Фильм Особо важное задание

Фильм "Особо важное задание" - хит советского кинопроката, снятый Евгением Матвеевым. Про что кино? Про простые будни рабочих и руководителей авиационного завода в предвоенные, а главное, военные года. Причем, больше про руководителей, главного из которых играет сам режиссер. И его герой проделывает путь от главного инженера до руководителя авиационного завода.
Народ в фильме представлен в виде героев Николая Крючкова и еще нескольких актеров. Как правило, народ работает, да шутить. А еще красиво умирает, как герой Крючкова.
Фильм вообще очень похож на агитку. И как положено, агитке, все герои в нем фанерные и искусственные. Агитка заслоняет за собой жизнь, и она в картине получается какой- то искусственной.
Хотя, режиссер пытается обострить какие -то конфликты. Здесь есть даже тема необоснованных репрессий. Его герой попадает под эти репрессии, но объяснение этим репрессиям очень простое - чего не бывает в дни войны. Есть еще попытка рассказать о производственном браке, и как из-за этого брака, из-за всех этих недоделок гибнут простые парни. Но все недоделки быстро исправляются с помощью приказов партийного руководства.
А еще есть героиня Людмилы Гурченко и героиня Валерии Заклунной. Одна переходит из стадии жены руководителя на роль простой рабочей, и совершенно довольно своей новой должностью. Вторая и вовсе рвется на фронт, будучи женой начальника. Якобы там она хочет найти своего ребенка, который остался на оккупированной территории.
Вообще, все в этой картине рвутся на фронт, будто там ждет масса небесная.
И во многом, из-за своей искусственности картина сейчас не больно смотрится. Ее повторяют по кабельным каналам, или по центральным, но рано утром. А ведь нужно говорить о том, что и в тылу все делалось для Победы, и фронта не бывает без тыла. Может быть, нужно говорить об этом правдиво. Матвеев, по определению, не мог рассказать всю правду, и получается полуправда. Прибавьте к этому отношения как в индийском кино с относительным хеппи - эндом: сын найден, жена погибла, но перед тем как погибнуть, она изменила мужу. Не просто с летчиком изменила, а с Героем Советского Союза. Все в этом фильме преувеличенно, как в индийском кино, и по настоящему отличным актерам здесь не очень удается играть. Даже персонаж Гурченко не очень жизненный, хотя актриса всячески пытается его оживить. Остальные персонажи просто выполняют сценарные функции, нужно же наполнять народом и персонажами, по определению, эпическую картину. И получается, что все персонажи ряженные. Ну, не увидел я за ними, изнурительной работы за станками. Все красивые, у всех хороший цвет лица, все сытно поели, а затем начали выполнять свою работу. И у всех на лице крупными буквами нарисовано: мы заботимся о благе Родины, и только о ней.
Но, нужно отдать должное, в отличие от других идеологизированных картин - эта картина окупилась в советском прокате.


Рецензии