Первый покупатель

Как-то раз, давно, я оказался на рынке в одной мусульманской стране. Какая это была страна, не скажу, сейчас с этим надо осторожнее, уж больно мусульманский мир обидчив стал.
Был я там в межсезонье, когда приятное тепло, жары еще нет, и не поймешь осень это или весна, однако, все одно, кругом пустыня. Пальмы, белые дома, круглые купола, мужчины в белых одеждах, а женщины в черных.
Рынок, утро, еще прохлада, специально вышел пораньше.
Торговец был очень приветливый, зазывал страстно, предлагал разное, но языка я не знал, как и он английского почти не знал. Некоторое время он выяснял, откуда я, почему говорю на английском, а внешность не англосаксонская, решил, что я свой, но специально притворяюсь иностранцем, и с досадой отказался продавать что-либо мне.
Мне стало обидно, я сказал подкрепляя слова жестами: «Аллах велик и все видит, он считает всех людей равными, я надеюсь, что-то продашь сегодня».
Надо сказать, что первый покупатель на востоке святое, он приносит удачу на всю дневную торговлю. Это не должна быть женщина, иначе все пойдет наперекосяк. Тут мне несказанно повезло, я был не женщиной а солидным мужчиной с бородой, чуть тронутой сединой. Там уважают, когда покупатель мужчина, в возрасте и с бородой. Такого нельзя было упускать. Уловив смысл моих слов, и надеюсь, поверив, что я действительно приезжий, торговец заколебался, потом пошел за мной, догнал и потянул за собой обратно. Я нехотя вернулся, но оказалось, у него не было того, что я хотел купить. Он начал перебирать и предлагать все, что имел.  Надо было что-то  мне непременно всучить.  Но ничего не подходило, он начал нервничать, в уме проклиная свои оплошности, сегодняшний день, может даже подумал, что я мщу ему за победу Саладина при Хаттине над крестоносцами. Но тут, привлеченные нашей суетой, у его прилавка стали задерживаться покупатели и, к его удивлению, начался настоящий торг. Ему пришлось переключить свое внимание на них, ведь они реально начали скупать товар. Я повернулся, и пошел дальше. Внезапно кто-то дернул меня за рукав, один из покупателей держал меня, что-то говорил и показывал рукой на торговца, моего недавнего визави. Тот жестами и поклонами подзывал меня. Сунул мне в руки упаковку дорогих батистовых носовых платков и благодарно посмотрел мне в глаза, жестами показывая, что это подарок.
Он был счастлив. Похоже было, он искренне верил, что на весь этот день я, как первый покупатель, принес ему удачу.
2015


Рецензии