40-я годовщина КТОФ
Я хочу рассказать всего об одном дне – 21 мая 1972 года, о дне 40-й годовщины флота. Этот день мне запомнился особо. Почему – вы узнаете из дальнейшего повествования. За несколько дней до этой даты наш экипаж предупредили, что мы намечены для показа жителям города Владивостока на 40-летнюю годовщину КТОФ. Это было впервые, до этого жители и гости города никогда не ступали на палубу подводной лодки. Почему именно нашу лодку выбрали для показа, не было секретом. Просто она недавно вошла в строй действующих после капитального ремонта и многие внутренние помещения выглядели очень неплохо. Все было покрашено и надраено. Но все же нам выделили время для подготовки к приему гостей и необходимые ресурсы – краску, кисти и т.п.
Началась работа всего личного состава. Командир с офицерами продумали, что можно будет показать рядовым гражданам. Это уже позднее ставили на постаменты настоящие подводные лодки периода Второй мировой войны, как С-56 во Владивостоке. А в то время это было внове и ожидалось столпотворение людей. Так что всё надо было очень четко распланировать, предусмотреть маршрут посещения и поставить в особо трудных местах или узостях личный состав, чтобы помогать гостям не удариться головой или другими частями тела в узких коридорах , дверях и рубках субмарины. Я предложил развернуть в кают-компании операционную, чтобы народ знал, как оказывается медицинская помощь в походе. Командир поддержал мою инициативу. Было так же предложено показать легководолазное снаряжение у открытого торпедного аппарата в носовом отсеке, чтобы люди могли узнать, как осуществляется выход из затонувшей подводной лодки.
Продумали и маршрут. По трапу люди должны зайти на надстройку палубы и, держась за лееры, пройти в корму лодки. Там через аварийный люк по вертикальному трапу спуститься в седьмой отсек. И потом идти к носу через шестой (электромеханический), пятый (дизельный), четвертый, третий (центральный пост – ГКП) и второй отсеки пройти в первый и осмотрев его, подняться наверх через торпедопогрузочный люк первого отсека. Все было утверждено командиром, распределен личный состав, кто за что отвечает.
А матросы и старшины в это время наводили марафет во всех отсеках подводной лодки. Драили, убирали ненужное, подкрашивали и т.д. Делать нам это было сподручно, так как лодка находилась в готовности № 2, и экипаж в казарму не ходил ночевать. Вот и приходилось весь день быть на лодке, за небольшим исключение для офицерского состава. Я водил заболевших матросов на консультацию во флотский госпиталь, кое-кто по делам в штаб или другие подразделения. Но покидать пределы береговой базы в ночное время мы не могли.
Наконец ближе к вечеру 20 мая мы запустили дизеля, и лодка в надводном положении двинулась из бухты Малый Улисс, где была наша береговая база, в центр города, в бухту Золотой Рог. Там у 33 причала, недалеко от здания штаба флота, должны быть отшвартованы все корабли, которые флотское начальство собиралось показать жителям и гостям Владивостока. Сам переход занял не так много времени. Мы подошли к 33 причалу и отшвартовались левым бортом. Все надводные корабли были пришвартованы кормой к причалу. Кстати, так швартуются только наши моряки. Считается, что при этом можно быстрее выйти в море в случае необходимости. Вообще швартовка не такое просто дело, но некоторые наши командиры проявляли лихость, особенно когда швартовались в зарубежных портах. Представляете, задним ходом на приличной скорости к причалу приближается огромный корабль. Все присутствующие на пирсе чуть ли не разбегаются. И вдруг перед самой причальной стенкой корабль дает полный вперед, за кормой появляется огромный бурун воды и корабль останавливается как вкопанный. Это всегда вызывало аплодисменты присутствующих на причале.
Итак, мы у причальной стенки. Рядом стоят артиллерийский крейсер «Суворов», ракетный крейсер «Варяг» (флагман флота), эсминец, сторожевой корабль, тральщик, ракетный и торпедный катера. Корабли всех классов надводных кораблей, которые в те годы существовали в Тихоокеанском флоте. Ну разве еще десантные суда не были представлены жителям города. И впервые стояла дизельная торпедная лодка 611 проекта, наша Б-63. При вечернем обходе отсеков подводной лодки ощущалась необычное оживление, только и говорили о завтрашнем мероприятии. Вечерний чай и отбой успокоил экипаж субмарины. Но бодрствовала вахта, которую через 4 часа сменила очередная. Стоял и часовой у трапа на лодку, хотя весь 33 причал был отгорожен от остальной набережной железным забором. И вход был только через КПП.
Утром было как всегда вовремя выходов в море. Подъем не стоящих вахты офицеров и матросов, завтрак, после которого началась подготовка к встрече гостей. В 8 часов на всех кораблях был подъем военно-морского флага, а через час открылись ворота КПП, и толпа людей хлынула к военным кораблям. Как всегда, впереди были мальчишки, которым не терпелось побывать на борту настоящего боевого корабля. Но если на надводные корабли можно было заходить сразу по двое-трое, то к нам на лодку строго по одному и так же по одному спускаться по трапу вниз подводной лодки. А это не так просто для неподготовленного человека. Поэтому около нашего трапа собралась очередь, которая не иссякала в течение всего дня.
Я во время начала экскурсии владивостокцев по лодке находился в кают-компании, где мы с моим санинструктором накрыли стол белой простыней, разложили операционные инструменты, шприцы, упаковки с лекарствами. Оба в белых халатах, мы отвечали на вопросы интересующихся, что и как должны будем делать, если потребуется оказать медицинскую помощь. Над столом горели бестеневые лампы, все, как в настоящей операционной. Поток посетителей не ослабевал. Я уже устал отвечать на одни и те же вопросы. Снял халат и, поручив санинструктору Николаю Зотову отвечать на вопросы, я прошел по лодке, то и дело натыкаясь на людей, удивляющихся маленьким габаритам коридоров и всех помещений подводной лодки, обилием маховиков и рычагов, огромным торпедам, лежащим на стеллажах, узости торпедного аппарата, через который должны пролезать моряки при аварии на лодке. Люди толпились у перископа, желая посмотреть через него на родной город и бухту Золотой Рог.
Сейчас в своем рассказе я коснусь темы, которая пуритански воспитанных людей может покоробить, но как говорится, «из песни слов не выкинешь». Дело в том, что матросы, которые помогали спуститься гражданам вниз подводной лодки и подняться наверх, имели возможность заглядывать под юбки женщинам, тем более что тогда женские брюки были большой редкостью. И моряки старались почаще меняться у трапа, чтобы другие тоже могли насладиться зрелищем женщин в неглиже, если это так можно назвать.
В отличие от надводных кораблей мы не имели возможности покормить экипаж нормальным обедом, поэтому выдали сухой паек, с обещанием компенсировать на праздничном ужине. Наскоро перекусив и выпив 200 грамм компота из банки, я решил совершить экскурсию по надводным кораблям. Как офицера в форме, меня везде пропускали без очереди, и я часа за три сумел обойти все стоящие у причала корабли. Вернее, не все, а лишь надстройки, в трюма я не спускался. Зато побывал во всех боевых рубках, основных помещениях боевых служб и постов, в башне главного калибра крейсера «Суворов». Смотреть с мостика крейсера на сам корабль и другие, стоящие где далеко внизу меньшие по водоизмещению корабли, было интересно. До этого я никогда не бывал на надводных кораблях, поэтому эта экскурсия для меня была чрезвычайно полезной и поучительной.
Поток посетителей к вечеру уменьшился, даже у нас на лодке их стало меньше, но до 18 часов, когда был прекращен осмотр кораблей и за последним посетителем закрылись ворота КППП, люди шли и шли. Это была приличная нагрузка на личный состав лодки, которому приходилось все рассказывать и показывать, а то и не пускать особо ретивых в помещения, вход куда им был запрещен. Поэтому в конце этого дня все облегченно вздохнули. На ужин весь личный состав, а не только офицеры, получили по 80 грамм сухого вина. Для нормального человека это не вызывает опьянения, но при вечернем обходе я заметил признаки опьянения у некоторых старшин и старослужащих. Видимо, они выпили не только свои 80 грамм вина, но и вино молодых матросов-первогодков, так называемых салаг.
В офицерской кают-компании, где были убрано все медицинское имущество по своим штатным местам, на ужине было оживленно. Все вспоминали перипетии сегодняшнего дня, забавные случаи. То кто-то не мог поднять ногу, чтобы пролезть через межотсечные двери, то кто-то просил посидеть в туалете, якобы приспичило, в кто-то пытался подняться по трапу в боевую рубку и на мостик, хотя это не было предусмотрено маршрутом. Так что было о чем вспомнить и посмеяться. После ужина командир разрешил сход офицерам на берег и наши семейные офицеры этим воспользовались. А мне добираться до общежития не хотелось, и я остался ночевать на лодке, чтобы с утра приступить к своим обязанностям начальника медицинской службы подводной лодки.
Свидетельство о публикации №217052100831