Проза жизни. Как лучше?

    Родители мужа жили на окраине городка в Саратовской области. Отец был отсюда родом, а   мать с Дальнего Востока. По столыпинской реформе ее семья переехала в те времена  с Украины. Были построены избы   на пустом месте. Край был богат и зверем, и рыбой, и орехами, и ягодой... Семьи были большие. Мне кажется, что Столыпин, помимо всего прочего, хотел населить земли  русскими и украинцами. Ведь рядом был Китай. В одной из таких семей  в 21 году родилась свекровь. Окончила четыре класса, помогала матери, а в 16 лет уехала во Владивосток. Работала сначала нянькой, а потом пристроилась в типографию. Вскоре вышла замуж за бортехника-офицера, и в 42 году родился старший сын, а в 46- младший. Она сидела с детьми, муж служил, а по окончанию службы  они переехали поближе к саратовской родне.
    Я была младшей невесткой. Когда мы только поженились, муж сказал, что у мамы больное сердце. Мне её было жаль, ведь  всего 50 лет. А потом мы многие годы приезжали к ним в гости в отпуск, а дети - на лето. Дом родителей был оазисом в улице. Кругом было сплошное неблагополучие, кто пил, кто дрался, кто воровал, кто после тюрьмы, кто жадный. Свекр на это внимания не обращал, а мне свекровь было жалко. Как-то старшая невестка сказала мне, что очень уважает трудягу -отца, а мать- лодырь. Я спросила, ну, почему? Она же  все делает. Та сказала, во-первых, она никогда по настоящему не работала, а во-вторых... сама поймешь. Она, наверное, не знала, что у свекрови больное сердце.
   А у меня все с ней ладилось.  Мы  с мужем старались упростить ей жизнь, привозили вязанки сосисок, колбасу, сыр, кур... Нас же много. Она готовила,  а я перемывала посуду и убирала дом. Быт был простой, ничего лишнего, и времени много уборка не занимала. Успевали и покупаться, и рыбу половить,  и в лес сходить.
   Время шло. Выросли внуки. Не стало деда. И я подумала, что плохо свекрови одной. Она, конечно, с хозяйством справлялась, сажала картошку, огурцы, помидоры....  Но я представила, как хорошо ей будет у нас, места хватает, рядом мы, внуки с семьями, а там нехорошие соседи. И я предложила ей продать дом и переехать к нам. Что и было сделано. Я понимала, что ей надо привыкнуть на новом месте. Ведь по сути дела, она всю жизнь прожила по-крестьянски, с удобствами на дворе.
   Сказала соседке по даче, что перевезли свекровь. Она покачала головой. А я сказала, нет, нет, у нас все будет замечательно.   
   Свекровь давно себе ничего не покупала. Сама она шить не умела и  уже ходила, в чем придется.  Одеть человека в наше время не сложно. Но  оказалось, что я все покупаю не то, белье, халаты, кофты, колготки... Даже заколки не того цвета, и ей такие не нужны. Интересно получилось с брюками. Она мне сказала, что мои плохие, тяжелые. а ее старые легкие. Я взвесила на весах, и удивилась и те и другие весили по шестьсот грамм. Я вдруг обнаружила, что бабушка безбожно обманывает меня. Она оказалась  грубой, "Чего я там не видала? Какое ему дело? Куда ее понесло?".  И я подумала, а ведь в улице она была на своем месте. Точно также и про нее никто ничего хорошего не говорил. Бабушка стала меня шантажировать, что выбросится в окно. Я стала бояться. Ведь она раньше лечилась от психического расстройства в больнице в Саратове. Каких-то дел в доме, типа полить цветы, она себе так и не нашла.  Бабушка любила гулять часа по три, невзирая ни на погоду, ни на то , что лифт иногда не работал, а у нас девятый этаж. Она так гуляла, когда был жив отец, взад-вперед по улице. Тут она приходила,  валилась в постель, а потом уже раздевалась. Я начала сходить с ума. Я ее не понимала.  Вышла на работу и она меня спасала. Домой идти не хотелось.
    Так прошло семь лет. Однажды зимой позвонил старший сын и спросил, мама, ты может быть ко мне поедешь? Он жил под Адлером. Весной он приехал без предупреждения, в один день они собрались и уехали. Вскоре после ее отъезда я тяжело заболела. Думала ведь, что со мной что-то случится от перенапряга.
     Бабуля прожила у сына три года, и он привез ее к нам так же неожиданно, как  и увез, Сказал, что  тяжело болен и уехал через три часа. Прошло еще три года. Он здоров. Недавно позвонил и сказал, что мать его тогда измучила и физически, и морально. Ездить в гости и жить вместе -разные вещи.
    Сейчас бабушке 96. У нее нормальное давление и хорошая кардиограмма. Врачи, которых однажды вызвали, удивились, что в таком возрасте человек ничего не принимает. Она сказала, что и не будет. У нее стали отказывать ноги и голова. Муж сейчас удивляется,  она  его обманывает во всем.  Мне она говорит, что знает, что я из-за нее заболела, и спрашивает, а как я себя чувствую. Я отвечаю одно, не спрашивайте. Иногда я ее прощаю. Но она для меня - черная дыра.  Всё по Черномырдину. Хотела как лучше... А как лучше?








               


Рецензии