Философия антонимов

 
Философия антонимов. 

В языкознании: слово, противоположное по значению другому слову. Светлый - тёмный.

Антонимы - в принципиальном плане - представляются парами. Отмечая ими крайности, они берут соответствующее содержание в полный диапазон. Это приводит к мысли, что антонимы - своеобразные приборы. Нижнее и верхнее, начальное и предельное, остаётся лишь проградуировать промежуточное. И тогда получаем данные по всему целому того или иного явления. 
Что и делается во всех сферах материальной деятельности. Какое бы явление не происходило в жизни, его нужно оценивать. Любой вид движения, развития происходит во времени и пространстве. Следовательно, с чего-то - начинается, какое-то время - продолжается (в худшем и лучшем варианте), и, в какой-то момент - заканчивается этот процесс. А это материал для АНАЛИЗА. Заглянем в словарь. Он выдаёт нам следующую пару: АНАЛИЗ - СИНТЕЗ.
"Метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-н. Противоположно, синтез. "Метод исследования какого-н. явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом".
С чем такая пара ассоциируется? С демократией и диктатурой. С диктатурой - все части общества - в единое целое, с демократией - разложение его, вплоть до самого мелкого, мелочного. Всё это, так или иначе, связывается с РАЗВИТИЕМ, которое начинается с нуля (с древности или детства) и, проходя количественно-качественной последовательностью, доходит своим предельным уровнем до наших дней. Вся история естественных наук, не прерываясь, как бы запечатлелась на одном приборе. Все уровни на нём, все моменты совершенствования. Что дальше? Все институты увлечённо работают. Они, с довольно-таки большой частотой, продолжают сообщать о всё новых и новых открытиях. Куда эти открытия, в конце концов приведут, даже сами авторы не знают. Знания ведь берутся из ПРИРОДЫ, исчерпать же её, вряд ли удастся в ближайшие десятилетия.

В политике чаще всего используется пара: бедные - богатые. О них лучше начинать разговор с конкретных примеров. Из Чарочки, в середине 50-х годов, призывают на службу Глазырина Александра. В военкомате он называет власть - бесовской. Ему присваивают - шизофреника и дают вторую группу инвалидности. Таким образом, он освобождается от армии и от колхоза. Смысл жизни его - богатство. Через несколько лет, он становится самым богатым в деревне. Ни жены, ни детей, а годы идут. Из деревни все уезжают, он - последний. Решил перебраться в соседнюю. Находят - утопленником. Что произошло, должны знать следователи. Что касается богатства, он - чистый трудоголик.
Второй пример. Напротив нашего дома в Новосибирске, частные дома. Каждое утро можно было видеть длинную очередь к народному целителю. Приток денег был не малым к нему, и кто-то им заинтересовался. Пытались взять, но он, не отдал их даже под пытками. Убили. На этом месте намечалось крупное строительство. Частные дома снесли, заработал экскаватор. Поднял ковш, а в нём трёхлитровые банки с купюрами. Банки разбились, деньки стало разносить ветром. Рядом школа, детям было чем заняться. И этом случай получения больших средств, не выглядит таким уж предосудительным. Увлёкшись полезным делом - лечить людей, и, добившись каких-то успехов на этом поприще, он обеспечил себя непрерывным притоком денег. Но и этот метод оказался - трагичным.
Третий случай. Тринадцатый гастроном (станция метро "Красный проспект"), там работала заведующей Панченко Ольга Андреевна. Смысл её жизни, тот же, - деньги. Все мошеннические способы их приобретения, она использовала. В эту сферу деятельности были подключены и все её помощники. В отличие от неё, они - дополнительную прибыль - тут же расходовали. Жили весело. Она же - копила. И накопила - не мало. Ни мужа, ни детей, жила скромно. В том же гастрономе работал часовщик. Женат, двое детей. Увлёкся Ольгой Андреевной. Она ему купила "Волгу". Приезжают с юга, а тут её поджидает ОБХС. Дают ей - семь лет. Через четыре года - по болезни - выпускают. И она  (чуть больше сорока лет) - умирает. Все её накопления достаются часовщику. Вот такие - крайне нелепые и трагические случаи - связываются с большими деньгами. Однажды увлёкшись ими, они превращают человека в раба. Их уже столько, что все не израсходовать, а она продолжает их наращивать. Отказывается от всех радостей жизни, боится в чём-то продешевить.
Ещё один случай такого же рода. В нашей местности, две протоки речки Четь, рядом большое озеро Бугутук. Братья Поляковы сообразили: это то, что надо для водяной мельницы. Построили, деньги пошли к ним большим ручейком. Кто-то решил ими воспользоваться. Обе семьи Поляковых были уничтожены. На мельнице работал дед по матери, Крестинин Дементий Павлович. Он восстановил её. В 37 - репрессировали, через год - сообщили о смерти.

С перестройкой, желающих обогатиться, возросло на порядок.
Использовались все средства наживы. Производство могло быть сомнительным. Травили всем тем, что потребляют люди в качестве пищи, лекарствами, напитками, средствами увеселения. Главным стала реклама. Которая представлялась настолько "убедительной", что большинство, особенно по началу, доверялись ей. Не срабатывало, кого-то привлекали к суду, не беда, появлялась новая продукция, более "эффективная" прежней. В этой общей гонке за наживой, единым всплеском по всем бывшим республикам и самой России, образовывались криминальные ячейки по всем уровням. От самых малых групп, до хорошо организованной, с участием больших начальников. Этот - особо значимый исторический период - назвали "лихими девяностыми". То малое, что числилось в советское время правоохранительной системой, требовало уже иных масштабов. Строились гигантские здания для всех составляющих её. Советское менялось на буржуазное, а у неё - иные, противоположные результирующие. ПАРА: советское буржуазное, всем своим реалистическим и художественным материалом, сравнительно продемонстрировало, что есть то, и что есть другое.

ОБЩЕСТВО, во все времена и во всех странах, в количественно-качественном соотношении, выглядело всегда одним и тем же. По развитию - в одной протяжённости. От самых бедных до самых богатых. Трактовали их, в основном, политически. Бедные - трудятся, богатые их безжалостно эксплуатируют. Диалектика же всех людей оценивает по качествам. Словарь антонимов, определяет их границы. С одной стороны - ленивые, глупые, бездарные. Оказываются тем, с чего начинается развитие. С нуля, с первого уровня, с первого учебного класса, с малых физических и умственных нагрузок. И если на этом начальном уровне задерживаться, то и развития - существенного - не происходит.  С другой стороны - трудолюбивые, увлечённые, с максимальной физической и умственной нагрузкой. Естественно, их скорость развития - у каждого - своя. Кому-то удаётся достичь пределов. И тогда они характеризуются - с точки зрения качеств - гениальными, выдающимися, превосходными. Чаще всего, по одному, или нескольким видам развития.
Но развитие тоже бывает разным. Чистым - без каких-то признаков мошенничества, и - с тем или иным негативом. Перестройка продемонстрировала его в полном объёме и разнообразии. Следующая пара: пассивные и активные. Наиболее выдающаяся часть активных, из тех, кто любил - рискнуть. Но риск, если он особо циничен, выдавал три варианта трагичных (тюрьма, кладбище, больница), и лишь один обходился без тяжёлых последствий. Деньги, добытые таким образом, не исчезали. Они переходили из рук в руки, и продолжали свой сюжет, деля причастных к ним,  на счастливых и озлобленных. Жизнь участников в каждом случае, не могла быть спокойной. Все подключались к высокому напряжению. Такой образ жизни их устраивал, провоцировал на новые риски.

В советское время, всеми средствами стремились, настраивать людей на позитив. Но психология их такова, что никто не отказывался от халявы, от чего-то - дополнительного. Взять хотя бы тринадцатый гастроном. Ведь все заведующие были подключены к мошенническим операциям. Если бой - одна, две бутылки, пишут десять. Порчу один раз взвесили, нужно было её сразу вывезти. Повторяли несколько раз. Дешёвый сироп заливали в автоматы вместо дорогого, тоже доход. Но это всё мелочи. Находились рисковые. Что мелочиться, вместо ящика водки, не зарегистрировали - машину. Прошло. Пропал где-то вагон с фруктами. Получите премиальные за пропавший вагон. Так, с малого, шло нарастание хищений, в особо крупных размерах. К этим преступным явлениям, подключалось всё большее и большее число людей. Никто в такой среде не отказывался от дополнительной прибыли. Да и, практически это было невозможно. Во многих советских фильмах, эта тема представлялась во всей сложности. Финал мог быть не только снисходительно драматическим. Нередко заканчивалось трагически.
С количественной точки зрения, тех, кто вредит, наносит ущерб, не так уж и много. Но их оказывается достаточно, чтобы подойти к перестройке. К тому времени - богатых и сверх богатых - набралось столько, что они - в свою собственность - могли скупать целые предприятия.
Ален Дален грозился разрушить Союз, именно, негативными средствами. И это удалось. Расчёт был - на свободу и демократию. Из двух составляющих антонимную пару, худшее - оказывалось негативным. А что противостоит ему? Воспитание - диктаторское, образование - диктаторское, закон - диктаторский. Всё это кому-то хотелось разрушить. И - разрушили. Началось с Хрущёва. В начале шестидесятых годов, по его указу, за тунеядство - ссылали. Двух проституток было достаточно, чтобы в каждой деревне, селе, они смогли развращать молодёжь, начиная с детского возраста. Тоже самое происходило с сосланными наркоманами, расхитителями. Но это было начало. С перестройкой - уже никаких серьёзных препятствий - не возникало на этом пути. Общество разобрали по всем частям, наиболее активные деятели по негативу. Им пробовали препятствовать сторонники позитива. За кем был - и остаётся - больший успех? Так или иначе, общество - в количественно-качественном соотношении - всё же меняется к лучшему. Может, не столь значительно, как этого хотелось бы, но - общий позитив - всё же нарастает.
Есть такое выражение: шутки в сторону. В нём видится система. Серьёзные - на магистрали, шутников - на обочины. На правых и левых. На магистрали - монумент, на обочинах - монументики. 

Следует признать, что человек по своей природе, явление более негативное, чем позитивное. С древнейших пор, выглядывая из пещеры, он видит - пасётся стадо мамонтов. Добыть, хотя бы одного - не просто, да и рискованно. Соседи - добыли. Перед ними два варианта: самим добыть или отобрать у соседей? Отобрать - более лёгкий вариант. С тех пор, человек мало в чём изменился. Особенно, из числа агрессивных. Перейти целиком на позитив, никому, никогда и нигде не хотелось. История человечества, всюду - в двух основных качествах. Где бы человек не оказался, он вынужден делить всех - на своих и чужих. Современная техника позволяет распознавать это. Будь то - суша, море, воздух или космос. В гуманитарном отношении, таких научных средств нет. В политическом плане, из двух составляющих - интернационализм и национализм - запад предпочёл национализм. И этим главным признаком обрушился на Россию. И хотя в самой России, это явление существует, оно не столь официально. Скорее - любительское.
В настоящее время человечество подошло к тому состоянию, когда никто не знает, что же будет дальше. Само понятие - экстраполяция, предполагает вполне определённую последовательность в последующем развитии. В научно-техническом - есть своя определённость. В гуманитарном - полная свобода, полная демократия. Но то и другое, как показала политическая история, исключает в принципе, какую-то определённость, какую-то экстраполяцию. Что в таком случае человеку остаётся? Одно. - А, будь, что будет. 


   

   
 
 


Рецензии