Орнитологи

     Мне снился сон, словно я стою недалеко от поляны со свежескошенным сеном. Вдалеке виднеется краешек синего леса. Качается трава от ветра. Все словно по-настоящему, но  я чувствую, что это сон. Я не вижу движения животных, я не слышу птиц.
***
     Помню, как я в первый раз увидела эту птичку. Был ясный летний день, я пыталась покормить бурундука семечками, но он активно прятался в заросли прибрежной полосы. Солнце слепило глаза, а также жгло руки, да так, что вечером они горели, словно пламя. Вдруг, я услышала хлопанье крыльев, да такое частое и быстрое, что казалось, словно маленькая комета пронеслась рядом. Я стояла у реки и притаилась, пытаясь даже задержать дыхание, лишь бы не спугнуть что-то невероятное. В горле начало пересыхать от ожидания, а тело занемело, но было так волнительно понять, что издает такой звук.  И вот, через призму солнечных лучей, я увидела, как стремглав летит разноцветная чудная птичка, маленькая, просто крошечная. Она была необыкновенно красивая, таких я видела лишь на картинках в больших энциклопедиях. Но мое знакомство с птичкой было совсем быстрым, чтобы  я смогла разглядеть ее хорошо. Птичка недолго думая, нырнула стремглав в воду, погрузив полностью свое маленькое шустрое тельце в прохладную Иню. Я на секунду испугалась, что птичка была ранена и упала. Но вскоре, не успела я, и моргнуть глазом, она вынырнула из воды и полетела дальше, неся в своем крошечном клювике маленького пескарика.
    Спустя какое-то время, я узнала, что эта птица в народе называется «нырок». Вот именно этот акробатический сюжет я и могла наблюдать в тот чудесный день.
Наверно, мне было лет семь, когда в деревню стали приезжать орнитологи, а может, я просто помню все отчетливо с этого момента. Эти люди были одеты в специальную одежду, которая маскировала их под деревья, траву. Также, у них было очень много различных приспособ для ловли птиц.
    Помню, что я доставала бабушку вопросами о том кто они, зачем они тут, что они сделают с птичками. Но всегда слышала ответ:
    - Они за нырками. У нас здесь целый ареал этих птичек.
    Я не знала что такое ареал, но понимала, что дело серьезное.
    Был у меня в ту пору друг, с которым мы ввязывались во все приключения, играли в войнушку, катались на велосипедах, а также ловили рыбу. Алешка был старше меня на четыре года, но почему-то (тогда мне казалось это очень удивительным) возился с такой малявкой, как я.
    Узнав от взрослых о нырке, я конечно, первым делом поделилась своей информацией с Алешкой. Он, слегка вздернув нос, сказал мне:
    - Да я и так знал про эту птичку, просто ты еще маленькая, вот для тебя это новинка.
    Я, конечно, поверила своему товарищу, потому что, когда он волновался и пытался казаться еще старше, начинал что-то усиленно вертеть в руках. В тот момент это была его любимая рогатка.
    - А вот как бы рассмотреть этого нырка поближе! Он такой красивый, так бы и подержала его в руках.
    С мечтаниями в голосе произнесла я.
    Алешка, задумавшись на секунду, выпалил:
    - Вот еще, видел я и не такое. Это вообще пустяки, поймаем, и подержишь ты нырка. Я так сто раз делал.
    Я от удивления округлила глаза.
   - Как? Когда? А почему мне не показал?
    Я была почти обижена, но сдержав отчаяние в голосе, ожидала от старшего друга удивительной истории.
    Алешка, положив рогатку, уселся на траву рядом со мной, и, сощурив свои яркие карие глаза, сказал очень многозначительно:
    - Ну, так вышло, не всегда же я с тобой, малявка, играю. У меня много своих взрослых дел! Но, так и быть, поймаем мы и тебе нырка.
    И вот началась наша бурная деятельность. Откуда ни возьмись, в наших руках были коробки, палки, нитки, гвозди. Алешка, сопя, усиленно делал ловушку, прибивая гвоздь, а также крепил нитку для захлопывания потайной дверцы.
Я с удивлением наблюдала за работой своего друга, но от нетерпеливости все время его подгоняла:
   - Ну, скорее уже, так хочется птичку подержать!
Он, повелительным жестом, указывал мне сесть и помалкивать. Я, скрестив ноги и руки, сидела под черемухой, и от нечего делать покусывала свисающие черные, ароматные гроздья.
    Через какой-то час, в наших руках оказалась сделанная ловушка. Алешка прицепил к дверце ящичка длинную катушку, и объяснил мне, что мы должны спрятаться в траве, возле реки, там, где есть норки птичек. И как только, нырок залетит, мы потянем за нитку и захлопнем нашу ловушку.
Собирая все тепло лета своими улыбками, мы отправились, как настоящие орнитологи в заросли дальнего берега речушки. Алешка установил нашу приманку, и мы, бок о бок, лежали в траве, слегка выглядывая между клевером и муравой. 
- Не высовывайся так, сиди тихо!
Шепотом командовал мне мой друг. А сам, от нетерпения то и дело ёрзал на своем месте.
Так прошел целый час. Нырок появлялся несколько раз, но он просто проносился мимо ловушки, и махал нам своими разноцветными крылышками, словно говорил: «Пока, пока!».
И тут, до меня дошло, что как же так можно заманить в пустую клетку птичку? Да никак!
- Алешка, а ведь мы рыбу ловим, мы же червяка на крючок сажаем, вот она и клюет. А тут что?
Мой товарищ, пожал плечами и, словно, безразлично сказал:
- Ну, вот еще, это же тебе не рыба, это птица! Выдумываешь тут!
Но еще через пятнадцать минут сидения в траве, он тихонько поплелся за червями. Он положил их в нашу ловушку и опять, уселся рядом со мной.
- Ну вот, теперь поймается!
Сказала я, почесав свою щеку, от комариного укуса.
- Это только так, нынче что-то несговорчивые нырки пошли. Я ловил их и без приманки!
Я только повела плечами, ведь Алешка был старше, поэтому доверие было к нему очень большим.
Прошел еще целый час! У нас болели колени, горели руки от травы и муравьев, комары искусали нам лица, но мы, чувствуя себя, настоящими охотниками, держались до конца. Мне уже очень хотелось домой, ведь бабушка варила компот из яблок и вишни, а моя начатая книжка «Последний из Могикан…» так и манила к себе интересным приключенческим сюжетом.
Нырок не реагировал на нашу ловушку никак. Он вылетал из гнезда, залетал назад, а ловушка, как стояла с червяками внутри, так и продолжала стоять в гордом одиночестве. Я, не выдержав, такой экзекуции, сказала своему другу:
- Алешка, слушай, я больше не могу! Я домой хочу, я уже все ноги отлежала, меня комары искусали всю!
Я говорила, чуть не плача.
Мой друг, конечно, стал отчитывать меня за мое неповиновение и дезертирство.
- Ничего у нас не получится! Не так нужно ловить нырка, надо спросить у взрослых…
Стала лепетать я. Но Алешка, быстро пресёк мои разговорчики и сказал:
- Если хочешь, может уходить, я сам тут останусь. Тут это… Выдержка нужна, а ты видимо, и,  правда еще маленькая для таких серьезных дел!
Конечно, во мне кипела обида, в первую очередь на себя. Но компот уже манил меня своими ароматами…
- Ты как поймаешь, ты мне принеси, покажи, а  я тебе компота вкусного дам!
Говорила я, улепётывая, из зеленых, уже слегка прохладных зарослей.
На другой день, мы встретились с Алешкой. Первое что я спросила, это конечно было о вчерашней охоте:
- Ну что? Ну??
От нетерпения  я прыгала на одной ноге, махала руками, и вообще вела себя очень смешно.
Алешка, задумчиво смотрел куда-то вдаль, и жевал длинную травинку.
- Поймал.
У меня аж дыхание замерло! Неужели! Вот это я пропустила! И как я могла променять нырка на компот и книжку! Какая же я глупая!
- А мне? Почему мне не принес?
Тут, Алешка, как-то встрепенулся, и начал раскладывать камушки, для нашей любимой игры в домики.
- Ну вот еще, дурочка, как же? Это ж на секундочку, я только поймал, подошел, подержал его и сразу отпустил! Это же птичка, как я тебе ее понесу.
Я надулась ужасно. Мне стало так грустно и обидно. Но вдруг, у меня закрались сомнения, что ведь Алешка то может мне наврать, и птичку то он не поймал никакую!
Сначала, я хотела попытаться уличить его во лжи. Но, солнце было таким ласковым, а Алешка казался, таким взрослым и хорошим другом, что мне, отчего-то захотелось поверить в эту сказку, которую рассказывал мне этот озорной мальчишка.
Я, поборов свои сомнения, сказала своему другу:
- Ну ладно… Ну хоть расскажи, какой он…
Алешка, поставив руки в боки, и сделав глаза очень загадочными, начал мне рассказывать свою сказку, о прекрасной разноцветной птичке, с мягкими как шёлк перышками, с черными умными глазками.
А я, затаив дыхание, слушала, уже умудрённого опытом  орнитолога.


Рецензии