Подруга

   После окончания института я пришла к заведующему Отделом народного образования устраиваться на работу в школу.

  - Во вспомогательную школу или никуда, - категорично заявил начальник.

  - А что такое вспомогательная?

  - Это школа для детей с нарушением познавательной деятельности, т.е для умственно  отсталых.

  В конце августа еду в эту школу, она находилась в семи километрах от города, в бывшем барском поместье. Но школьное здание было новой постройки и только интернат – той поры. Красивые липовые аллеи, у школы в центре липового круга – дуб-великан.

  Дети по территории некоторые ходят босиком, рубашки на животе завязаны узлом, сами в побелке и масляной краске… Идут последние   ремонтные работы перед началом нового учебного года.

  Я, конечно, испугалась, но ведь это же школа, и я сама выбрала профессию учителя.

   Первый рабочий день. Меня встретила высокая стройная женщина, лет на  десять  старше меня, в простом ситцевом платье. Елена Калиновна – я такого интересного отчества никогда даже не слышала.

   - Что же мне делать с этими 15-ю детьми, которые объединены в группу? Они же разбегутся.

  - А вы не бойтесь, предложите им погулять. Они сами вас отведут и на полянку, и на купальню. Вы -- новый человек и детям будет интересно с  вами познакомиться. И никуда они не разбегутся и вы познакомитесь с окрестностями – у нас тут красиво.

  Елена Калиновна была классным руководителем 5-го класса, а я - воспитателем. Она отнеслась ко мне очень тепло. Оказалось, что наши родители жили  на территории  одного сельсовета, значит, мы – близкие земляки.

   Начался  учебный год. Я приходила в класс и сидела на уроках – знакомилась со своей группой, сорванцами пятого класса.

  Однажды я присутствовала на уроке русского языка у Елены Калиновны. Правило по грамматике отвечал мальчик  Савельев и городил небывалую чепуху. На мою улыбку учительница ответила еле заметной улыбкой. И вдруг этот мальчик как топнет ногой – сука, б—дь и  быстро за дверь.

  - Осипенко, верни его, -- ровным голосом сказала учительница.

  Через несколько минут мальчики вернулись и молча сели на место. И я поняла, какой надо быть бережной, тактичной с ними, как надо их уважать и не позволять себе высокомерия, насмешки. И шутить надо так, чтобы они понимали мои шутки. Это был хороший урок для меня.

  Когда я уезжала домой, Елена Калиновна иногда провожала меня до автобуса. И тут одна моя коллега говорит в автобусе:

  - Вот о тебе говорят, какая же ты хитрая – сразу завела дружбу с директорской женой.

  - А кто жена директора?

  - Как кто?  Елена Калиновна.

 - Да? Но ведь у нее совсем другая фамилия – Рудник.

  Мы потом часто каламбурили: Рудник или родник, но источник творческих идей и воплощений - это точно.

  Елена Калиновна вела уроки русского языка, рисования, кружки флористики и макраме… Класс был похож на мини-мастерскую. И детям это так нравилось, что из-под их рук выходили красивые поделки, а мне было легко с ними работать после уроков.

  Моя Калиновна (так я зову ее и сейчас) очень деликатный, тактичный, воспитанный человек. Так и училась я у нее все 40 лет нашей дружбы. Никогда в жизни ни при каких обстоятельствах с ее уст не слетело бранное слово. Филолог по образованию, она, можно сказать, «подсовывала» мне модную на то время литературу от «Мастера и Маргариты» Булгакова, «Лолиты», «Красный газ» до «Код Леонардо да Винчи».

  Ее с полной уверенностью можно назвать художницей. Картины она рисовала маслом. В местном краеведческом  музее  неоднократно устраивались выставки ее работ. Романтик. Никогда она не была в Японии, а в музее была выставка ее картин, посвященных Японии. Но больше всего Елена Калиновна любила рисовать цветы. Уйдя на пенсию, она увлеклась  вышивкой икон. 26 больших и малых икон освятил на выставке в музее священник, и почти все они были подарены в храмы, а также родным и друзьям.

  Летом моя подруга жила на хуторе в опустевшем родительском доме. Место – красоты неописуемой. Дом стоял на берегу большого озера, а за спиной – сосновый бор. Красивейшие закаты солнца, что отражались в воде, целебный сосновый воздух, деревенская банька с травами… Я много лет приезжала к ней погостить, пожить в этом тихом раю, подышать целебным воздухом, пособирать ягод (особенно черники). А грибы! Какие там грибы! Правда, змеи, ужи… Мы идем по лесной дороге: ее – левая сторона, моя – правая. Наберем по ведру грибов и идем домой их перебирать. Был такой случай. Заехал мой родственник навестить нас и я даю ему грибов на суп. Как я считала, не выбирая, все подряд. А Елена Калиновна мне потом говорит:

  - Анна, ты положила два больших гриба, а они могут оказаться червивыми. Если что-нибудь даешь людям – это должно быть самым лучшим. А если жалеешь, лучше не давай.

  Это был для меня очередной урок.

  «С того человека и спросится много, кому было много талантов дано».

Стихи, песни, романсы и даже частушки! В пяти сборниках поэзии есть стихи Е. Рудник. Не зная нотной грамоты, Елена Калиновна подбирала к своим стихам мелодию на аккордеоне, а учительница пения записывала их нотами.

  Десять учителей нашей школы создали ансамбль «Листопад» и гастролировали по городам и весям, пропагандируя творчество Елены Калиновны (иногда с выставкой картин).

  Ах, если бы это было на государственном языке… мы бы далеко пошли. А так ведь на русском…

  И сейчас в свои 84 года Калиновна полна энергии и замыслов, которые воплощает в жизнь.


Рецензии