Семик

СЕМИК

см. также http://proza.ru/2021/06/21/753
и
http://proza.ru/2017/05/22/1897

После Вознесения в четверг праздник Семик. В этот день наряжаются 2 девицы - одна кавалером, она называется КУРДЫШ, другая девицей и называется КОРДУШИНКОЙ.  Они ходят,  сопровождаемые парнями и девушками, по улицам села и поют.
“Браженька молодая,
Кому тебя, браженька, пити,
Кому тебя разливати?
Ходила по садочку я гуляла,
Рвала грибы, ягоды я брусничку,
Наколола ноженьку на дремучку,
Болит, болит ноженька, да не больно,
Любил меня миленький, да недолго,
На недолго времечко, на годочек,
Годочек мне кажется за недельку,
Неделька мне кажется за денечек,
Денечек мне кажется за часочек,
Поехал мой милый друг в городочек,
А я за ним, девица, в голосочек,
Рукой махнула  - он меня не видел,
Глазочком моргнула  - он оглянулся,
Но ко мне, девице, назад не вернулся,
Напишу я грамотку, грамотку далечную,
Пошлю я служаночку молодую,
Служаночка молода побоялася,
Молодешенька сторонилася,
Молодка, молодка, молоденька,
Головка твоя победненька,
Не с кем мне, молодке, ночку ночевать, темную коротать,
Ляжу спать одна, без милого дружка
Без милого дружка берет грусть-тоска,
Грусть-тоска берет, далеко мил живет,
Далече, далёко, на той стороне,
На той стороне, не близко ко мне,
Ходит мой милый другой стороной,
Мне мой милый проводит рукой,
Рукой правою, шляпой черною.
“Молодка моя, перейди ты сюда”.
“Я бы рада перейти, переходу не нашла,
Переход нашла, жердочка тонка,
Жердочка тонка, речка глубока.”
На этой на речке купался бобер,
Купался, купался, не выкупался,
Не выкупался, лишь вымарался,
Выходил на берег, отряхивался -
Охотнички свищут, черна бобра ищут,
Хотят  его бити, Кате шубу шити.”
Огородников М.  Краеведение   Дубровского   района.   С.Дубровка.  с.Свинчус, деревни Акулово, Полтавка, Павловка Спасского уезда. 1925./ РИАМЗ. Научный архив. Дело III/514. Рукопись N 160.
У русских остался от язычества праздник “семик”.  Этот праздник в нашем селе празднуется в последний день Троицы.  После обедни  молодые люди обеих полов отправляются в лес, который отстоит от нашего села на 3 версты.  Туда они несут с собой съестные припасы и устраивают  пирушку. После этого заплетают венки, сру¬бают молодую березку и украшают ее лентами и т.п.  и несут с песнями в село. Здесь они останавливаются у пруда и укрепляют ее на берегу.  Потом, ставши вокруг нее, поют песни. В заключение бросают свои венки в воду и занимаются другими  играми. Венки свои они бросают русалкам,  которые, по их верованию, в этот день выходят из воды в леса, - и как они выражаются, “дикеньким мужичками”, также после Троицы живущим в лесах.  Как те, так и другие занимаются щекотанием лю¬дей.  Дикенькие мужички,  по народному представлению, чрезвычайно маленького росту с постоянно сменяющимися физиономиями. На голове они имеют остроко¬нечные зеленые колпачки, одеты в короткие кафтаны с кушаками того же зеленого цвета. У нас в селе есть люди, которые не шутя станут уверять вас, что их какого-нибудь дядю или свата, что их чуть не досмерти защекотали дикенькие мужички, да, спасибо, обоз неподалеку ехал и они его оставили. Про которых идет такая молва, всегда бывают умершими.
Вечером в этот день молодые парни отправляются целой толпой к лесу предвари¬тельно вооружившись на всякий случай разным дубьем,  стараются рассмотреть ру¬салок и вышеупомянутых мужичков,  боясь подойти близко к лесу. Их  возбужден¬ное  воображение  действительно воспроизводит им из сучьев предметы их исканий.  Наконец, насмотревшись, они вовсю несутся домой с запасом рассказов.
Алгебрантов А.  Остатки  язычества  и предания моей родины (с.Темирово Ела¬томского уезда) / РИАМЗ. Научный архив. Дело III/516.Рукопись N 202.


Рецензии