Эссе на тему за и против, но скорее первое

В своих рассуждениях я осмелюсь взять тему, возможно, не столь острую общественно, да и не требующую группового обсуждения, тем не менее, важную для меня, пожалуй, как и для любого мыслящего himself. А именно я хочу писать об одиночестве. Правда, к массовым коммуникациям это относится не слишком прямо, крайне противоположно. Однако, это проблема с общением и пониманием и она имеет место быть, актуальна, находит отклик, а значит вопрос стоящий.

  Долгие попытки определиться с вопросом спора «за» и «против» привели меня к тому, что одиночество – лишь общее название, заголовок ко всей схеме, обобщение проблем связанных с индивидуальным восприятием действительности. Ввиду недавнего погружения в Фромма и легкого касания психоанализа(соревнуется с христианством в любви к страданиям) я определила, что существуют некоторые понятия, названия состояний, в которых пребывает человек в моменты определенных переживаний или осмысления своих же действий и, что важнее, их причин. Последним меня особенно заинтересовал процесс, для которого Фрейда дал такую трактовку: « … В результате такого подавления этих импульсов происходит нечто волшебное: подавленные наклонности превращаются в стремления, имеющие культурную ценность, таким образом становятся основой культуры. Этим странным переходом от подавленного состояния к цивилизованному поведению является сублимация».  Для себя это явление я определила как некий столп, важнейшее основание, обоснование человеческой культуры, часть той самой схемы движения разума. Как мне кажется, я найду и другие подобные при дальнейшем изучении. Однако, такое состояние проницательности и слепоты -  специфика самоучек, заставляет сомневаться, правильно ли мной было понято прочитанное.

  Если немного ближе перейти к спору, тут наверняка я буду более склоняться за вариант «за», он логически более доказуем, да к тому же предполагает долгие относительно аргументируемые изъяснения. Начну с того, что если сказать немного метафорично, когда нет потребности в пище, и вдруг на тебя нападает голод, это и мучение и просветление. Покою, безмятежности, самодостаточности, которые дает одиночество, никогда не сравниться с вольготным счастьем и свободой движения и слова, которые разделяешь с кем-то. Кроме того в одиночестве происходит самообразование, наиболее полное, осмысленное и полезное. Да и сколько путей и источников! Литература - это ли не самое благородное развлечение, подчас не самое приятное общество, не самое сладостное забытье, но какой опыт. Музыка – тоже искусство, но в другом ритме. Однако, в мире, где я живу, поэзии меньше, чем в хижине японского рыбака. Что же подобное я могу получить от общества, например, сверстников? Громкие заявления и бушующий напор личных полезных, но щедро заправленных эгоизмом впечатлений. Это попытка вовлечь в свое мировоззрение и привычки закончится либо принятием, либо бурным отторжением, на что обычно возникает раздражение, обида за потерю индивидуальности мышления или заполнение мыслей информацией, по своим свойства не соответствующей ожиданиям. Я не могу отвлечься от проблем собственного осознавания, у меня нет детей, я не смотрю телевизор и не верю в Бога, значит, мне заказаны те дорожки, на которые люди охотно сворачивают для облегчения жизни.  Почему-то подобные размышления чрезвычайно утомительны, недостаточно одного интереса к проблеме, если не знать пути, который привел бы к её решению, а пока у меня этого пути нет, contradictio in adjecto.

  Кроме того, если вспомнить о некотором себялюбии, представление себя как индивидуальной личности как раз предполагает наличие некоторого разрыва с окружающими, эта пустота, огромная пропасть между каждым человеческим существом, сама по себе и есть наша особенность. Так в чем смысл её сокращать. Иначе, то, что когда-то ты считал своей отличительной чертой, вдруг оказывается типичным для целой социальной группы, это всегда ошеломляет. А в чем-то и оскорбляет. Если представить какую-то альтернативную реальность, в которой допустимо использовать этот разрыв за топливо, можно вообразить, на сколько возможно отдалиться от остальных, что собственно и происходит в реальности, лишь в другой форме.
На самом деле, подобное отдаление является естественной частью взросления и становления личности. Болезненный разрыв, воспринимаемый как зависимость, по сути - удерживающие путы, главное найти в себе силы освободиться и реализовать возможности, открыть таланты и не останавливаться в своём движении. Ошибочные действия, столь свойственные человеческой психике выполняют свою защитно-амортизирующую функцию. Остается только ответить согласием на свои внутренние потребности, разумеется, только за имением таковых. Сложно сказать, в какой момент тяжелее совершить ошибку: в юности мы слишком неуверенны в себе, по большей части даже не способны к критическому мышлению, необразованны, гнушаемся советов и боимся ответственности за свои собственные решения, в зрелом возрасте в общности становимся костными, самоуверенными, закрытыми и слабыми. Однако ждать подходящего времени, чтобы узнать себя - самое глупое решение в жизни. Когда умрешь, жалеть о потерянной возможности будет поздно, а умирать, потому что ошибался, слишком глупо. 

  Выбор – самое сложное, на что способен человек. И даже неважно, какого рода решение принимается, будет ли это меню ресторана, фильм на вечер, выборы в госдуму или религиозная принадлежность, cломанное дерево падает и на верующего, и на алкоголика, и на прожженного наркомана. Важно лишь то, что любой выбор, большой или ничтожно маленький, определяет нас как человека, отдельную личность. Это решение, в идеале, каждый совершает самостоятельно, исходя из личного опыта и убеждений. Именно поэтому я считаю одиночество единственно правильным состоянием. Вовсе не отчуждение, не отрицание существующего мира, коммуникация с обществом необходима любому для нормального роста, развития и становления собственного мышления. Под столпами одиночества я подразумеваю самостоятельность мышления, самовоспитание, духовное развитие, личные достижения, надежды, желания, цели и мировоззрение. Никто и никогда не поймет наши мысли лучше, чем мы сами (заболевания психики не в счет). Делиться ими с кем-то, и делиться в каком случае - вот уж личное решение и личный подвиг. 


Рецензии