Когда тебе уже не 20, а 40 вроде далеко...
рецензия на тренинг сюжетных расстановок, Санкт-Петербург, 17 мая 2017 года
Знакомьтесь! Это Аллочка. На семинаре сюжетных расстановок, который прошел в среду 17 мая, ее образу и роли в жизни остальных героев было уделено внимания, пожалуй, даже больше, чем всем остальным персонажам вместе взятым.
Да что там семинар... Любовница - это же как момент истины. Как "час пробил" в спокойном размеренном темпе осеннего марафона умирающего брака Андрея и Нины... И еще кое-кого. Не будем обобщать, чтобы не обидеть случайно, гребя под одну гребенку схожие очертания скелетов из миллионов семейных шкафов.
И тут, почти всегда, появляется она – Аллочка. Молода (ну, как минимум, ощутимо моложе Н.Е). Симпатичная - вполне. Влюбленная, как будто до самоотречения. Ей ведь от него почти ничего и не надо. Ну, кроме как родить ему ребеночка, который будет таким же талантливым, как и он сам. Ждать его с работы. Готовить ему отварной картофель (а по праздникам, предположу, оливье). Пришивать пуговицы правильным цветом ниток, иногда покупать ему модные куртки и шить самой себе юбки, чтобы оставаться для него привлекательно-красивой. Ну, и на машинке печатать, соратничая в его нелегком труде литературного переводчика.
Да, она его любит. В этом участники семинара - сошлись. Просто, это не совсем любовь. За любовь Аллочка охотно принимает свои четкие, несмотря на бескостность экранного образа, планы - обрести соответствующий статус при-мужней женщины. Ей пора. Она это знает. Да и подруги, наверняка, уже натянули канатами ее нервы, унизительно сочувствуя ее неустроенности и болезненно дразня кольцами на безымянных пальцах.
Странно, что ее никто не пожалел. Ни Андрей Палыч, по фильму. Ни участники семинара - ни те, что осмысливали ее образ и мотивы поступков, ни те, что проживали этот сюжет в образах других героев.
Аллочка - это женщина, которой пора. Пора поставить галочку в этом аттестате женской зрелости, одним из пунктов (читай - пунктиков) которого является наличие своего, желательно – окольцованного, мужчины. Иначе неправильно. Иначе неуютно. И она борется за свое счастье. Как может, как умеет, как понимает. Иначе, для общества будет очевидно, что в ней самой что-то не так.
А я думаю - в ней все так. Она не виновата в том, что молода. Что Н.Е. - просто латентный домашний тиран, манипулятивно-прячущий под маской жертвенного страдания - свое желание во всем и всегда оставаться последним словом в жизни домочадцев. Она, Аллочка, не виновата, что Андрей, скорее всего не любит ее, но по сравнению со стужей домашней холодной войны - не может отказать себе в возможности хоть немного погреться в ее, чуть наигранной, заботе. И уж точно, она не виновата в том, что смотрящий на нее с собачьей преданностью, влюбленный в нее Женя Пташук - просто Женя... А не Андрей Павлович, стихи которого она читала на даче... Не тот статус у Жени для мужчины-мечты. Не тот.
А что будет дальше? - после того, как режиссер произнес: "Стоп! Снято!" - спрашивали мы участников семинара. И знаете, все сошлись на том, что у Алллочки с Андреем нет будущего. Она еще поборется за него. Возможно, даже поторгуется с Н.Е. (законной супругой) о передаче мужчинки с рук на руки. Но в какой-то момент внутренний горнист протрубит ей, что слишком много времени уже потеряно. И пора найти другого. Пригодного для ее женского счастья. И ведь найдет. Машинистки - очень востребованная профессия у творческих людей, с трещащей по швам и тухлой, как осеннее болото, семейной жизнью.
О чем это я? Я не осуждаю Аллочку. Я больше скажу - мне она нравится. Своим искренним стремлением стать счастливой. Это намного симпатичнее для меня, чем неявная цель Н.Е. - быть одинаково-несчастной с Андреем - только бы ему не перепало хоть чуть-чуть больше радости. Это же так свойственно для многих - если уж страдать - то вместе и справедливо-поровну.
Видимо, для того и приходят в их (-наши, -ваши жизни) эти Алллочки, что бы Нины Евлампиевны задумались – а кого они сами-то могут сделать счастливыми? Саму себя, кстати, - это тоже вполне достойный ответ… Ну, хотя бы - саму себя. Аллочка решила так. А про Андрея мы поговорим в следующий раз.
Всем любви! (с) Виталий Марко, 2017
Свидетельство о публикации №217052202175