Осенью 15-го года

Ушло лето. Не попятилось, как часто бывает, не побаловало людей напоследок, а будто бы обиделось на что-то, а, может, и осерчало на нашу привередливость. Подумало: все-то им не хорошо, всем-то недовольны: то слишком жарко, то дожди зарядили, то ночи душные, то ночи прохладные… И хлопнуло дверью; 31 августа еще светлым, ласковым  выдалось, а 1 сентября спустилось небо чуть ли не на вершинки высоких и тонких берез, дождик пошел ситный. Осенний.

Сидел я, прислушиваясь к струйкам воды, стекающим с крыши, глядя в окно на пока еще редкие проседи берез,  сидел в каменной своей берлоге, на даче, и вдруг подумал, а почему старики так любят смотреть на деревья, на капельки росы, на самую обыкновенную птаху, на поспевавшее позднее яблоко, на шуструю ящерку, на соседского кота… Почему?
 
Я вышел наружу - решил спросить у самого себя: а ты-то любишь и если любишь, почему?

Прошлой осенью завез две машины земли с огуречного поля, засыпал ею четыре сотки, весной засеял семенами травы. Да обмешулился: разные семена купил, в том числе и красный клевер. Надо было бы одними семенами засеять один участок, другими – другой. А я вразнобой кидал, вот и выросла травка лоскутами. Когда скосишь, незаметен разнобой, а вырастет – глаз спотыкается.

Жаль, что так вышло. Но все равно – красота! Особенно капли дождя на клевере. Никакой алмаз ограненный не поспорит с такой красотой: блестят, радуются водяные караты, и ведь - россыпь их, куда как больше, чем на руках и шее любовницы дяди последнего русского царя, французской актриски – Балетты.  Это в нее и в дядю царя – Алексея -  в театрах бросали апельсиновые корки, требуя возвратить бриллианты, приобретенные на деньги, предназначенные для цусимского флота. Конечно, не возвратили, смоталась госпожа в Париж, а вслед за  ней и наш, русский, дурак.

А к чему я это?.. Да к тому, что богаче я французской актриски: россыпь бриллиантов у ног, а захочу, и потопчусь по ним.

Не стал топтаться. Жалко. Прошел по дорожке дальше, к кусту черноплодной рябины. Ягоды-брюнетки лоснятся от влаги, у них еще есть время налиться соком. Часть их обычно оставляю на зиму, может, какая птаха склюет. Рябину, подумалось, надо бы посадить: в прошлом году, кажется, к весне тогда время шло, тысячи каких-то птиц (может, клёсты?) прилетели на Рублевку в Москве, и за полчаса все склевали, а ягод много - до налета все деревья были красными.

А вот и кабачки; их, жаренные на подсолнечном масле, обваленные в муке, любит внук. Да не приезжает внук и внучка, вот и обиделись кабачки, медленно растут.

Три яблони на крохотном участке разрослись, в этом году дали впервые богатый урожай, хотя и не назовешь их девственницами: лет по десять каждой. Да в июле случилось лихо: всю округу нашу, в восемь-десять километров диаметром, засыпал град. С полчаса бил по посадкам, деревьям, цветам. От огурцов остались корешки, траву засыпал слоем толщиной сантиметров в десять, побил листья ежевики, жасмина. Досталось и уже подросшим яблокам. И теперь смотришь снизу на яблоко и не нарадуешься: чистое, величиной с кулак подростка-акселерата, а сорвешь, и такая обида возьмет: одни раны на верхней, доступной граду, стороне яблока, одни темно-коричневые  коросты. Вкусные, но красоты-то убавилось. Не эстетично, что ли…

Вот так обходишь свои «владения» и забываешь обо всем и обо всех. Без цели и нужды ходишь, глаз только примечает то цветок, то травку. А тут выполз из своего убежища соседский рыжий кот, и выполз, несмотря на сырость; видно, соскучился по мне. Близко к себе не подпускает, но и не убегает, если с ним начинаешь разговаривать.

Кот до того похож на друга моего старого (лицами похожи), что я при каждой встрече здороваюсь с ним: привет, говорю, Володимир! Пойдем, говорю, выпьем. У меня от вчерашнего вечера полбутылки «путинки» осталось. Кот внимательно прислушивается, но не идет. Наверное, мало полбутылки, чего, дескать, связываться. И чешет правой лапой маленькое правое ухо. Рыжая бестия, говорю обиженно, нет ничего проще правой лапой почесать правое ухо. А попробовал бы правой - левое.

Пока ходил и выглядывал цветочки и прочее, забыл, зачем вышел под осенний дождик. А как зашел в берлогу, так и вспомнил. Я же хотел найти ответ, отчего старик любит травку, солнечный лучик, синичку, ящерку… А оттого любит, догадался, что знает, и наверняка знает, что скоро всего этого не станет для него. Сам-то старик не помрет, нет, а если помрет, то где-то там живой будет, а вот березок  уже не увидит, клевера не увидит, синичек не увидит. И шмеля,  нагловатого, никого и ничего не боявшегося, не станет. Потому что ТАМ все не так, не по-человечески.

А как прожить без них!? Вспомнились стихи Симонова, ну, может, и не совсем точно, но как вспомнились, так и вспомнились:
Если Бог своим могуществом / после смерти отправит в рай, /
Что мне делать со своим имуществом, / если скажет он: выбирай? /
Мне не надо в раю пустующем, / чтобы жизнь сама текла, /
Я бы взял в рай такую же, / что на грешной земле была.

А дальше Симонов перечисляет, что именно прихватил бы в рай и заключает: «Даже курского соловья / на земле не оставил бы я».

Да, не себя жалеет старик, когда к нему стучится смерть. Себя жалеет молодой. А старик жалеет о том, что не станет всей этой красоты: столько лет глядел-глядел на нее, да так и не нагляделся. Не успел.

…Дождик, мелкий, ситный, идет и идет. От полбутылки почти ничего не осталось. А ехать за добавкой накладно: туда сто пятьдесят за такси, оттуда столько же. Это же выйдет полтысячи за бутыль!

Но дождик-то все идет! Ну, с чем сравнить его? И сам удивился от пришедшего на ум сравнения: да на чиновника он похож! Знаете таких молодых служивых: при галстуках, в застиранных, но чистых рубашках, не по возрасту полысевших, с залысинами, предусмотрительных, всего и всех боявшихся, и почему-то непременно с длинными, уточкой, носами?

Я в свое время насмотрелся на них; одного как-то упрекнул: не совестно молодому бумажки перекладывать, пальто шефу подавать? Посмотрел он на меня с ненавистью, и, думаю, про себя позлорадствовал: ничего, мол, потерпим, придет время, и ты мне станешь подавать. И не только пальто. И ведь прав: дослужится.

Вот и дождик такой же, как он, настойчивый, такой же застиранный. Ну, хоть бы дунуло малость, хоть бы яблоко с яблони упало, хоть бы ящерка выбежала на свет божий. Моросит и моросит! Подлец и еще три раза подлец! Все намокло; ветки и листья под тяжестью воды сникли; к вечеру зелень темнеет, густеет.
Водка выпита.

А впереди еще часа три-четыре до сна.


Рецензии
А знаете, Валентин Андреич, а я люблю такой неспешный монотонный дождик! Он гораздо лучше, чем поток воды с небес. Когда мы ещё жили в Латвии, в Краславе, построил я на берегу Даугавы дачку с подвалом под всю дачу, с баней в подвале, мне подвезло тем, что прямо под дачей пролегала коллекторная труба дренажа диаметром 50 см, я аккуратненько проделал в ней отверстие и вывел туда сток из бани, плещись - не хочу! Однажды, ещё до бани, ночью, мы приехали с женой на выходные, такой хлынул ливень, да ещё с грозой, что дорога по нашему садовому товариществу превратилась в реку, утром я заглянул в подвал через люк в полу, а там вода почти под потолок подвала, хотя он был почти на метр выше земли, через несколько дней она сама ушла, земля на даче была лёгкая, песок, пришлось много денег потратить, чтобы плодородной землю сделать, и глину привозили на самосвалах, и навоз, и плодородную землю из колхозов... А насчёт мыслей стариков я полностью с Вами согласен, часто сам ловлю себя на мыслях: "скоро эту всю красоту не увижу... будет всё так же солнышко всходить, будет небо таким же голубым, будут жаворонки свои трели выдавать, ласточки щебетать, молодые парочки целоваться... только без меня..." Спасибо, Валентин! Р.Р.

Роман Рассветов   20.11.2017 18:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.