Школьный вальс

Перечитав свои воспоминания о детстве, я поняла, что еще так много осталось "за кадром", еще столько историй, связанных со школой, остались не охваченными моим пером. Периодически в голове всплывают какие-то воспоминания, смешные случаи, которые я пытаюсь соединить  в единую цепочку повествования, но каждый раз откладываю это на потом, кажется, что это не так важно с позиции дня сегодняшнего. А когда  начинаю рассказывать эти моменты детства кому-то, я вижу, как люди эмоционально реагируют, начинают в ответ делиться своими впечатлениями из прошлого, своими историями школьной жизни, и мне сразу хочется написать обо всем, что радовало и не радовало эти десять лет учебы.
           Недавно знакомая, мама второклассника, мне рассказала, что сейчас дети лишены романтики, школа стала каким-то дежурным местом, куда ребенок приходит с огромным рюкзаком, тяжелее его самого, получать знания по какой-то иной системе, как ей кажется, совсем неправильной и непохожей на то, как было в наше время. Дети сегодня лишены простых человеческих радостей: побегать на перемене, поиграть в "резинки" или попрыгать в скакалку. Пятнадцать минут отдыха школьники сидят, не отрываясь от телефона, забывая друг о друге, не задумываясь о том, что можно просто поговорить  или сходить в "Живой уголок"  покормить морскую свинку.
           Я помню, в начальных классах у нас были очень разнообразные перемены. Каждый день мы что-то придумывали, какие-то новые игры. Играли в "Кот, какая сметана" . Правила игры были простые: один был ведущий, тот самый кот, которого спрашивали цвет сметаны, и когда ответ был получен, на счет десять нужно было дотронуться до этого цвета, найти его на стене рекреации. А стены у нас были очень яркие: на них были изображены герои советских мультфильмов, пестрящие разноцветными красками, и играть в эту игру можно было сколько угодно, ибо можно было загадывать даже самые сложные цвета: цвет морской волны, фуксия, лиловый и пр. Мы прыгали в "резинку", усложняя и усложняя комбинации, играли в настольную игру "Электроника", где при правильном ответе зажигалась лампочка, рисовали, вышивали крестиком. Мы даже играли в героев фильмов. Играли в Жеглова и Шарапова, в гардемаринов и мушкетеров, позднее играли даже в сериал "Рабыня Изаура", распределяя между собой роли. Я была Малвина. Она мне в детстве казалась безумно красивой. Нам никогда не было скучно. На переменах мы, девочки, даже плели косички нашей любимой учительнице, благодаря которой, кстати, наши перемены и были насыщены жизнью. Она всегда находила тему для общения. Мы делились с ней тем, что прочитали накануне помимо школьной программы, мы считали ее своей подругой, и такое ее отношение к нам очень повлияло на первое впечатление от школы. Я могу с уверенностью сказать, что классическая фраза "Учительница первая моя" для меня является очень значимой, потому что мне очень повезло, что у меня была замечательная, добрая, чудесная Ирина Ринатовна, которую мы очень-очень любили. Так случилось, что мы оказались ее единственным выпуском. Ей было всего 20 лет, она только-только пришла на работу в школу, а потом, отучив нас, вышла замуж, родила ребенка и в результате ушла из школы. Казалось бы, чему может научить детей неопытный учитель, но несмотря на юный возраст, она была мудра и имела грамотный подход к каждому ученику, уделяя всем достаточно времени, чтоб к выпуску из начальной школы в нашем классе не было ни одного аттестата с тройками.
            Конечно, школа не была для меня постоянным оазисом радости, во многом она часто походила на каторгу в моем восприятии, но сегодня, оглядываясь в прошлое, я понимаю, что это было очень хорошее время, в котором было место творчеству. И в результате светлые воспоминания  побороли все негативное, и я вполне могу назвать эти 10 лет моей жизни как "школьные годы чудесные". Поэтому я всегда с трепетом в день голосования переступаю порог своей школы, в которой находится мой избирательный участок, брожу по знакомым коридорам, предаваясь воспоминаниям.
            Помимо уроков и прочих мероприятий, связанных с учебой, в школе  всегда устраивались какие-то праздники, в каждом классе на день учителя, 8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая, 7 ноября проходили творческие классные часы, где мы читали стихи, к 9 мая приносили свои истории о бабушках и дедушках, прошедших войну, пели песни военных лет. Но особым праздничным времяпрепровождением во время учебы были "Чаепития". Мы собирались в классе и устраивали некий пир со вкусностями, которые пекли мамы специально к этому дню, устраивали концерты и тематические игры. Стол всегда ломился от яств, родители делились между собой рецептами тортов и печений, а мы за столом каждый громко рекламировал то, что принес из дома, озвучивая название сладости. Очень хотелось, что все попробовали печенье именно твоей мамы, потому что свое всегда казалось самым вкусным. На чаепитие каждый приносил из дома свою чашку на блюдечке и ложку. Мне купили специальный бокал с блюдцем, украшенный красивой розой, и дома из этой чашки никогда никто не пил, она была именно для данного мероприятия. Чай разливался из самовара, потом чашки раздавались по мере их наполнения, и каждый ждал именно свою чашку, поэтому где-то минут двадцать после того, как чай уже был налит, мы между собой переставляли чашки, чтоб, не дай Бог, у кого-то не оказалась чужая. По мере взросления чаепития становились более тематическими. Наша классная руководительница, та самая, которая устраивала классный час про хлеб, придумывала название для праздника, например "Осенний вальс", на который мы собирали осенние листья, украшали ими класс. Стол тоже должен был соответствовать названию: помню, мы с мамой пекли печенья в форме кленовых листочков, смазывая их перед духовкой яичным желтком, чтоб они были что ни на есть осенние. На 23 февраля в 6 классе  у нас была рок-н-рольная вечеринка: под пластинку "The Beatles" мы танцевали рок-н-ролл, который разучивали после уроков под строгим надзором нашей учительницы.
             С появлением разных телевизионных шоу задача по придумыванию темы для чаепития значительно облегчилась. Мы играли в "Поле чудес". Очень кропотливо на переменах и после уроков рисовали барабан, как на передаче: на большом ватмане мы нарисовали круг специальным большим циркулем, по линейке отмеряли деления для цифр, раскрашивали его гуашью, а в центре круга сделали отверстие для  "вертушки", сооруженной из самой длинной планки железного конструктора, прикрученной по всем правилам болтом и гайкой. Т.е. мы крутили не сам барабан, а эту железную деталь, ожидая на каком же секторе она остановится. Были куплены призы на общие деньги, которые собирал родительский комитет. Все было по правилам: у каждого был блокнотик и ручка, как по телевизору. Помню даже слово, загаданное в раунде, в котором я победила и  свой приз: это было слово "КЕРАМИКА",а призом была коробка цветного пластилина.
              Еще мы играли в популярную на тот момент игру "Любовь с первого взгляда", которая у нас не особо задалась, никто никого в результате не выбрал, у нас не получилось ни одной пары, и мне, как ведущей этой игры, было обидно, ведь я так старалась: придумывала вопросы участникам, даже сделала специальные карточки как у Аллы Волковой и Бориса Крюка, ведущих этой передачи. Я купила пачку открыток, обклеив их белой бумагой, на каждой нарисовала сердце со стрелой, чтоб все было идеально. Осадок от неполучившегося шоу решили спасти три одноклассницы, которые подготовили специальный танец, заключавшийся в монотонном хождении вперед и назад под песню группы "Комбинация". Танец вверг всех в скуку, песня была долгая, разнообразия в танце не прибавлялось, все начали отвлекаться. Я развлекала себя во время этого концертного номера качанием на спинке стула, и так этим увлеклась, что в один момент благополучно рухнула на пол как раз под ноги танцевальному трио, чем вызвала бурный хохот одноклассников и полную растерянность танцоров. Они не знали как им быть, одна из девочек пыталась через меня перешагнуть, словно ничего не произошло, вторая решила совершать движения в другую сторону, третья просто замерла, а я сидела на полу и хохотала вместе со всеми, сорвав этот фееричный номер. Благо, все закончилось благополучно, никто ни на кого не обиделся, и все сели за стол.
               Не знаю есть ли сегодня такие мероприятия в школе, и как они проходят, во что дети играют и как развлекают себя. Сегодня все больше классы ходят в кафе, им заказывают аниматора, и совместное творчество с одноклассниками уходит на второй план. Так же уходит элемент прикладного творчества на уроках и в играх. В наш век прогресса никто уже не пишет рефератов, украшая их трафаретными буквами, атласными лентами и цветными полями. Во всех вопросах на помощь приходит компьютер, принтер и купленная в магазине файловая папка. Никто уже не делает "Секретики", которые в моем детстве были целым действом. Каждый год, ближе к новогодним каникулам, мы брали тетрадь, складывали каждый листик треугольником и передавали в классе, чтоб каждый написал поздравление к Новому году, вложил внутрь треугольника подарочек и заклеил. Открывать "Секретик" нужно было строго 31 декабря. Однажды я нарушила это правило: я болела гриппом прямо перед праздником, лежала с высокой температурой, и чтобы как-то настроить меня на позитивную волну выздоровления, мама разрешила мне открыть "Секретик" 29 декабря. Подарки конечно были самые простые: календарики, ластики, значки, карамельки, жвачки и пр. мелочи, чисто символические, важнее были пожелания и теплые слова, написанные к новогоднему торжеству.  А сколько радости доставляло дежурство по школе: дежурив в столовой, можно было не ходить на уроки, а дежурство возле кабинета директора давало право приходить на урок, спустя 10 минут, потому что наша директор  могла задержаться по работе в кабинете, и пойти вести свой урок истории с задержкой, а мы, дежурившие в привилегированном месте, должны были дождаться ее выхода из кабинета. А всевозможные стенгазеты, графики дежурств в классе с цветными клеточками, все, что требовало художественного творчества тоже доставляло большую радость, потому что мы могли коллективно трудиться на одну общую идею, что-то придумывать и воплощать в жизнь. А живой уголок в кабинете биологии, в котором всегда пахло животными, но это было так интересно наблюдать за хомячками, морской свинкой по имени Зина и попугаями. Конечно, с возрастом стала постепенно уходить детская восторженность, все взрослели в силу своего ума, и какие-то совместные радости начинали сходить на нет, некая разобщенность к старшим классам начала очень остро проявляться. Все уже начинали дружить по интересам, а потом наши классы и вовсе переформировали, и в 10, 11 классе уже ничего, кроме учебы, не происходило. Но у меня была на тот момент  очень активная творческая жизнь в драмкружке, который заполнял все мое свободное время, были иные радости. Я имела возможность выходить на сцену школьного актового зала в спектаклях, композициях и концертах, участвовать в городских и республиканских конкурсах, получать всевозможные призы. Все, кто ходил в наш драмкружок, были звездами школы, нас любили учителя, зрители, обожала наша директор. Она даже аттестаты на выпускном вручала нам, артистам, в первых рядах, со словами любви и восхищения. И сегодня она мой самый преданный зритель, не пропускает ни одной премьеры в театре, хранит все фотографии из моей школьной жизни, школьного творчества, помнит все наши спектакли.
                Конечно, не могу сказать, что я хотела бы сегодня хотя бы на один день попасть в прошлое, сесть за свою парту в первом ряду, потому что много, что было нелюбимым в школе: например, химия, физика, алгебра. Не все учителя были хорошие, понимающие и профессиональные. Не все события приносили радость, не все люди вокруг соответствовали тому, чего хотелось бы, были дураки-одноклассники. Но все же, по большому счету, мне повезло, что на мои школьные годы выпало много интересного и веселого. Я горда, что была октябренком и пионером, что до сих пор помню слова пионерской клятвы, что носила пионерский галстук, каждый день гладила его и берегла, что сама пришивала кружевные белые воротнички к форме, что дежурила в классе, тщательно вытирая доску на переменах, что участвовала в строевой подготовке, что собирала макулатуру за честь класса, что была шефом у младшеклассников, и еще много-много всего, что до сих пор хранится в памяти обрывочными воспоминаниями....
                Я долго думала, как же назвать этот спонтанный рассказ о моем школьном прошлом, хотелось найти какое-то ёмкое и внятное название. И на помощь пришел телевизор: по какому-то каналу шел фильм "Розыгрыш". Я, признаюсь честно, не особо его люблю, и совсем не поклонник песни, звучащей в финале, под названием "Школьный вальс", которую  в 11 классе  по традиции в обязательном порядке пели все выпускники на Последнем звонке. Но вчера она как-то попала в мое настроение,мне показалось, что именно она, с таким поэтичным названием, как никакая другая, заставляет окунуться в ностальгические настроения, вспомнить свою юность, и почувствовать себя чуточку счастливее.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.