Подруга
- Во вспомогательную школу или никуда, - категорично заявил начальник.
- А что такое вспомогательная?
- Это школа для детей с нарушением познавательной деятельности, т.е для умственно отсталых.
В конце августа еду в эту школу, она находилась в семи километрах от города, в бывшем барском поместье. Но школьное здание было новой постройки и только интернат – той поры. Красивые липовые аллеи, у школы в центре липового круга – дуб-великан.
Дети по территории некоторые ходят босиком, рубашки на животе завязаны узлом, сами в побелке и масляной краске… Идут последние ремонтные работы перед началом нового учебного года.
Я, конечно, испугалась, но ведь это же школа, и я сама выбрала профессию учителя.
Первый рабочий день. Меня встретила высокая стройная женщина, лет на десять старше меня, в простом ситцевом платье. Елена Калиновна – я такого интересного отчества никогда даже не слышала.
- Что же мне делать с этими 15-ю детьми, которые объединены в группу? Они же разбегутся.
- А вы не бойтесь, предложите им погулять. Они сами вас отведут и на полянку, и на купальню. Вы -- новый человек и детям будет интересно с вами познакомиться. И никуда они не разбегутся и вы познакомитесь с окрестностями – у нас тут красиво.
Елена Калиновна была классным руководителем 5-го класса, а я - воспитателем. Она отнеслась ко мне очень тепло. Оказалось, что наши родители жили на территории одного сельсовета, значит, мы – близкие земляки.
Начался учебный год. Я приходила в класс и сидела на уроках – знакомилась со своей группой, сорванцами пятого класса.
Однажды я присутствовала на уроке русского языка у Елены Калиновны. Правило по грамматике отвечал мальчик Савельев и городил небывалую чепуху. На мою улыбку учительница ответила еле заметной улыбкой. И вдруг этот мальчик как топнет ногой – сука, б—дь и быстро за дверь.
- Осипенко, верни его, -- ровным голосом сказала учительница.
Через несколько минут мальчики вернулись и молча сели на место. И я поняла, какой надо быть бережной, тактичной с ними, как надо их уважать и не позволять себе высокомерия, насмешки. И шутить надо так, чтобы они понимали мои шутки. Это был хороший урок для меня.
Когда я уезжала домой, Елена Калиновна иногда провожала меня до автобуса. И тут одна моя коллега говорит в автобусе:
- Вот о тебе говорят, какая же ты хитрая – сразу завела дружбу с директорской женой.
- А кто жена директора?
- Как кто? Елена Калиновна.
- Да? Но ведь у нее совсем другая фамилия – Рудник.
Мы потом часто каламбурили: Рудник или родник, но источник творческих идей и воплощений - это точно.
Елена Калиновна вела уроки русского языка, рисования, кружки флористики и макраме… Класс был похож на мини-мастерскую. И детям это так нравилось, что из-под их рук выходили красивые поделки, а мне было легко с ними работать после уроков.
Моя Калиновна (так я зову ее и сейчас) очень деликатный, тактичный, воспитанный человек. Так и училась я у нее все 40 лет нашей дружбы. Никогда в жизни ни при каких обстоятельствах с ее уст не слетело бранное слово. Филолог по образованию, она, можно сказать, «подсовывала» мне модную на то время литературу от «Мастера и Маргариты» Булгакова, «Лолиты», «Красный газ» до «Код Леонардо да Винчи».
Ее с полной уверенностью можно назвать художницей. Картины она рисовала маслом. В местном краеведческом музее неоднократно устраивались выставки ее работ. Романтик. Никогда она не была в Японии, а в музее была выставка ее картин, посвященных Японии. Но больше всего Елена Калиновна любила рисовать цветы. Уйдя на пенсию, она увлеклась вышивкой икон. 26 больших и малых икон освятил на выставке в музее священник, и почти все они были подарены в храмы, а также родным и друзьям.
Летом моя подруга жила на хуторе в опустевшем родительском доме. Место – красоты неописуемой. Дом стоял на берегу большого озера, а за спиной – сосновый бор. Красивейшие закаты солнца, что отражались в воде, целебный сосновый воздух, деревенская банька с травами… Я много лет приезжала к ней погостить, пожить в этом тихом раю, подышать целебным воздухом, пособирать ягод (особенно черники). А грибы! Какие там грибы! Правда, змеи, ужи… Мы идем по лесной дороге: ее – левая сторона, моя – правая. Наберем по ведру грибов и идем домой их перебирать. Был такой случай. Заехал мой родственник навестить нас и я даю ему грибов на суп. Как я считала, не выбирая, все подряд. А Елена Калиновна мне потом говорит:
- Анна, ты положила два больших гриба, а они могут оказаться червивыми. Если что-нибудь даешь людям – это должно быть самым лучшим. А если жалеешь, лучше не давай.
Это был для меня очередной урок.
«С того человека и спросится много, кому было много талантов дано».
Стихи, песни, романсы и даже частушки! В пяти сборниках поэзии есть стихи Е. Рудник. Не зная нотной грамоты, Елена Калиновна подбирала к своим стихам мелодию на аккордеоне, а учительница пения записывала их нотами.
Десять учителей нашей школы создали ансамбль «Листопад» и гастролировали по городам и весям, пропагандируя творчество Елены Калиновны (иногда с выставкой картин).
Ах, если бы это было на государственном языке… мы бы далеко пошли. А так ведь на русском…
И сейчас в свои 84 года Калиновна полна энергии и замыслов, которые воплощает в жизнь.
Свидетельство о публикации №217052100837