Куриные мозги - отрывок - Игры на раздевание

Отрывок второй
"Игры на раздевание"

Мы периодически тупим по самым различным поводам. Единственное утешение здесь в том, что «когда умный тупит, это не так страшно, как, когда глупый умничает», впрочем, умничать мы тоже любим – по поводу и без повода.

Очень часто мы умничаем, критически оценивая поведение других людей. Однако, если кто-то из наших знакомых вдруг начинает совершать не совсем нам понятные поступки, не следует спешить с выводами и считать, что человек помутился рассудком. Возможно, как раз напротив, с его глаз упала пелена, и он увидел вещи в их истинном свете, после чего уже не может более жить по-старому. Пелена и шоры на глазах мешают нам воспринимать мир во всем его многообразии и сложности. В своём восприятии и мышлении мы придерживаемся сковывающих свободный полет нашей мысли шаблонов, недаром говорится, что главная «тюрьма» - у нас в голове. «Стены» этой тюрьмы и есть те самые ограничения, заложенные в программном обеспечении. Если их удается разрушить, восприятие мира и своего места в мире у человека меняется.

Здесь я бы хотела вспомнить фильм «Майкл Клейтон», в котором Артур Иденс  - юрист престижной адвокатской конторы – прямо перед камерой вдруг перестает снимать показания со свидетелей и начинает снимать с себя одежду, а затем в чём мать родила выбегает на улицу.

Его, как положено, ловят и запирают в гостиничном номере до приезда его друга Макла Клейтона, которому фирма, где они оба работают, поручает любой ценой разрулить ситуацию.

С виду поступок Артура явно указывает на умопомешательство – «нормальные» люди так себя не ведут. И это верно – его затея с раздеванием противоречит нормам приличного поведения в цивилизованном обществе. Артура нельзя назвать уравновешенной личностью – он уже долгое время принимает медикаментозные препараты, поддерживающие его психику после развода с женой. Однако списать всё на то, что он окончательно решился ума, явно не получается, и здравомыслящему Майклу Клейтону приходится серьёзно задуматься над причинами этого нестандартного поступка.

А причина, как выясняется, состояла в том, что на самом деле в тот момент сознание Артура не помутилось, а напротив, прояснилось, и он сумел дать адекватную оценку всему тому, что с его участием вершилось в мире бизнеса. А совершалось грубейшее нарушение законов Высшей Справедливости – сокрытие результатов исследований, показывавших, что удобрения, выпускаемые химическим концерном U’North, чьи интересы Артур должен был защищать в суде, крайне вредны для всего живого.

Для большинства его коллег-адвокатов, и прежде всего самого босса, пережитый им шок от осознания того, сколько людей поплатились за этот обман здоровьем и жизнью, - просто непонятен. Их волнует лишь вопрос престижа фирмы, на которую они работают и которая платит им гонорары, позволяющие обеспечить себе комфортное существование.

Кроме, как наличием в голове особых настроек, мешающих людям в подобных ситуациях правильно расставлять приоритеты, такое положение дел объяснить, видимо, нельзя. В сравнении с вопиющей неадекватностью прилично одетых людей эпатажное поведение раздетого Артура – это, по сути, верх нормальности в ненормальном, больном обществе с его нездоровыми представлениями о том, что есть адекватность.
Стоит задуматься вот над чем: почему именно раздевание, а не что-то иное?
Свою верхнюю одежду в азартных играх ставят на кон, когда больше и поставить-то уже нечего. Все, думаю, хорошо помнят весьма комичный эпизод из любимой комедии «Джентльмены удачи».

За одеждой – лишь собственная кожа, которую, справедливости ради, надо сказать тоже некогда сдирали как с живых, так и с мёртвых людей. Кстати, как повествует Геродот, делалось это и в назидательных целях: именно такая участь постигла судью Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Персидский царь Камбис велел его казнить и содрать кожу, а затем обтянуть сделанными из нее ремнями судейское кресло. Но это уже иная история – о казнях и пытках, а не о ставках в игре.

Снять с себя одежду – значит решиться оголить то, что принято скрывать. У людей это вызывает интерес, иначе они бы не ходили на стриптиз-шоу. Этим нездоровым любопытством к тому, что считается интимным, вскоре после свадьбы в своих целях воспользовались Джон Леннон и Йоко Оно. Как известно, они пригласили журналистов на «постельное интервью» в гостиничный номер, где проходил их медовый месяц. Поскольку подробности перформанса не оглашались, журналисты решили, что Леннон и Оно будут публично заниматься сексом, однако те в белых пижамах сидели на кровати, украшенной цветами и лозунгами, и говорили о войне во Вьетнаме и мире.

Теме одежды много внимания уделяется и в Библии. Так, Второзаконие не велит, давая в долг, брать у бедных их одежду в залог, видимо именно потому, что это последнее, что у них есть: «если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, - и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим».

В критические минуты библейские герои разрывают на себе одежды, чтобы «обнажиться», показывая глубину своей скорби и отчаяния. Вслед за этим шагом у скорбящего в его распоряжении остаётся лишь его собственное тело.

Знал ли Артур, что, раздевшись публично в знак протеста, рискует не только работой и репутацией, но и жизнью? Впрочем, для тех, кто решил его остановить любой ценой, жизнь эта значила немного.

Невольно вспоминается: «Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять». Что бы сегодня сказал этим любителям «игр на раздевание» просвещенный человек? Мы хорошо знаем, что: «Пасть порву! Моргала выколю!»


Рецензии