простые люди, едва ли что могущее важное сказать, к примеру, как архимандрит Кирилл привлекали людей  к Богу гораздо  эффективнее. Почему потому, что они могли не сказать, а показать. У нас есть Богослужение, которое так же показывает, но по моим наблюдением мы относимся к нему все более и более поверхностно. Спешим побыстрее  его закончить, чтобы вдалбливать прихожанам прописные истины, которые можно прочитать в интернете.
Помню, как мы гонялись за книгами на церковные темы. Теперь есть все и везде, только нет желания их читать. Открыты Воскресные школы, только нет желания там учиться. Миссионеры приносят с собою рационализм, и сами побеждаются этим рационализмом. Вспоминается мне, как когда-то в воскресение вечером возмущенная девушка притащила молодого человека в храм и стала жаловаться на его плохое поведение. В чем оно заключалось я так и не понял, но решил выяснить,  на чем утверждается ее право ему предъявлять претензии. Оказалось, что он просто живут, даже не зарегистрировавшись: "Мы же любим друг друга!" -  "А почему не поженитесь?" "Но надо же проверить подходим ли мы друг другу". И в тот момент я понял, что это люди из другого мира и им не объяснить христианское учение о Таинстве Брака. "Мы же любим друг друга!" Им для начала надо стать христианами, войти в Церковь и все для них станет понятно". Вспомнились мне слова моего духовника, сказанные давно: "Попробуйте жить как мы. " То есть не спорить, не вдалбливать, а явить им собою христианскую жизнь. И люди увидев, войдут в Церковь. С тех пор прошло много лет и вряд ли я стал лучше. Смотрю на знакомых и, увы, вижу, что тоже можно сказать и про других. У нас мало возможности показать людям достойную христианскую жизнь, а ведь это должно быть нашей главной заботой. Недавно одна моя знакомая пожаловалась, что уже взрослый сын, алтраничавший и учившийся в Воскресной школе снял свой нательный крест. Почему? А зачем его носить на шее, у меня на пальце кольцо с крестом. А как объяснить? Что Крест - хранитель Вселенной? И человека тоже. И принято носить его на груди. И что совсем не по-христиански не следовать общепринятым нормам, а стараться соригинальничать. Как если бы кто-то среди старообрядцев нарочно стал бы креститься тремя перстами, а среди никониан кто-то вдруг вспомнил двуперстие.  Гордыня. И что сказать молодому человеку: Носи Крест на шее - так положено? может лучше: "Делай как мы, делай лучше нас?". И если человек увидит, что это действительно хорошо, что это действительно красиво, действительно правильно, то и сам будет делать также, не задавая вопросов. Но мы с раздражением стараемся кого-то переспорить, кого-то заставить, забывая, что Бог создал человека свободным и он может нас слушать, может и не слушать.
 Еще вспоминается, как давно-давно  в девяностых пришли в храм сатанисты. Реально это были  ребята, наслушавшиеся групп и не бывшие никакими сатанистами. На пороге храма они  были сатанистами, а перейдя порог, оказались  на службе и стояли раскрыв рот, пленившись красотой Богослужения. Они не услышали, они - увидели. Не знаю их дальнейшую судьбу. Но возможно кто-то из них понял, почему надо ходить на службы и теперь уже не надо призывать их посещать храм  хотя бы по воскресениям.


Рецензии