Кудеяр и его сокровища

Кудеяр

У этого термина существуют и другие значения, см. Кудеяр (посёлок).
«Кудеяр», рисунок А. Ножкина

Кудеяр (от тюрк. перс. Xud;y;r «возлюбленный Богом»)[1] — в некоторых из легендарных версий — брат Ивана Грозного или сын Жигмонда Батори, в устном народном творчестве — легендарный разбойный персонаж русского фольклора (с XVI века).

Также словом «кудеяр» называли кудесника, волшебника; женская форма — «кудеярица»[источник не указан 419 дней].

Содержание

    1 Легендарный Кудеяр
        1.1 Идентификация Кудеяра
        1.2 Потомки
    2 Образ в искусстве
        2.1 В русском искусстве XIX в.
        2.2 В советской литературе
        2.3 В современной массовой культуре
    3 См. также
    4 Примечания
    5 Ссылки

Легендарный Кудеяр

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят — очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

        Жили двенадцать разбойников,
        Жил Кудеяр — атаман.
        Много разбойники пролили
        Крови честных христиан[2].

Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.
Волжский пейзаж

Часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких мест находилось в пределах Воронежской губернии.
« В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка. »

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).
Идентификация Кудеяра
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного

    Согласно распространённой легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рождённый уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий (Юрий) Васильевич. Соломонию силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. В монастыре Соломония родила Кудеяра и его вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах.[3]
    Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батория, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Баторий (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий (в русском варианте Сигизмундович).
    Ещё одна версия гласит, что им мог быть предатель Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белёва. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года он показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве — тайные броды через реку Оку. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинул пределы Московского государства и остался в Крыму. Затем его имя упоминается в письмах пленного опричника Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков лично обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Такое разрешение ему было дано, но далее следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств о том, что разбойник Кудеяр (живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белёва) и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.

    По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка.

    Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

Потомки

«Кудеяр», как имя собственное, встречалось в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров.

    Имеется костромской дворянский род Волковых, ведущий своё начало от Кудеяра[4]. Весьма вероятной является версия о том, что Кудеяр являлся потомком «знатного» литвина Григория Волка герба Трубы, родоначальника древнего дворянского рода Волковых, выехавшего из Великого княжества Литовского в начале XVI века, к отцу Ивана Грозного, Великому князю Василию. В одном документе Кудеяра называют Григорьевичем, что по мнению П. Н. Петрова, может «навести на возможность допущения, даже признания его за сына Григория Фёдоровича Волка, принимая равное количество колен (XI) до нашего времени в костромской ветви».
    П. Н. Петров во 2-м томе «Истории родов Российского дворянства» указывает на Правотарха Кудеяровича Волкова — представителя костромской ветви Волковых.
    Шляхетский род Волки «выводят» себя от потомка князя Всеслава Чародея, что может служить косвенным свидетельством принадлежности Кудеяра (сильнейшего из чародеев) к роду Волков. У Н. И. Костомарова Кудеяр приезжает в Великое Московское княжество из Великого Литовского княжества вместе князем Д. Вишневецким, а у родоначальника древнего дворянского рода Волковых — литвина Григория Волка герба Трубы остались в Великом княжестве Литовском правнуки — сыновья Григория Фёдоровича Волка (Волкова) — Леон Григорьевич (основатель шляхетского рода Волк-Леоновичи герба Трубы) и Василий. Судьба Василия неизвестна, но можно предположить, что Кудеяр могло быть не именем, а прозвищем, которое впоследствии закрепилось как имя родоначальника костромской ветви Волковых.

Образ в искусстве
В русском искусстве XIX в.

    Роман Н. Костомарова «Кудеяр» — исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупа;ть, чтобы спровоцировать татар на убийство — ещё один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя — Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
    Рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: рассказывает о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана — и в этот момент дуб рухнул сам собой.
    На стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина.
    Сказание А. Навроцкого «Последняя любовь Кудеяра».

В советской литературе

    Сравнение дядьки Груни с разбойником Кудеяром в рассказе А. И. Куприна «Груня»
    В. Бахревский. «Клад атамана» — Историческая повесть о Кудеяре.
    Ю. Александров. «Кудеяров стан».
    Б. Ширяев. «Кудеяров дуб».
    В. Бахревский. «Разбойник Кудеяр» — Роман, события XVIII века.
    Действие романа-фельетона «Не проходите мимо» Бориса Егорова, Яна Полищука и Бориса Привалова происходит в вымышленном городе Кудеярове, названном в честь знаменитого разбойника (в книге, правда, Кудеяр почему-то назван пиратом). Историческая достопримечательность города — дуб, якобы посаженный самим Кудеяром в память о своей невесте, шемаханской боярыне Февронии, которая пятьдесят лет ждала возвращения атамана из разбойничьих набегов, да так и не дождалась.

В современной массовой культуре

    «Кудеяр» — цикл романов Марии Семёновой, в котором это прозвище носит главный герой, современный полковник.
    Кудеяр Кудеярыч — персонаж романа Татьяны Толстой («Кысь»).
    «Соломея и Кудеяр» Александр Прозоров
    Разбойник Кудеяр упоминается в качестве сравнения в романах Акунина из цикла «Пелагея».
    Кличка одного из персонажей в романе А. Бушкова «Непристойный танец».
    Имя одного из лордов королевства Вегирс в компьютерной игре «Mount&Blade», локализованной 1С.

См. также

Конь-камень (Липецкая область) (Кудеяр камень или Синь-камень) — по преданию это окаменевшая лошадь Кудеяра.
Примечания

    ; Ряд исследователей не согласны с тюркским происхождением имени Кудеяр и указывают на то, что имя Кудеяр было досточно распространено в Западной и Центральной Руси и означало «сильнейший из чародеев».
    ; Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо: О двух великих грешниках
    ; Балязин В. Н. Неофициальная история России 2007 ISBN 978-5-373-01229
    ; Петров П. Н. История родов Российского дворянства. — СПб., 1886. — Т.

Об атамане Кудеяре

        frondam
        7 октября, 2012

    Разбойник Кудеяр -- один из самых популярных персонажей фольклора.

    Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

    «А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

    Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

    Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

    Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

    Кто такой Кудеяр?

    Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения: Кудеяр (тюрк. перс. Xud;y;r «возлюбленный Богом»). Но ряд исследователей не согласны с тюркским происхождением имени Кудеяр и указывают на то, что имя Кудеяр было достаточно распространено в Западной и Центральной Руси и означало «сильнейший из чародеев».

        Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре и его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.

        Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батори, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Батори (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников Грозного Царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий в русском варианте Сигизмундович.

        Ещё одна версия гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.

        По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

    Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

    В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

    Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

    Легенда о Кудеяровой пещере и её сокровищах

    Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.

    Вот одна из легенд о кладе Кудеяра.

    Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, - густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус, поросший в то время соснами.

      

    Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище "Пушки" были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.

    Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.

    У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

    Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.

    Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

    Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

    По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.

    Народная песня

    БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

    Слова Н. А. Некрасова

    Исполняет Ф.Шаляпин в хоровом сопровождении (запись 1932 года):



    Было двенадцать разбойников,
    Был Кудеяр атаман.
    Много разбойники пролили
    Крови честных христиан!

    Господу Богу помолимся,
    древнюю быль возвестим!
    Так в Соловках нам рассказывал
    инок честной Питирим.

    Много добра понаграбили,
    Жили в дремучем лесу.
    Сам Кудеяр, из-под Киева
    Вывез девицу красу.

    Господу Богу помолимся,
    древнюю быль возвестим!
    Так в Соловках нам рассказывал
    инок честной Питирим.

    Днём с полюбовницей тешился,
    Ночью набеги творил.
    Вдруг у разбойника лютого
    Совесть Господь пробудил.

    Господу Богу помолимся,
    древнюю быль возвестим!
    Так в Соловках нам рассказывал
    инок честной Питирим.

    Бросил своих он товарищей,
    Бросил набеги творить;
    Сам Кудеяр в монастырь ушёл
    Богу и людям служить!

    Господу Богу помолимся,
    древнюю быль возвестим!
    Так в Соловках нам рассказывал
    сам Кудеяр – Питирим!

    Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (сказ приведен в конце страницы). Сказ основан на фольклорных легендах о Кудеяре-атамане. Смысл стихотворения Некрасова и первоначальной легенды в песне не сохранен. И в легенде, и у Некрасова герой выступает как народный мститель: бросив разбой, он становится паломником и отшельником, живет в лесу один (а не уходит в монастырь), но молитвы ему не помогают. Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает холопов». Также в некрасовском оригинале нигде нет упоминания о том, что инок Питирим и Кудеяр – одно лицо. Вероятно, что данная песня – не стихийная народная обработка, а результат деятельности какого-то автора из церковной среды.

    Легенды о Кудеяре-атамане связаны с районом Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках - село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и др. Но вообще, легенда о двух великих грешниках - очень распространенная у разных народов, особенно она популярна у восточных славян; в данном случае герой назван Кудеяром, но это не обязательно. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама.


    ВАРИАНТ 1

    Было двенадцать разбойников

    Слова Н. А. Некрасова (в нар. обработке)





    «Господу Богу помолимся!
    Древнюю быль возвестим», -
    Так в Соловках нам рассказывал
    Инок честной Питирим.

    Было двенадцать разбойников,
    Был Кудеяр-атаман.
    Много разбойнички пролили
    Крови честных христиан.

    Много богатства награбили,
    Жили в дремучем лесу.
    Сам Кудеяр из-под Киева
    Вывез девицу-красу.

    Днем с полюбовницей тешился,
    Ночью набеги творил.
    Вдруг у разбойника лютого
    Совесть Господь пробудил.

    Бросил своих он товарищей,
    Бросил набеги творить.
    Сам в монастырь пошел он
    Богу и людям служить.

    «Господу Богу помолимся!
    Древнюю быль возвестим», -
    Так в Соловках нам рассказывал
    Сам Кудеяр-Питирим.


    ВАРИАНТ 2

    Жили двенадцать разбойников

    Жанна Бичевская - "Баллада о двенадцати разбойниках"





    Жили двенадцать разбойников,
    Жил Кудеяр атаман.
    Много разбойники пролили
    Крови честных христиан!
    Много разбойники пролили
    Крови честных христиан!

    Много богатства награбили,
    Жили в дремучем лесу.
    Вождь Кудеяр из-под Киева
    Выкрал девицу-красу.

    Днём он с любовницей тешился,
    Ночью набеги творил.
    Вдруг у разбойника лютого
    Совесть Господь пробудил.

    Бросил своих он товарищей,
    Бросил набеги творить.
    Сам Кудеяр в монастырь ушёл
    Богу и людям служить!

    Господу Богу он молится,
    Будет ему он служить.
    За Кудеяра мы будем все
    Господа благодарить.
    За Кудеяра мы будем все
    Господа благодарить.

    Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 2, ZeKo Records, 1996 (запись 1994 г.)

    ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

    О двух великих грешниках
    <Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»>

    Н. А. Некрасов

    Господу богу помолимся,
    Древнюю быль возвестим,
    Мне в Соловках ее сказывал
    Инок, отец Питирим.

    Было двенадцать разбойников,
    Был Кудеяр-атаман,
    Много разбойники пролили
    Крови честных христиан,

    Много богатства награбили,
    Жили в дремучем лесу,
    Вождь Кудеяр из-под Киева
    Вывез девицу-красу.

    Днем с полюбовницей тешился,
    Ночью набеги творил,
    Вдруг у разбойника лютого
    Совесть господь пробудил.

    Сон отлетел; опротивели
    Пьянство, убийство, грабеж,
    Тени убитых являются,
    Целая рать – не сочтешь!

    Долго боролся, противился
    Господу зверь-человек,
    Голову снес полюбовнице
    И есаула засек.

    Совесть злодея осилила,
    Шайку свою распустил,
    Роздал на церкви имущество,
    Нож под ракитой зарыл.

    И прегрешенья отмаливать
    К гробу господню идет,
    Странствует, молится, кается,
    Легче ему не стает.

    Старцем, в одежде монашеской,
    Грешник вернулся домой,
    Жил под навесом старейшего
    Дуба, в трущобе лесной.

    Денно и нощно всевышнего
    Молит: грехи отпусти!
    Тело предай истязанию,
    Дай только душу спасти!

    Сжалился бог и к спасению
    Схимнику путь указал:
    Старцу в молитвенном бдении
    Некий угодник предстал,

    Рек: «Не без божьего промысла
    Выбрал ты дуб вековой,
    Тем же ножом, что разбойничал,
    Срежь его, той же рукой!

    Будет работа великая,
    Будет награда за труд,
    Только что рухнется дерево –
    Цепи греха упадут».

    Смерил отшельник страшилище:
    Дуб – три обхвата кругом!
    Стал на работу с молитвою,
    Режет булатным ножом,

    Режет упругое дерево,
    Господу славу поет,
    Годы идут – продвигается
    Медленно дело вперед.

    Что с великаном поделает
    Хилый, больной человек?
    Нужны тут силы железные,
    Нужен не старческий век!

    В сердце сомнение крадется,
    Режет и слышит слова:
    «Эй, старина, что ты делаешь?»
    Перекрестился сперва,

    Глянул – и пана Глуховского
    Видит на борзом коне,
    Пана богатого, знатного,
    Первого в той стороне.

    Много жестокого, страшного
    Старец о пане слыхал
    И в поучение грешнику
    Тайну свою рассказал.

    Пан усмехнулся: «Спасения
    Я уж не чаю давно,
    В мире я чту только женщину,
    Золото, честь и вино.

    Жить надо, старче, по-моему:
    Сколько холопов гублю,
    Мучу, пытаю и вешаю,
    А поглядел бы, как сплю!»

    Чудо с отшельником сталося:
    Бешеный гнев ощутил,
    Бросился к пану Глуховскому,
    Нож ему в сердце вонзил!

    Только что пан окровавленный
    Пал головой на седло,
    Рухнуло древо громадное,
    Эхо весь лес потрясло.

    Рухнуло древо, скатилося
    С инока бремя грехов!..
    Слава творцу вездесущему
    Днесь и во веки веков! (1876)

    Н. А. Некрасов. Полн. Собр. соч. и писем в 15-и томах. Т. 5. – Л., «Наука», 1982 (печатается по типографскому оттиску 1876 года с восстановлением по наборной рукописи фрагментов, измененных Некрасовым для печати)

    В некоторых изданиях последняя строфа:

    Рухнуло древо, скатилося
    С инока бремя грехов!..
    Господу богу помолимся:
    Милуй нас, темных рабов!


    Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

    - наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
    - сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
    - нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
    - публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

    «Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии – он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).

    Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

    Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

    Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

    Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II. (Источник: http://www.a-pesni.golosa.info/popular20/bylo12.htm)

        "Жило двенадцать разбойников" в исполнении Евгения Дятлова (запись с концерта 04.04.2010)



    Жили двенадцать разбойников,
    Жил Кудияр-атаман,
    Много разбойники пролили
    Крови честных крестьян.

    Много богатства награбили,
    Жили в дремучем лесу,
    Вождь Кудияр из-под Киева
    Выкрал девицу-красу.

    Днём он с любовницей тешился,
    Ночью набеги творил,
    Вдруг у разбойника лютого
    Совесть Господь пробудил.

    Бросил своих он товарищей,
    Бросил набеги творить,
    Сам Кудияр в монастырь ушёл
    Богу и людям служить.

    Господу Богу помолимся,
    Будем ему мы служить,
    За Кудияра-разбойника
    Господа Бога молить.

    В настоящее время  песня "Жили двенадцать разбойников" входит в репертуар многих современных басов и мужских церковных хоров. Возможно, тема покаяния за содеянные грехи еще долго не перестанет быть актуальной. А мы будем наслаждаться прекрасными голосами и замечательным произведением народного творчества. 

    

    Материалы отсюда:

    http://new-burasi.ru/publ/1-1-0-3

    http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/kudiyar.htm

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Кудеяр

    http://www.karaoke.ru/catalog/song/4641

    http://gm731.narod.ru

    http://orthodox.etel.ru/2002/34/k_10mur.shtml

    http://forum.angelhranitel.ru/index.php?topic=5501.0

    http://www.a-pesni.golosa.info/popular20/bylo12.htm

        Серия сообщений "видео народная песня":
        Часть 1 - Евгений Дятлов Варяг
        Часть 2 - Цыганская народная песня Кхамаро Евгений Дятлов
        ...
        Часть 5 - Евгений Дятлов Ты, восчувствуй, милая
        Часть 6 - Евгений Дятлов Нiч яка мiсячна
        Часть 7 - Об атамане Кудеяре

    Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

LiveJournal

    7 автомобилей, покупку которых владельцы считают ошибкой
    Как легко лишиться прав в 2017 году
    Во Франции найден заброшенный автосалон с машинами Lada
    Чем снова удивил американцев мотоцикл "Урал"
    Самые дорогие модели, которые уступят «Логану»
    Топ 10 лучших автомобильных интерьеров 2017

( Оставить комментарий )


Где спрятаны несметные сокровища злого разбойника Кудеяра?

Кудеяр – полулегендарный персонаж, лихой и жестокий разбойник. Согласно народным преданиям, он - не то брат Ивана Грозного, не то сын племянника короля Польши. Его соратниками были разбойница Анна, Болдырь и проклятая дочь Любаша, призрак которой и ныне показывался неподалеку от Оптиной пустыни. Сказы о Кудеяре и его богатейших кладах живы в народе до сих пор. А в Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

Особенно активно клады Кудеяра разыскивали в XIX веке по подложным письмам и описям. Говорят, что в брянских лесах есть места, где над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки. А два раза в неделю в полночь слышен жалобный плач ребёнка.

О происхождении разбойника Кудеяра спорят до сих пор. Есть по этому поводу несколько версий. По одной из них, Кудеяр имеет настоящее имя Георгий Васильевич и он — сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный в монастыре. Её силой заточили в монастырь, когла ей было 40 лет, для того, чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской.
Золото Кудеяра


 
   
 
   

 

 
В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.

Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.

В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да... Вот, извольте взглянуть.

Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.

— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.

— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра...
Золото Кудеяра... Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?

Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.

Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища... И — клады.

Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля...

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»
 ВнизВверх
О чем говорят предания...


 
   
 
   

 
Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.

У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.

Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.

Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.

Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.

Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.

Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия).

Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре... тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.

Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.

На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.

Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.

В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.

Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.

На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.
 ВнизВверх
Кудеярово Городище



 
В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.

Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).

В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.

...На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».

По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд... Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.

Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.

А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы...

Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».

Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество...

Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.

С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.

А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?

Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров...»
http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/kudiyar.htm

У Соломии родился мальчик, который вскоре, как утверждалось, умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Видимо, ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой великого князя, Еленой Глинской, и тайно переправили его к крымскому хану. По другой версии, после рождения мальчика вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах. Там он вырос и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем. Таким образом, он является старшим братом Ивана Грозного.

Согласно другой легенде, Кудеяр является племянником польского короля. Поссорившись с отцом, бежал к казакам на Днепр и перешел на службу к русскому царю. Таким образом, он стал опричником царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий.

По другой версии, он – боярин Кудеяр Тишенков, современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея тайные броды через реку Оку, чтобы те подобрались к Москве. Отступая с ними после поражения, Тишенков оказался в Крыму. Вскоре он лично написал письмо Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Далее следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр и Кудеяр Тишенков - один и тот же человек, нет.

Многие легенды называют Кудеяра татарином, знавшим русский язык. Действительно, само имя Худияр - тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом».

Кудеяр был огромного роста и злого нрава. По документам, найденным в Саратовской и Воронежской губерниях, он собирал ханские подати, причем грабил людей нещадно. Затем с большим богатством, возвращаясь в Орду, на саратовской степной дороге он решил скрыть от хана взятую дань. Поселившись в Воронежских землях, Кудеяр стал разбойничать. Потом взял силой в жены русскую красавицу, которую увез с собой.

Из-за такого обилия версий, историки пришли к выводу, что разбойников на Руси было много и именем Кудеяр пользовались несколько атаманов. Одно несомненно: в отличии от защитника бедноты, Степана Разина, Кудеяр считался злобным разбойником, от которого людям не было пощады. Народ его осуждал и боялся, и в старину его именем пугали непослушных детей.

В преданиях многих старинных русских городов есть версии, что свои клады Кудеяр зарыл именно на их территории. В качестве одного из мест, где, как утверждается, положены заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. Рассказывают, что в городище скрыты сокровища, но нечистая сила тщательно их оберегает. Поговаривают, что в Кудеярове колодезе укрыты 12 бочек золота.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра - Любаши, которая была проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!». Чтобы избавиться от нечистой силы, монахи дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

Особенно много преданий о похождениях Кудеяра ходит по южным и центральным городам России. Во многих областях есть деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудеяровы леса и пещеры.

В Cаратовской губернии есть село Лох, примостившееся в центре возвышенностей, покрытых лесами. Одна из них - Кудеярова гора, в которой находится пещера, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, в ней скрыты богатейшие сокровища. Эта легенда также описывает пещеру, когда в ней прятались разбойники.

«Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким, и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». Действительно, археологи нашли остатки какой-то трубы. В настоящее время внутрь таинственной горы ведут три хода.

Сейчас входы закрыты из-за риска обвалов. Раньше смельчаки совершали многочисленные попытки проникнуть внутрь, но упирались в непроходимые завалы камней. Как уверяет один кладоискатель, однажды он разглядел за завалами какие-то дверные кольца. Возможно, это была дверь к заветной сокровищнице.

К сожалению, достигнутые успехи по поиску кладов в этой горе пока очень скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Старожилы рассказывают, что счастливчики все-таки были. Одному крестьянину удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, но тоже медных.

Впрочем, поиски кладов продолжаются и в наше время. Говорят, что на старости лет Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать свои грехи. Правда, где находилась эта церковь, также неизвестно.


 Атаман Кудеяр - единокровный брат Ивана Грозного?
КУДЕЯР: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

 Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр — атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Господу Богу помолимся,
Будем ему мы служить.
За Кудеяра — разбойника
Будем мы Бога молить.

Русская народная песня
В конце XV — начале XVI вв. перед глазами современников Русь, раздробленная ранее на множество земель и княжеств, предстала единым государством, объединенным под властью великого московского князя Ивана Ш. Годы княжения его сына Василия III (1505-1533гг.) были важной вехой в истории создания и укрепления единого Русского государства. Именно в первой четверти XVI века фактически решался вопрос — быть или не быть на Руси государству с сильной монархической властью. Перед Василием III стояла важная внутриполитическая задача — положить конец удельно-княжескому разновластию, тормозившему поступательный ход русской политической истории. Последнее особенно остро дало о себе знать в момент разразившейся при московском великокняжеском дворе борьбы за престолонаследие.В этой борьбе принимали участие все удельные князья и различные боярские группировки. 
Победу одержал в ней Василий III, старший сын Ивана. Но отсутствие у него (вплоть до 1530г.) прямых наследников создавало угрозу перехода власти после его смерти к одному из егобратьев — удельных князей.

Кудеяр.

Личность легендарная и полумифическая. Неудержимая в поисках чудес народная фантазия сохранила имя Кудеяра на территории европейской России в названиях курганов, урочищ, пещер, городищ, обрывов, деревень и сел. Развалины многочисленных городков со следами въездных ворот, валов и рвов на берегах рек также связывались с его именем. Нередко разбойничьи притоны Кудеяра располагались вблизи оживленных дорог. Некоторые предания упоминают о войске Кудеяра, в других сохранились сообщения о его кузницах, где изготовлялось оружие и чеканилась монета. Из легенд и преданий известно, что Кудеяр «был молодчина рослый, чернокудрый, нрава неукротимого, своевольный и удалой казак». По другим народным сказаниям, он напоминал былинного богатыря: «Лицом он был пригож, телом статен, ум имел обширный, силу богатырскую, народу честно жаловал, во пиру был ласков, во хмелю весел, к красным девицам ластился, молодицам проходу не давал». Говорили, что именно о Кудеяре сложил народ одну из лучших своих песен:

Не шуми, мати зеленая дубрава,
Не мешай мне, доброму молодцу,
  думу думати.
Как заутра мне, доброму молодцу,
  во допрос идти,
Перед грозного судью -
  самого царя.

Мрачную славу разбойника заслужил в народе Кудеяр своими набегами и грабежами, наводившими ужас и страх на жителей более десятка губерний европейской России, и в значительной степени такой исключительной популярности способствовала народная молва. Имя его приводило в трепет, и в представлении народа Кудеяр до сих пор остается символом зловещей силы.

Легенды и предания Поволжья относят время разбойничьих подвигов Кудеяра к эпохе Ивана Грозного. Многочисленны и разнообразны по сюжетам поволжские легенды. Одни предания считают Кудеяра разбойником, грабившим население, другие — опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя, третьи рассказывают, что он беглый разбойник и самозванец, выдавший себя за родственника Ивана IV, и, наконец, четвертые считают Кудеяра братом царя. Так, например, в легендах Саратовской губернии он назван Кудеяром Васильевичем. Легенды рассказывают, что однажды Иван Грозный вызвал Кудеяра в Казань и хотел его казнить, но, узнав об этом, Кудеяр бежал и временно скрылся в Кротковском городке.

Неизвестно, когда родился Кудеяр, но легенды и предания сообщают, что было это очень давно. Что касается легенд, которые относят его деятельность к эпохе царствования Ивана Грозного и считают царским братом, то упомянутые сюжеты имеют конкретную историческую основу бурного XVІ века. Поводом послужил широко известный факт из истории великокняжеской семьи.

Отец Ивана Грозного, великий князь московский Василий ІІІ, в 1505 году женился на молодой 16-летней красавице Соломонии, придирчиво выбрав ее в жены из полутора тысяч явившихся на смотрины барышень. После 21 года совместной жизни у супругов не было детей. Современный летописец повествует, что великий князь, едучи однажды на позлащенной колеснице, увидел на дереве птичье гнездо, заплакал и сказал: «Птицы счастливее меня, у них есть дети!» По свидетельству Карамзина («История государства Российского») князь говорил боярам: «Кто будет моим и русского царства наследником?». Братья ответствовали: «Государь, неплодную смоковницу посекают: на ее место садят иную в вертограде». Не только придворные угодники, но и ревностные друзья отечества могли советовать Василию, чтобы он развелся с Соломонией и новым супружеством даровал наследника церковью. Вот посему вопрос о разводе звучал для современников политически остро: «…что сильнее: власть государя или вековой обычай, утвержденный церковью».

Василий ІІІ долго не решался на этот шаг. Ежегодно он с великой княгиней совершал богомольные поездки по русским городам и монастырям, дарил иконы с молением о «чадородии». И только тогда, когда все меры были исчерпаны, государь решился «на дело жестокое в смысле нравственности». По указу Василия ІІІ был объявлен розыск о «неплодстве» Соломонии Сабуровой, вызвавший резкую оппозицию среди части бояр и некоторых церковных кругов. Чтобы обмануть закон и совесть, предложил Соломонии добровольно отказаться от мира. Она не хотела. Следствием розыска явилось пострижение Соломонии в 1525 году в монахини под именем Софии. Таким образом, церковь в целом и митрополит Даниил поддержали князя.

Пострижение состоялось в московском Рождественском монастыре, и она была сослана в Покровский суздальский монастырь, где провела остаток своей жизни (скончалась в 1542 г.).

В качестве официальной версии причины развода была выдвинута болезнь супруги великого князя. Этой версии держался и митрополит Даниил, в кругу которого настойчиво распространялась мысль о добровольном пострижении Соломонии Сабуровой. Однако некоторые источники свидетельствуют, что пострижение было насильственным: Соломония противилась принятию монашеского пострига, пыталась растоптать монашеские одежды. Великокняжеский сановник Иван Шигона угрожал ей не только словами, но и побоями, действуя от имени государя. Несчастная, надевая ризу инокини, торжественно сказала: «Бог видит и отомстит моему гонителю».

В 1526 году для содержания монахини Софии Василий ІІІ пожаловал Покровскому монастырю из своих суздальских владений два села — Вышеславское и Борисовское.

Не забыт был и митрополит Даниил. Его горячее участие в деле о разводе было вознаграждено не только благосклонным вниманием государя. От Василия ІІІ он получил в дар суздальское село Быково.

Не прошло и двух месяцев после пострижения Соломонии, как 21 января 1526 года князь всея Руси Василий ІІІ сочетался вторым браком, взяв в жены литовскую княжну Елену Глинскую, в свите которой находился ее тайный любовник князь И. Ф. Оболенский — Телепнев — Овчина. Говорят, что в желании понравиться новой жене государь дошел до того, что «выбрил себе бороду». И это на святой Руси, еще за двести лет до петровских новшеств.

Женитьба государя Северо — Восточной Руси на Елене Васильевне Глинской, представительнице княжеской фамилии Юго — Западной Руси, символизировала стремление московских князей к установлению династического единства русских земель в рамках единого государства.

Только через три года желаемый результат был достигнут: великая княгиня родила 25 августа 1530 года знаменитого Ивана ІV Васильевича. Русский престол, наконец, получил долгожданного наследника.

А тем временем, вскоре после заточения Соломонии в Покровский монастырь, по Москве стали распространяться слухи, что у ссыльной княгини родился сын, которого она назвала Георгием и тайно воспитывала. К величайшему ужасу Василия ІІІ, слухи получили широкую огласку. Из документальных источников известно, что за подтверждение этих слухов две боярыни, супруги первостепенных советников великого князя, казначея Георгия Малого и постельничьего Якова Мазура, были примерно наказаны. По распоряжению Василия Ивановича в Суздаль были направлены его ближайшие помощники для установления истины. Однако Соломония отказалась показать ребенка предсказав, что, когда он вырастит, явится «в могуществе и славе», чтобы завладеть принадлежавшим ему по праву престолом, и отомстит за позор и обиду матери.

Дальнейшая судьба ее ребенка неизвестна. Не исключено, что он остался жив и тайно воспитывался у ее родственников. Эта легенда получила неожиданное подтверждение. В 1934 году директором суздальского музея А. Варгановым в результате проводившихся в усыпальнице Покровского собора археологических раскопок найдено и вскрыто около гробницы Соломонии — Софии надгробие XVІ века — захоронение предполагаемого младенца Георгия, а под ним обнаружен гробик- колода, в котором находилась кукла, одетая в маленькую шелковую рубашечку. Эту реликвию можно увидеть среди экспонатов суздальского музея. История рождения сына у Соломонии — это монастырская легенда, получившая широкое распространение. С другой стороны — Кудеяр, герой легенд и преданий, неизвестно когда и где родившийся. Не исключено, что имена Соломонии, Кудеяра и Ивана Грозного были впоследствии искусственно соединены между собой. Так родилась легенда о родстве Кудеяра и Ивана ІV.

Не следует отождествлять разбойника Кудеяра с реальным человеком, носящим то же имя. В русской истории второй половины XVІ века во времена Ивана Грозного был известен сын боярский, родом из г. Белева, Кудеяр Тишенков. Примечательна судьба упомянутого Кудеяра Тишенкова. В мае 1571 года многочисленные конные орды крымского хана Девлет- Гирея совершили стремительное нападение на Москву. Вместе со своими сторонниками Тишенков перешел на сторону врагов и указал им путь подхода к столице. Крымскому хану удалось поджечь Москву, но затем его войска были вынуждены отступить. Однако услуга врагам была неоценимой, и этого оказалось достаточным, чтобы заслужить доверие хана. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинул пределы московского государства и остался в Крыму.

Известны письма пленного Василия Грязного из Крыма к Ивану Грозному, в которых упоминается Кудеяр. Через несколько лет изгнания Кудеяр обратился к царю с просьбой простить вину и разрешить вернуться на родину. Царское согласие было получено. Как сложилась дальнейшая судьба Кудеяра, не известно. Его имя больше нигде не упоминалось. нет документов, подтверждающих, что Кудеяр Тишенков и знаменитый атаман разбойников- одно и то же лицо, однако время разбойника Кудеяра уходит в глубь веков и не поддается точной датировке.

В легендах и преданиях Тульского края говорится, что разбойник Кудеяр из этих мест. Имя его связывалось с бывшим Белевским уездом, что имело свои основания: в Арсеньевском районе, входившем ранее в Белевский уезд, есть село Кудеяровка и Кудеяровские выселки. Имеется деревня Кудеяровка и Новосильевском уезде. Предания упоминают, что могила Кудеяра находится на тульской земле: недалеко от Тулы, за Косой горой. В свою очередь поволжские легенды рассказывают, что Кудеяр похоронен в одном из курганов Саратовской губернии.

Происхождение названия населенного пункта Петушки Владимирской губернии связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.

Интересное предание о Кудеяре сохранилось в Рязанской губернии. На правом берегу Дона возвышается гора, именуемая Черным Яром или Городком, а на ней лежит большой синеватого цвета камень. Там находится городок разбойника Кудеяра — «Кудеярова крепость». Лежащий на горе камень местные жители считали за заколдованную, окаменевшую лошадь Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что была опалена огнем. Кудеяр вместе со своими сподвижниками — Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в дремучих лесах между Дубком и Лебедянью, занимались грабежом товаров, следовавших из Данкова в Азов. Заинтересованные в безопасности пути, донкие казаки выступили против разбойников и осадили «Кудеярову крепость». Обложив хворостом, они зажгли ее со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл свои сокровища в землю, поставил над ними любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в плен. Его сковали, а затем сбросили с Черного Яра в Дон.

В Рязанской губернии находили доказательства о пребывании там Кудеяра. В XVІІІ веке в урочище Каменные Крестцы на крутом берегу реки Истьи был найден огромный известковый камень с написанным на нем именем Кудеяра, а это место считалось одним из главных его притонов.

Предводителем одного из разбойничьих притонов в саратовском крае «был атаман Кудеяр, татарин, необыкновенного роста и силы, зверовидной наружности». Согласно преданиям, он жил в пещере Кудеяровой горы. Помещения внутри пещеры были богато убраны сокровищами, добытыми при набегах. Рядом возвышается караульная гора, где Кудеяр ставил своих часовых. Вся эта местность охранялась стражей. Недалеко от Кудеяровой горы находится урочище Пушка, где были кузницы Кудеяра; там, по преданию, изготовлялось оружие. Курган Пунки в Саратовской губернии известен тем, что там Кудеяр похоронил красавицу жену, зарыв вместе с ней принадлежащие ей драгоценности.

В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.

По преданиям Кудеяр обладал несметными сокровищами, зарытыми в местах, где он разбойничал. Знаменитая Кудеярова гора примечательна не только тем, что внутри ее пещеры жил Кудеяр, но и благодаря спрятанным в кладовых пещеры за железными дверями драгоценностям. Уходя в набег, Кудеяр заваливал вход так, что никто его не мог отыскать. Двери закрывались замками величиною с поросенка, а богатства сторожил пристав, нечистый дух, в образе седого старца. Сокровища, как утверждают легенды, целы до сих пор и найти их может тот, кто вычерпает расположенный рядом с пещерой Симов родник и найдет в нем золотые ключи от пещеры. По другим преданиям, в глухом и дремучем Кудеяровском лесу, недалеко от села Тушны, хранится «Кудеярова казна». Бочки с золотом прикованы к земле цепями, и никто не может к ним подойти.

В XІX веке в России было широко распространено кладоискательство. Слухи о несметных кладах, зарытых Кудеяром, породили целую армию кладоискателей. Поиски знаменитых кладов, в реальность существования которых многие верили, приводили к тому, что кладоискатели только им известными путями находили и располагали целыми описями этих кладов с предметами мест, по которым якобы можно было разыскать зарытые сокровища. На один из таких документов, датированный 1605 годом и подписанный самим Кудеяром, ссылался академик А. Минх.

Впечатление от таинственнойи загадочной личности Кудеяра было настолько сильным, что вдохновило известных историков и поэтов XІX века на создание художественных произведений, посвященных этой легендарной личности. Его имя обессмертил Н. Костомаровв романе «Кудеяр», он был воспет Н. Некрасовымв поэме «Кому на Руси жить хорошо» и А. Навроцким, посвятившим ему проникновенное сказание «Последняя любовь Кудеяра». Многочисленные легенды и преданияо знаменитом атамане разбойников послужили первоисточником сведений для упомянутых произведений.
http://rus-historical.blogspot.ru/2015/12/blog-post_23.html


Рецензии