Мальчик с ножницами

“Мальчик с рыбацкой деревушки, воплотивший в себе все благородные стороны кутюрье».

Кристобаль Баленсиага родился в маленькой рыбацкой деревушке Испании под названием Гетариа. Отец его Хосе был рыбаком, а мать Мартина работала швеей.

Родившийся в 1895 году Кристобаль Баленсиага с раннего детства помогал своей матери шить. К 12 годам он уже безупречно владел техникой кроя, словно настоящий портной.

В те годы в Испания господствовала монархия. Наряды знати, которые изредка посещали их бедные края, а так же клиенты Мартины в роскошных ансамблях , среди которых были состоятельные дамы, поселили в сердце Кристобаля мечту создавать красоту. Он всегда с пытливым интересом и восхищением разглядывал сказочные платья вельмож.

Судьбоносной для Кристобаля оказалась встреча с маркизой де Каса Торрес, которая каждое лето с детьми приезжала отдохнуть в поселение Гератия. Увидев влиятельную даму в плохо сидевшей на ней одежде, 13-ти летний мальчик осмелился подойти и предложить свои услуги по пошиву красивого наряда. Баленсиага заявил, что будь у него такая же ткань, как та, из которой сделан ее  костюм, он сшил бы не хуже. Мальчик также высказал несколько суждений по поводу стиля и манер одеваться.  Молодое дарование буквально потрясло именитую даму своими вполне зрелыми и профессиональными замечаниями. Разглядев в юном кутюрье талант, маркиза взяла над ним покровительство.

При поддержке маркизы Кристобаль получил образование, а к 20-ти годам открыл собственное ателье, в последующем и Дом моды в Сан-Себастьяне. Спустя некоторое время Баленсиага открыл Дома моды в Мадриде и Барселоне. Вскоре среди его клиентов была уже вся королевская семья. Роскошь королевского двора зародила в сердце кутюрье любовь к дорогим тканям.

Баленсиага создавал на заказ туалеты для королевы Марии Кристины и инфанты Изабеллы Альфонсы. Он регулярно ездил в Париж и ревностно наблюдал за творчеством своих французских коллег и черпал  вдохновение. К созданию форм и конструкций нарядов Кристобаль придерживался особого подхода.

Баленсиага виртуозно переносил законы архитектуры в процесс создания платьев. «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля»- говорил Баленсиага.

Он работал с грубыми тканями, с помощью которых можно было создать практически любую форму. В результате, многие его модели напоминали скульптурные творения.

В 1936 году из-за войны Баленсиага был вынужден приостановить деятельность своих Домов и покинуть родную страну. Он перебрался в Париж и спустя год на Авеню Георга V, открыл  Модный дом "Balenciaga".  Начиная работу в столице моды, Баленсиага испытывал финансовые трудности. Ему приходилось много занимать денег у знакомых, чтобы продолжить работать.

Летом 1937 года Кристобаль Баленсиага представил свою первую коллекцию Haute Couture. Кристобаль ослепил публику искусной стилизацией на тему исторического костюма. При создании коллекции модельер черпал вдохновение в испанской живописи – в творчестве Гоий, Диего Веласкеса и Сурбарана. Произведения этих художников задавали цветовую гамму и крой нарядам Balenciaga. Совершенство и элегантность туалетов подчеркивали огромные воланы, шлейфы и драпировки. Изысканные и утонченные работы модельера были высоко оценены критиками и модными изданиями.  Но осмелюсь предположить, что всемирную известность модельеру принесла его коллекция «Инфанта», которую Баленсиага создал вдохновившись одноименными картинами Веласкеса. Наряды были созданы из бархата и атласа, украшены кружевными аппликациями.
«Текучесть» его силуэтов позволила дизайнеру манипулировать взаимоотношениями одежды с женским телом. С выходом этой коллекции клиентками Кристобаля стали Барбара Хаттон, Глория Гиннес, Полин де Ротшильд, принцесса Виндзорская, звезды кино Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Кармел Сноу, Мона фон Бисмарк и др.

«Первая примерка костюма от Баленсиаги смотрится точно так же, как третья от любого другого мастера», — утверждала Марлен Дитрих.

Великая Коко Шанель назвала его единственным настоящим кутюрье, который творит своими руками. «Он единственный кутюрье в прямом смысле слова, все остальные — дизайнеры»-говорила Коко о Кристобале.  А родоначальник высокой моды Диор считал его своим учителем. Баленсиага одинаково умел кроить обеими руками. Он умело использовал все швы, знал секреты правильной утюжки. Когда кроил сам Баленсиага, ткань для модели можно было заказывать с точностью до сантиметра.

Баленсиага имел репутацию бескомпромиссного кутюрье. Он  вызывающе сопротивлялся правилам и руководящим принципам Синдиката Высокой Моды. Он также стал автором беспрецедентного случая в истории моды. Баленсиага запретил журналистам посещать свои показы, считая, что пресса может сформировать ошибочное мнение покупателей, которые должны полагаться только на свое чутье.

Баленсиага крайне редко давал интервью и вел уединенный образ жизни, и это породило массу легенд и домыслов.  Будучи человеком знаменитым, при этом он был совершенно чужд публичности. Работал Баленсиага, как правило, молча, и ассистентам приходилось вырабатывать у себя умение угадывать желания мастера или даже предугадывать. Баленсиага никогда не выходил на сцену, а за показами своих коллекций наблюдал  из-за занавеса.  Кристобаль Баленсиага никогда не делал скидок даже постоянным клиентам, скупающим все его коллекции. Но несмотря на это, ходят легенды, что во время Второй мировой войны,  модницы пересекали границы линии фронта лишь для того, чтобы купить наряды от Кристобаля.

В конце войны Баленсиага полностью меняет привычный женский силуэт, делая акценты на квадратных плечах и узкой талии. И вскоре в его коллекциях появляются модели, которые произвели настоящую революцию. Изысканные платья с глубокими вырезами и открытыми плечами становятся признаком аристократизма и хорошего вкуса.

Образы и идеи созданные Баленсиага живут до сих пор. Дизайнеры и модельеры по сей день пользуются его идеями и на основе из создают новые.

Именно Кристобаль придумал известную всем юбку с запахом и пальто с огромным воротником. Он выбирал свободные модели, ткань которых не подчеркивала женские недостатки, а, наоборот, драпировала различные несовершенства. Его техника кроя проста и отточена, – рукава и воротник кроились так, что при каждом движении они не теряли своего совершенства.

Человеку, далекому от мира моды, привычней слышать такие имена как  Коко Шанель, или имена современных Унгаро, Оскара де ла Рента, Юбера де Живанши. Но мало кто знает, что все эти имена ведут к  загадочному Баленсиага. Для многих он является далекой и холодной звездой. Но лишь немногие знают, что Критобаль Баленсиага был несущейся кометой, обозначивший свое пребывание в мире красоты ярким хвостом из вереницы нарядов. Кометой которая летела своим путем по орбите высокой моды, тем самым не повинуясь общепризнанным тенденциям.


Рецензии
Как интересно. к своему стыду, ничего не слышала и не знала об этом замечательном МАСТЕРЕ. Спасибо Вам.

Жукова Евгения Викторовна   21.05.2017 19:26     Заявить о нарушении
Вам спасибо, что читаете.

Гусейн Сафаров   21.05.2017 19:47   Заявить о нарушении