Чарльз Рассел толкование пророчеств

Чарльз Рассел: толкование пророчеств.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Вопрос:
    «Прочитал Ваши статьи о Нострадамусе, согласен, расшифровку «Пророчеств» надо начинать с «Письма к Цезарю» и «Послания Генриху». Они тоже шифрованы, но требуют не столько знаний математики, сколько внимательного, скрупулёзного отношения. Беглое чтение ничего не даст. И конечно – логика. В этих Посланиях нет ничего случайного или написанного ради красного словца. Всё продумано автором до мелочей, потому что это своего рода инструкции к катренам и центуриям. Но, написанные в форме письма к сыну и королю, они воспринимаются так далеко не всеми. Да, и средневековый стиль отталкивает многих дешифровщиков.
    Чтобы понять Нострадамуса (именно его самого), его поступок, я попытался, образно говоря, влезть в его шкуру, – зачем он это написал, зачем столько, событий (часть, незначительных, и уже в нашем прошлом), для кого он это писал, каков был механизм его знаний, возможно ли это вообще и т.д. и т.п. И пришёл к главному выводу – «Пророчества» – это не самодеятельность пророка из Прованса. Если бы это было так, они не прожили бы такую долгую жизнь. Вспомните хотя бы того же Парацельса. А ведь он в своё время был известнее Нострадамуса. Но кто его помнит в наши дни. Нет, конечно, Нострадамус сам рассчитывал, согласовывал, описывал, издавал, но исходная информация – не его! Вот в чём главный вопрос. Перефразируя В. Маяковского, можно сказать: «Если Нострадамус написал пророчества отныне и до года 3797 – значит, – это было кому-то нужно?» Ведь сам по себе, каким бы ясновидящим он не был, понять (описать увиденное), привязать к хронологии, он не смог бы. Много ли вы поймёте и сможете рассказать, если вам покажут абсолютно незнакомое фото, не говоря уже о хронологии?
    К сожалению, для подавляющего числа людей и «фотографии» не доступны.
    Но возвращаюсь к Вашим статьям о пророчествах. Точка отсчёта – это собственно, начало календарной эры. Сделано это по нескольким причинам: первая – должна быть «подходящей для всех наций»; с каким событием связана точка отсчёта нашего календаря Вы знаете, как и насколько она соответствует историческим фактам; вторая – пророки ведут отсчёт хронологии «по небесному течению» т.е. по звёздам, а ещё точнее, по прецессии точки равноденствия; а звёзды требуют большой точности, в том числе и очень точной реперной точки, чего, как вы понимаете, 1 г. Н.Э. обеспечить не может; третья – при переходе на звёздный год необходимо компенсировать прецессию календаря на интервале до настоящего момента; и, в четвёртых, получился неплохой элемент шифровки. Из сказанного выше, конечно, понять какая это конкретно точка ещё нельзя. Надо внимательно изучить и предыдущие абзацы текста. Рассказывать всё подробно – долго и, наверное, пока всё-таки не стоит.
    Если Вы занимаетесь «Пророчествами» основательно, а не просто «от фонаря» их интерпретируете (без обид), могу предложить своё исследование. В противном случае оно будет вам не интересно. Имел возможность убедиться. Кто сейчас читает Нострадамуса. 1999 год позади, миллениум прошёл, и ажиотаж спал. Сейчас на первом месте, извините за выражение, полная хрень – Конец света в декабре 2017 г., планета Набиру, Чёрный Паук, и очередной Конец света в сентябре 2029-го.
    Кстати, Вы знакомы с сайтом Андрея Шебловинского?
    Он для поднятия рейтинга сайта размещает там все, что находит «по теме пророчеств». Чем больше – тем лучше. В результате тема охвачена весьма и весьма широко и полно, но, по сути, это помойка – лжепророчества, разные газетные утки, комментарии всех желающих, и Вы в «авторском разделе» в компании с Чарльзом Расселом. Как Вам такое соседство? 


    Ответ.
    С последним «сенсационным пророчеством» от Чарльза Рассела я знакома, комментировать его не хочу, так как уверена, что это очередная «фальшивка», так как не указан первоисточник. Возможно, были использованы мои посты на форумах за 2010-2012 годы.

    [Чарльз Тейз Расселл (1852-1916) – американский религиозный деятель, один из основателей религиозного движения «Исследователей Библии», секретарь и главный бухгалтер, а с 1884 года президент Общества Сионской сторожевой башни и трактатов.
    Его родители – Джозеф Л. и Энн Элайза (Берни) Расселл – были протестантами (пресвитерианами) шотландско-ирландского происхождения. Под влиянием своих родителей уже в молодом возрасте Расселл начал интересоваться религией. Однако традиционное учение Церкви «о вечных мучениях» осуждённых грешников в аду стало для Расселла неприемлемым.
    Хотя он не переставал верить в само существование Бога, но не хотел также согласиться и принять общепризнанные учения о Божественном откровении Самого Себя людям. Тогда он обратил своё внимание на одно из направлений в адвентизме и впоследствии попал под его сильное влияние. Переломным в его судьбе стал 1876 год, когда в одном из небольших адвентистских журналов «Глашатай утра» («The Herald Of Morning») он прочитал пророчество о том, что Христос («Пришествия» которого с нетерпением ожидали отдельные теологи и ревнители) уже незримо сошёл на землю и теперь, никому не известный, наблюдает за жизнью людей. Что касается «Второго пришествия», то его, согласно этому пророчеству, следовало ожидать в 1878 году.
    Чарльз Тейз Расселл так был поражён прочитанным, что решил кардинально изменить свою жизнь. Он свернул торговлю и все деньги отдал на поддержку упомянутого журнала. Издатель, довольный его рвением, назначил молодого коммерсанта своим помощником. Это был период самых тесных контактов Расселла с адвентистами. Но когда наступил 1878 год, а ожидаемое «Пришествие» в очередной раз не состоялось, Расселл охладел к их учению.
    В следующем году он основал свой собственный журнал – «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа». Решив самостоятельно вычислить дату «Второго пришествия», Расселл обратился к той части книги пророка Даниила, где говорится о семи периодах («временах») безумия вавилонского царя Навуходоносора. Эти «семь времён» Расселл истолковал как семь пророческих лет по 360 дней. Таким образом он получил период в 2520 дней. Их, подобно Миллеру, он перевёл в годы и вывел срок, отделяющий год начала исполнения пророчества Иезекииля о низложении Иерусалима (Иез. 21:25) от года «Второго пришествия».
    Считая, что начало пророчества относится к 606 году до Н.Э., он вычислил дату «Второго пришествия» (возвращения Христа) – 1914 год.
    «Окончательное завершение царства этого мира и полное установление Царства Божия будет завершено к концу 1914 года,  – писал он в «Сионской сторожевой башне и вестнике присутствия Христа» в 1884-ом – 1914 год увидит Царство воздвигнутым или прочно установленным на Земле, на руинах современных учреждений […]».
    В 1886 году Расселл опубликовал первый том из своей серии «Исследования Писаний» – авторских толкований библейских текстов, – под названием «Заря Тысячелетия» («The Millenium Dawn»). В течение последующих тридцати лет свет увидели ещё пять томов из этой серии.
    По своему мировоззрению Чарльз Тейз Расселл оставался человеком достаточно набожным. Задумываясь над разными христианскими вероучениями, он выдвинул гипотезу о том, что поскольку все они утверждают, что основывают свои вероучения на Священном Писании, но не могут их между собою согласовать, то, возможно, что Писание неправильно переведено (прежде всего Расселл имел в виду «учение о вечных муках»). Таким образом, он решил самостоятельно исследовать Библию без посторонней помощи и обращения к мнению других теологических авторитетов. Результатом этих поисков стало то, что он писал и издавал богословские книги и труды, произносил проповеди, оглашая свои представления о Царстве Христа.
    После смерти Расселла основанное им «Общество Сторожевой башни» возглавил Джозеф Ф. Рутерфорд. Возглавляемая Рутерфордом часть организации «Исследователей Библии» позже значительно выросла и стала известна как «Свидетели Иеговы». Но были и другие исследователи Библии, которые не признали Рутерфорда своим лидером. Некоторые из этих групп существуют до сих пор].

    В качестве дополнительной информации могу предложить для ознакомления статью Ильи Разумова от 11/05/2017 «Развитие идей Чарльза Рассела. Возродится ли Царство Навуходоносора в 2019 году?».
    В своё время в 2012 году мы вместе с И.К. Разумовым написали совместную статью: «Могут ли бесы предсказать будущее? Разбор феерии современных благочестивых мифов, фальсификаций и деструктивных интерпретаций пророчеств». Она до сих пор размещена в интернете и любой желающий может с ней ознакомиться.
    В статье «Развитие идей Чарльза Рассела. Возродится ли Царство Навуходоносора в 2019 году?» говорится:
    «В середине 1870-ых годов христианский проповедник Чарльз Расселл, опираясь на 4-ую главу Книги Пророка Даниила сделал громкое предсказание о крушении мировых царств и Пришествии Иисуса в 1914 году. Десятилетия спустя наступил названный год, ознаменованный началом Первой мировой войны, которая привела к крушению многих царств. Однако, предсказание Расселла исполнилось лишь частично, потому что Пришествие Иисуса так и не состоялось. В данной статье подход Расселла переосмыслен, и показано, что из пророчества более ясно следует не Пришествие Иисуса, а возрождение Царства Навуходоносора в 2019 году. Мы впрочем не отрицаем, что пастор Расселл направлялся Духом Святым, а его предсказание о 1914 годе было отчасти адекватным для своего времени.
    Согласно описанию Даниила, царь Навуходоносор увидел во сне большое дерево, высота которого достигала неба. И вот сошел с небес Бодрствующий и Святый, и повелел срубить это дерево, а корень его оставить в земле на «семь времен» в железных и медных узах.
    Даниил разъясняет Навуходоносору, что большое и крепкое дерево – это и есть сам царь, которому предстоит познать силу небесной власти:
    «Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет […]».
    И вскоре после того царь Навуходоносор потерял разум, так пророчество сбылось над ним. Когда же спустя семь лет разум вернулся к царю, тот восславил Господа Бога, поскольку понял, что нет никого в мире способного противиться воле Господа. И тогда Навуходоносор был восстановлен на царство, и его величие еще более возросло.
    Опираясь на традицию истолкования библейских текстов (У. Миллер, А. Браун и др.), проповедник Чарльз Расселл предположил, что пророчество 4-ой главы Даниила должно действовать в двух временных масштабах: во-первых, на личном уровне – в жизни царя, и во-вторых, на уровне истории мировых царств.
    На личном уровне «семь времен» – это семь лет в жизни Навуходоносора.
    На уровне мировой истории традиция истолкования засчитывает день за год (Иез. 4:6; Чис. 14:34), и тогда 7 лет = 7 х 360 = 2520 дней, которые превращаются в 2520 лет. При этом используется так называемый «пророческий год» из 360 дней, потому что традиция истолкований полагает, что период в три с половиной года соответствует 1260 дням (Откр. 11:2,3). Эта логика опирается на приближённый расчёт, в котором год рассматривается как лунный,  причём лунный месяц (29,5 дней) округляется до 30 дней. За точку отсчета следует принять «срубленное дерево», которое Расселл отождествил с разрушением первого Храма и началом 70-летнего Вавилонского пленения евреев.
    В свою очередь, последняя дата была им вычислена путем вычитания 70 лет из известной даты возвращения иудеев из плена в 537 году до Н.Э. Добавляя 2520 лет к 607 году до Н.Э., Расселл получает 1914 год в качестве завершения «семи времен» (допустима естественная погрешность в один год), что и было поначалу интерпретировано как окончательное установление Царства Божьего:
    «1914 год увидит Царство воздвигнутым или прочно установленным на Земле, на руинах современных учреждений».
    Предсказание Расселла разошлось большим тиражом, и после начала Первой мировой войны послужило росту популярности возглавляемого им общества Исследователей Библии, даже несмотря на тот факт, что Иисус так и не проявил отчетливо своего присутствия.
    Частичное исполнение предсказания Расселла действительно удивляет. Однако, с позиций сегодняшнего дня легко заметить, что сделанная интерпретация весьма «натянута» в ряде ключевых мест.
    Во-первых, сомнительно использовать приближенную оценку года в 360 дней, потому что заявленный результат вычисления требует более высокой точности. Напротив, вполне разумно использовать солнечный год, в котором в среднем 365,25 дня.
    Во-вторых, согласно исторической науке, Иерусалим был захвачен, и Храм разрушен в 586 году до Н.Э., а не в 607 году до Н.Э.
    Даже с библейской точки зрения, извлечение Расселлом этой даты путем вычитания из падения Нового Вавилона (538 год до Н.Э.) – слишком смелый шаг, хотя бы по той причине, что Захария 1:12 утверждает, что 70 лет Гнева Господа завершились в момент написания книги Захарии, а она писалась примерно в 518 году до Н.Э., когда вернувшиеся из плена иудеи начали восстанавливать Храм.
    В-третьих, казалось бы сон Навуходоносора должен быть связан с его же царством, поэтому неясна причина вести отсчёт «семи времен» от начала вавилонского пленения евреев. Логичнее было бы вести отсчёт от падения Царства Навуходоносора (Новой Вавилонии) в 538 году до Н.Э., то есть с того момента когда пророк Даниил перевел царю Валтасару надпись возникшую на стене: «исчислил Бог царство твое и положил конец ему» (Дан.5:26), и в ту же ночь Валтасар был убит, а его царство отдано мидянам и персам.
    Скорее всего, у Расселла были свои причины вести отсчет от 607 года до Н.Э., однако мы хотим продвинуться немного дальше.
    Будем использовать именно солнечный год 365,25 дня. Тогда «семь времен» соответствуют периоду времени (7 х 365,25) = 2556,7 года. Прибавляя этот период времени к дате падения Нового Вавилона (538 год до Н.Э.), получим, что Царство Навуходоносора должно возродиться в 2019 году. Такое событие выглядит не только исторически важным, но и неоднозначным.
    Мы вправе надеяться на лучшее, потому что Глава 4-ая Даниила завершается словами Навуходоносора, к которому вернулся разум:
    «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».
    В то же время, Откровение Иоанна предрекает возрожденному Вавилону разрушение в Конце времен:
    «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным […]
    Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель» (Откр. 17:5,8).
    Христианам рекомендуется покинуть столицу этого государства:
    «Выйди из нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее, ибо грехи ее дошли до неба» (Откр. 18:4).
    Нам остается лишь снова процитировать Даниила:
    «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:24).
    В таком виде наша интерпретация в сравнении с исходной интерпретацией Расселла выглядит более обоснованной по формальным признакам, однако не подтвержденной (в то время как интерпретация Расселла частично подтверждена событиями 1914 года). Мы бы не стали даже обсуждать это, если бы не столкнулись с весьма интригующим обстоятельством.
    Для получения пророчества, исходя из текста Даниила период 2556,7 года следует отсчитывать, по нашему мнению, именно от даты падения Нового Вавилона (538 год до Н.Э.).
    Однако, что будет, если мы, не задумываясь пока над логикой, рассмотрим в качестве точек отсчета другие ключевые даты в истории Нового Вавилона?
    В конце концов, сам Расселл почему-то решил вести отсчет не от падения Вавилона, а от пленения иудеев…
    Важнейшей датой является разрушение вавилонским царем Набопаласаром столицы Ассирии, города Ниневии, в 612 году до Н.Э. Известна традиция принимать именно эту дату в качестве даты образования Ново-Вавилонского царства. Так например Нострадамус в «Послании к королю Генриху второму» строит аллюзию на историю Новой Вавилонии, указывая срок существования этого государства 73 года и 7 месяцев, что соответствует промежутку времени от разрушения Ниневии (август 612 года до Н.Э.) до коронации в Вавилоне Камбиса, сына персидского царя Кира (1 апреля 538 года до Н.Э.). Отражением названной даты 612 года до Н.Э. через «семь времен» является 1945 год, падение фашистской Германии (612 год до Н.Э. – 2556,7).
    Более того, окончательная победа царя Набопаласара в войне с Ассирией (609 год до Н.Э.) отображается на 1948 год, то есть на дату восстановления государства Израиль. Видим, что события как бы повторяются, однако их смысл изменяется на обратный. Мы учитываем, что антитезой разрастанию Вавилона является падение тоталитарного государства (в данном случае – Германии), и что духовным антагонистом языческого Вавилона в Библии выступает Израиль.
    Замеченная смысловая инверсия продолжается и дальше. Первый год правления царя Навуходоносора (605 г.д. н.э.) отображается на 1952 год – последний год правления Сталина. Новая Вавилония при царе Навуходоносоре находилась на вершине своего могущества.
    Принятая в исторической науке дата начала вавилонского пленения евреев (586 год до Н.Э.) отображается на 1971 год, когда границы Советского Союза были открыты для евреев, и началась их массовая эмиграция в Израиль.
    История связанная с этой датой не слишком известна обывателю, поэтому остановимся на ней подробнее. В СССР традиционно практиковался отказ в ответ на просьбу об эмиграции в капиталистическую страну. 24 февраля 1971 года 24 советских еврея вошли в приемную председателя Президиума Верховного Совета СССР и отказались ее покинуть вплоть до момента удовлетворения их требования, разрешить им выезд на историческую родину, в Израиль. Министру внутренних дел было доложено, что приемная председателя Президиума захвачена. Непредсказуемая ситуация в итоге завершилась мирно – в конце рабочего дня группа евреев получила разрешение на выезд. Этот прецедент послужил началом массовой репатриации евреев из СССР, что вполне ассоциируется с возвращением из вавилонского плена. Снова видим, событие из истории Новой Вавилонии отобразилось в противоположное по смыслу событие из истории XX-го века.
    В истории Ново-Вавилонского царства есть еще одна дата, которую мы не имеем права обойти вниманием. Это зарождение государственности в 626 году до Н.Э., когда пришедший к власти в городе Вавилоне царь Набопаласар (который контролировал на тот момент совсем небольшую территорию) восстал против Ассирии. Отражением этой даты выступает 1931 год, когда в Москве началось строительство Дворца Советов – самого высокого в мире здания, увенчанного стометровой статуей Ленина. Чтобы расчистить площадку под строительство небоскреба, 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Однако завершить строительство до начала войны не удалось, а в 1941 году возведенная часть каркаса была демонтирована, послужив материалом для железных дорог и противотанковых укреплений. Недостроенный высочайший в мире небоскреб ясно ассоциируется с библейской легендой о Вавилонской башне, обозначающей вызов брошенный Богу и повлекшей падение первого Вавилона. В наказание за гордость людей, Бог разделил языки, люди перестали понимать друг друга, и не смогли продолжать строительство города и башни. Вместо события в смысловом ряду мы обнаруживаем лишь указатель на библейский символ. Здесь остается ощущение недосказанности. По крайней мере, это можно понять как уход от механической обусловленности. Речь не идет о циклической повторяемости мировой истории, а скорее об ее организации по разумному плану, отраженному в Библии.
    Таким образом, период в «семь времен» инвертирует по смыслу не только ожидаемую ключевую дату, предсказывая возрождение Нового Вавилона в 2019 году, но и другие важные даты истории Ново-Вавилонского царства. Именно совпадение (с инверсией смысла) по ряду дат минувшей истории позволяет нам утверждать, что предсказание о возрождении Нового Вавилона в 2019 году является обоснованным.
    Учитывая при этом, что персидский царь Кир II вошел в Вавилон уже в 539 году до Н.Э., в то время как в 538 году до Н.Э. ликвидация Новой Вавилонии как независимого государства была лишь формально завершена, можно предположить, что необратимые изменения в политическом ландшафте на пути возрождению Царства Навуходоносора произойдут уже в 2018 году.
    Из представленного расчета нельзя сказать, следует ли относить предсказание к России, ведь основная опорная дата, 1945 год, связывает с Вавилоном гитлеровскую Германию (хотя другие даты ложатся в историю СССР). Можно только строить предположения в контексте других пророчеств о Вавилоне.
    Так в Откровении Иоанна, город Вавилон (столица государства) представлен в виде блудницы: «сидящей на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр.17:3), у которого «смертельная рана исцелела» (Откр.13:3). Учитывая, что в образе невесты Бога в Библии выступает либо Израиль (Ис.54:5), либо Церковь Христа (Откр.21:9,10), образ блудницы может указывать на непотребство в религиозной сфере, на сращение института церкви («жены») с богоборческим государством («зверем»).
    Известна традиция истолкования, восходящая на советской почве к диссиденту В.К. Зайцеву (1917-1992), полагающая что семь голов зверя суть семь правителей СССР, а десять рогов – это государства-участники СНГ. Тогда Откровение Иоанна предсказывает возвращение к власти одного из семи правителей СССР, который должен восстановить распавшуюся империю. Надо признать, совпадение с числом правителей СССР примечательно, а наше предсказание о возрождении Вавилона точно ложится в эту тему.
    Вспоминается также, что В.К. Завалишин (1915-1995) в 1974 году правильно предсказал падение советской власти на 1991 год, опираясь на пророческую аллюзию Нострадамуса, где было сказано, что Новая Вавилония будет существовать 73 года и 7 месяцев. Поэтому ассоциация Новой Вавилонии с СССР подтверждена сбывшимся пророчеством.
    Однако, на момент написания данной статьи из семи правителей СССР остается в живых только М.С. Горбачев, убежденный идейный противник тоталитарного государства, который и сам уже в преклонных годах. Следовательно, можно ожидать лишь мистического воскрешения одного из первых шести правителей СССР через неопределенный срок. При этом предсказание о возрождении Вавилона в 2019 году, полученное нами из Даниила – имеет мажорную тональность, так что Чарльз Расселл, которого мы полагаем автором идеи, ожидал отсюда наступления Царства Божия, а не зверя из Откровения. Похоже, здесь отсутствует фатум: как мы писали ранее в одном из текстов: «четвертый зверь Даниила, обращенный ко Христу и сохраняющий чистоту веры, должен быть прощен».
    Таким образом, рассмотренные пророчества в их приложении к современности носят амбивалентный и даже провокативный характер, не давая нам механических инструкций. Заметим, отсутствие ясных критериев различия добра и зла всегда было одной из главных проблем человечества, так что наибольшее зло совершалось «служителями добра» в борьбе за правду (террор, революции, инквизиция, крестовые походы и «справедливые» войны). С этим же связан библейский сюжет об Адаме, вкусившем запретный плод с древа познания добра и зла, после чего грех вошел в мир. С тех пор люди знают об этих двух категориях нравственного сознания, но не всегда могут различить их. Предсказания будущего (по нашему опыту) не помогают в этом, а только свидетельствуют о существовании Высших сил, которым подвластно и само Время.
    Означает ли наш расчет, что мы пришли к отрицанию учения Расселла о 1914 годе?
    Видимо, не совсем так. В конце концов, предсказание Расселла о 1914 годе частично исполнилось, хотя логика его исследования и являлась странной.
    Но разве наша логика не является также странной?
    И то, и другое, основано на загадочных совпадениях, и чем тогда одни совпадения лучше или хуже других?
    Исследователи синхронизмов иногда говорят: «каков вопрос – таков и ответ». Возникающие цифровые сети зачастую переполнены информацией, избыточны. Чарльз Расселл задал «вопрос» в рамках своей системы, и получил предназначенный для него «ответ». Без заявления Расселла о 1914 годе наша интерпретация никогда не возникла бы. При этом мы задали «вопрос» со своих отправных позиций, и также верим в полученный «ответ» – предназначенный для современности».
*    *    *
ДТН.
 


Рецензии