Глава 14. Участие графа С. Витте в спасении России

1906 год. Санкт-Петербург. Камменно-островский проспект 5. Особняк К. Ф.Штемберга. Огромный кабинет, полный шкафов с книгами.
Дубовый письменный стол заваленный бумагами. За столом сидит пожилой, довольно подтянутый мужчина с умным лицом, мужчина прожил
сложную жизнь, полную нервных потрясений и несбывшихся надежд, его лицо — это лицо человека, неудовлетворенного прожитой жизнью.

Имя мужчины-граф Сергей Юльевич Витте, ему всего 57 лет. Забытый и непризнанный гений, он пишет мемуары, воспроизводя реальные исторические факты, из которых видно, почему Россия шла таким сложным и кровавым путем развития. Незримая битва за лучшую судьбу России продолжалась всю его недолгую жизнь. Но он сдался, и пошел в отставку, поняв, что проиграл в этой битве. Не может же он сражаться с царем.

Мемуары свои граф Витте  хранил за границей. Он не питал уверенности в том, что его кабинет на Каменно-островском проспекте в Петрограде достаточно защищен и от ока, и от длани тайной полиции. Обыск в любой момент мог легко лишить автора его рукописей. Он опасался, что в случае его смерти двор и правительство пожелают завладеть его архивом и просил жену заблаговременно обеспечить сохранность мемуаров. Она это сделала, переведши рукописи из Парижа в Байон, где они хранились в банке на чужое имя.

Из записей жены Витте: «Предостережения оказались не лишними. Как только в феврале 1915 года мой муж скончался, кабинет его в Петрограде был опечатан и все найденное рассмотрено и забрано властями. Через некоторое время ко мне от имени Государя явился генерал-адъютант, начальник главной квартиры, и сказал, что Государь, ознакомившись с оглавлением мемуаров мужа, очень ими интересуется и хотел бы их прочитать. Я ответила, что, к сожалению, лишена возможности предоставить их для чтения Государю, так как они хранятся за границей. Посланец Государя не настаивал, но через некоторое время чиновник русского посольства в Париже появился в нашей вилле в Биаррице и в отсутствии хозяев произвел очень тщательный обыск. Он искал мемуары, которые в то время, как я сказала выше, спокойно лежали в сейфе банка, в Байоне.»

Одна из важных задач, которой занимался граф С.Ю. Витте  – это обеспечение спокойствия для России с Востока.

Витте пишет в своих дневниках: «В то время вопросами Дальнего Востока занимался исключительно я. Государь Император желал вообще распространить влияние России на Дальний Восток и увлекался этой идеей именно потому, что в первый раз он вышел, так сказать, на свободу поездкою на Дальний Восток. Но, конечно, в то время у него никакой определенной программы не сложилось; было лишь только стихийное желание двинуться на Дальний Восток и завладеть тамошними странами. Поэтому мне в то время пришлось всесторонне обдумать: как же надлежит поступить по поводу заключенного договора между Японией и Китаем, по которому к Японии переходил весь Ляодунский полуостров.

Я пришел тогда к заключению, которого держался все время, а именно, что России наиболее выгодно иметь около себя соседом  своим  сильный, но неподвижный Китай, что в этом заключается залог спокойствия России со стороны Востока, а, следовательно, и будущего благоденствия Российской Империи; поэтому мне стало ясно, что невозможно допустить, чтобы Япония внедрилась около самого Пекина и приобрела столь важную область, как Ляодунский полуостров, который в известном отношении представлял собою доминирующую позицию. Вследствие этого я поднял вопрос о том, что необходимо воспрепятствовать осуществлению сказанного договора между Японией и Китаем.»

Но увы сохранить спокойствие на Дальнем востоке не удалось. Около 15-го ноября 1901 г. прибыл в Петербург замечательный и даже великий государственный деятель Японии маркиз Ито. Целью приезда маркиза Ито было установить, наконец, соглашение между Россией и Японией, которое предотвратило бы ту несчастную войну, которая затем случилась.
 
Витте был встречен в Петербурге весьма холодно. Он представлялся Его
Величеству, был у министра иностранных дел, но никаких особых знаков внимания или радушия ему оказано не было. С Витте он вел насколько раз продолжительные беседы, так как знал, что он являлся ярым сторонником соглашения с Японией, предвидя, что если  не будет такого соглашения, то произойдут на Дальнем Востоке катастрофы, результаты которых предвидеть нельзя.

Витте пишет: «Я составил Его Величеству подробный всеподданнейший доклад, в котором высказал о всей ненормальности положения дела. Горячо настаивал, чтобы эта ненормальность была кончена, чтобы наши войска из Манджурии были выведены, чтобы край вошел в мирную жизнь. Высказал снова о необходимости соглашения с Японией, предсказывал, что в противном случае все кончится большими бедствиями.»

Но Николай II не прореагировал на его заявление.

В результате вспыхнула страшная кровавая война с Японией, которая была проиграна Россией.

 В мае 1905 года в Цусимском проливе погибли 20 боевых кораблей российского императорского флота и около 7 тысяч православных душ менее чем за сутки преставились "в защиту русского флага".

***

Граф  Витте был назначен министром финансов в 1892 году, после года тяжелого неурожая, который так трагически засвидетельствовал неотложную необходимость перехода России к более развитым экономическим формам.

Одною из самых крупнейших реформ, которую С.Ю. Витте пришлось сделать во время нахождения у власти, была денежная  реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Poccию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе, Россия  выдержала несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное положение, в каком позднее находилась Россия. В своих воспоминаниях гр. Витте рассказывает о тех препятствиях, которые он встретил на пути проведения денежной реформы, несомненно противоречившей интересам местного дворянства.

С.Ю. Витте пишет: «Если бы не было сделано этой реформы с самого начала войны, последовал бы общий финансовый и экономический крах и все те успехи в экономическом отношении, которые достигнуты в последние десятки лет, пошли бы насмарку. Когда я почувствовал, что необходимо с вопросом о введении золотой валюты покончить и, зная, что государственный совет опять меня затормозит, я испросил у Его Величества, чтобы Государь Император собрал финансовый комитет под своим председательством и пригласил к присутствованию в финансовом комитете председателя государственного совета, Великого Князя Михаила Николаевича и тех членов оного, которых он почтет нужным пригласить.

Его Величество исполнил мое ходатайство и собрал 2-го января 1897 года финансовый комитет в усиленном составе, под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, т. е. решено было ввести в Российской Империи металлическое обращение, основанное на золоте, которое во всех отношениях укрепило Poccию.
Вообще из последующего моего государственного опыта, я пришел к заключению, что в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются.»

"Мне с большим трудом удалось провести в государственном совете закон о вознаграждении рабочих в случае увечий и несчастных случаев. Но закон этот был урезан сравнительно с подобными же законами за границей", и т. д., вследствие чего Витте приобрел репутацию опасного либерала.

И с третьим важным  предложением, которое могло обеспечить безопасность России с запада и многократно увеличить ее могущество. Он обращался к НИКОЛАЮ II:

« Вообразите себе, Ваше Величество, что вся Европа представляет собою одну Империю; что Европа не тратит массу денег, средств, крови и труда на соперничество различных стран между собою, не содержит миллионы войск для войн этих стран между собою и что Европа не представляет собою того военного лагеря, каким она ныне в действительности является, так как каждая страна боится своего соседа; конечно, тогда Европа была бы и гораздо богаче, и гораздо сильнее, и гораздо культурнее; она, действительно, явилась бы хозяином всего мира, a не дряхлела бы под тяжестью взаимной вражды, соревнований и междоусобных войн. Для того чтобы этого достигнуть, нужно прежде всего стремиться, чтобы установить прочные союзные отношения между Poccией, Германией и Францией.

 Раз эти страны будут находиться между собою в твердом, непоколебимом союзе, то несомненно, все остальные страны континента Европы к этому центральному союзу примкнут и таким образом образуется общий континентальный союз, который освободит Европу от тех тягостей, который она сама на себя наложила для взаимного соперничества. Тогда Европа сделается великой, снова расцветет и ее доминирующее положение над всем миром будет сильным и установится на долгие времена. Иначе Европа и вообще отдельные страны ее составляющие находятся под риском больших невзгод."

Но эти предложения были неверно поняты Николаем II.
 
«Несомненно, что колебания Государя и камарильи, его окружающей, влево шло параллельно всем нашим позорным сплошным неудачам в войне с Японией. Эта же война все более и более возбуждала в различных направлениях, во всех случаях неблагоприятных для существующего режима, все слои русского населения. Психика всех обывателей России начала перевертываться, все начали сбиваться с панталыку и в конце концов, можно сказать, - Россия сошла с ума. Действительно, чем в сущности держалась Российская империя? Не только преимущественно, но исключительно своей армией. Кто создал Российскую империю, обратив московское полуазиатское царство в самую влиятельную, наиболее доминирующую, великую европейскую державу? - Только сила штыка армии. Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой, а когда в значительной степени преувеличенно увидели, что мы совсем не так сильны, как думали, что Россия - "колосс на глиняных ногах", то сразу картина изменилась, внутренние и внешние враги подняли головы, а безразличные начали на нас не обращать внимания. После того, как мы позорно проиграли бой под Мукденом и отступили, причем отступление это во многих частях было самое беспорядочное, для всех здравомыслящих людей было ясно, что следует употребить все усилия, чтобы по возможности достойно покончить несчастную войну.»

"14 и 15 мая произошел несчастнейший цусимский бой и вся наша эскадра была похоронена в японских водах. Это был последний удар той несчастной затеи, которая привела нас к японской войне. После этого поражения у всех явилось сознание, что необходимо покончить войну миром и это течение так сильно начало проявляться, что дошло, наконец, и до трона. Его Императорское Величество начал склоняться к мысли о примирении."

"В течение всей кампании я несколько раз пытался повлиять в смысле прекращения войны, не ожидая от продолжения ее никаких для нас выгод. Но все мои попытки ни к каким результатам не приводили."

Хотя граф Витте, впрочем, и сам в своих воспоминаниях признает, что в его груди две души живут и что между ними двоится его политическое верование. "По моим семейным традициям, так и по складу моей души и сердца, конечно, мне любо неограниченное самодержавие, но ум мой после всего пережитого, после всего, что я видел, и вижу наверху, меня привел к заключению, что другого выхода, как разумного ограничения, как устройства около широкой дороги стен, ограничивающих движения самодержавия, нет".

"Но если вся беда неограниченного самодержавия только в том, что на престоле может оказаться неудачная личность, если бы, напр., воскресить Александра III, -уверял гр. Витте,- Россия была бы спасена.

То отсюда сама собой подсказывается мысль, что если и при неудачной личности есть надлежащий советник, то неограниченное самодержавие не замедлит проявить все свои благодетельные стороны.

Его немецкая кровь помогла ему принять разумное решение и выйти из игры. Она же помешала ему получить доверие Николая II, в результате не удалось избежать войны с Японией. Он не смог убедить царя, в своей преданности. Николай II считал, что Витте стремится к свержению самодержавия.

Несомненный талант и яркая политическая звезда России, единственная в своем роде погасла в 1915 году. Граф Сергей Витте скоропостижно скончался от менингита.

Что сказал по этому поводу царь Николай II:
— Смерть Витте была для меня большим облегчением, я увидел в ней также знак божий.

Витте был неудобен всем, поскольку он видел суть Российских событий, но его не убили, не спрятали в тюрьму, поскольку в самые трудные времена для России он находил достойный политический выход:

За успешное заключение Портсмутского мирного договора с Японией ему было пожаловано графское достоинство. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

По собственной инициативе он уговорил Николая II и разработал Манифест 17 октября 1905 года, обещавший народу гражданские свободы. Но народ, задавленный самодержавием, будучи в основном безграмотным не смог прочитать и оценить этот манифест.

Витте критиковал Столыпина, который своровал у него множество идей. Он говорил:
— Столыпин-человек ограниченный, мало книжно образованный. Никто так много не казнил самым безобразным образом, как Столыпин.

И в конце концов только гений В.И.Ленина сумел сломить самодержавие и построить новую Россию.

Примечание. Ссылки взяты из дневников С.Ю.Витте.
С. Ю. Витте. Воспоминания: Царствование Николая II. Том1,2,3.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.