Артефакт. Роман. Глава 20

Для некоторых моих читателей,которые по непонятным мне причинам начинают читать  роман с этих станиц, сообщаю, что роман начинается, как и вся литература, с первой главы, а это не она.


Глава двадцатая 1994 год. Санкт-Петербург – Дворцовая набережная, 18. Институт археологии


Академиу Демич с самого утра никак не мог найти себе места Он взволнованно бегал по институту, суетился. Ему казалось, что надо что-то еще подготовить к ожидавшемуся торжественному событию – моменту доставки приозерского артефакта или приозерского камня, как его окрестил академик. После того, как Михаил Альбертович собственными глазами убедился в том, что камень с необычной надписью действительно существует, а не является плодом фантазии этого белокурого парня, неплохо соображающего в инженерных вопросах и еще лучше умеющего ломать носы, а тем более ознакомившись с фотографиями и кроками и увидев, что надпись сделана  похожими на велесицу[259]  знаками, отличными и от северной вендицы[260]  и от бояновых рун[261] , так разволновался, поднял такую волну, что даже в в Москве нашлось несколько членов, проникшихся идеей своего, доморощенного Розеттского[262]  или Кенсингтонского[263] камня  , чему посвятили даже специальное заседание  президиума, которое освятил своим присутствием Патриарх. На президиуме один из мастодонтов отечественной славистики,  в запале потребовал, чтобы национальное достояние, обнаруженное под Ленинградом (товарищ академик по причине старческого маразма так и не понял, что Ленинград уже давно переименован), необходимо надежно спрятать в каком-нибудь бронированном сейфе в швейцарском банке, предварительно, разумеется, застраховав в нескольких крупнейших страховых компаниях разных стран. Радетель национальной культуры и истории прославился еще в годы гражданской войны раскопками и исследованиями скифских курганов, ознаменовавшимися впоследствии огромным числом книг и публикаций с описанием различных предметов скифского золота: гребней, пуговиц, застежек, украшений и прочих предметов быта. Самое любопытное состояло в том, что никто, кроме самого мастодонта, ничего из описанного никогда не видел и в руках не держал. Все исчерпывалось даже не фотографиями, которые в то время и в этих краях в полевых условиях еще делать почти не умели, а карандашными зарисовками, выполненными на уровне ученика второго–третьего классов обычной, не художественной школы. С тех пор он почему-то стал признанным самым крупным авторитетом в области истории праславянской культуры. Его приглашали на все симпозиумы, форумы и фестивали, посвященные в той или иной степени этой теме. Поэтому и сейчас Демич никак не мог не послать аксакалу отечественной науки персонального приглашения, гарантировав эксклюзивные условия проживания в номере «люкс» в  «Астории»[264],  круглосуточного персонального водителя с автомобилем представительского класса и гонорар за выступление или за публикацию в «Вестнике»[265]. Сумел Демич и директора института заразить своими идеями о происхождении человечества, причем всех народов, именно отсюда из наших краев. В стране было несколько энтузиастов с пеной на губах отстаивавших мысль о том, что «лучше наших слонов, слонов нет и не было, а все мало-мальски значимые открытия и изобретения, не говоря уж о великих, были сделаны исключительно нашими отечественными умами. И нечего, мол, нам здесь про Костю да Мишку из Солуни[266]  байки баять. Они еще и на свет не народились, когда предки наши арии уже письмена писали и из той письменности потом и другие народы себе знаки для письма придумали: и индусы, и иранцы, и афганцы, и пуштуны, и вся европа, через скандинавию, наши руны перенявшие»
[259]Велесица или велесовы руны–названы так по названию самого известного источника, написанного этими знаками –Велесовой книги, которая официальной наукой считается подделкой и не признается в качестве достоверного свидетельства существования такой письменности.

[260]  Вендица  один из гипотетических славянских рунических алфавитов,так называемые венедские, или вендские руны, которыми якобы пользовались славянские племена, заселившие  южное побережье Балтийского моря между реками Лабой (ныне Эльбой) и Вислой. Скандинавы называли этих славян "виндами" или "венедами".
 
[261]  Бояновы руны–этот ряд рун также считается гипотетическим и лишь условно принимается учсеным сообществом. Предположительно этими рунами записан «Боянов гимн», написанный и исполненный знаменитым гусляром Бояном в Новгороде в честь победы над готами.
[262]  Розе;ттский ка;мень — плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, которое представляет собой сокращённую скоропись эпохи позднего Египта, и одной на древнегреческом языке

[263]Кенсингтонский камень–Простой американский фермер по имени Олаф Оман купил участок земли неподалеку от Кенсингтона, в штате Миннесота. Построив там ферму, он начал расчищать свой земельный надел. Срубив огромное дерево, он принялся выкорчевывать пень. Но тот почему-то плохо поддавался. Пришлось рыть целую траншею вокруг него, чтобы сдвинуть с места. Каково же было удивление фермера, когда он увидел, что корни плотно оплетают огромный камень, весом более центнера. Прямоугольный монолит был явно рукотворным изделием. Очистив его от земли, фермер увидел на нем какие-то царапины, похожие на текст. Камень был доставлен в Национальный музей в Вашингтоне. Где он и находится ныне, оставаясь самой удивительной исторической находкой Нового Света.
[264]Астория – одна из самых известных и престижных гостиниц Санкт-Петербурга. Она расположена в центре Северной столицы  рядом с Исаакиевским собором .В шаговой доступности Невский проспект, Эрмитаж и Дворцовая площадь.

[265]  Вестник Российской академии наук («Вестник РАН») — ежемесячный научный журнал Российской академии наук. Среди более чем 250 журналов, издаваемых РАН, «Вестник Российской академии наук» стал первым периодическим изданием, широко освещающим деятельность академии. Журнал издаётся с марта 1931 года (до 1992 года назывался «Вестник Академии наук СССР»). Первоначально выходил в Ленинграде, с 1935 года — в Москве.

[266]  Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ, 827—869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.







 Так что в ожидании прибытия грузовика с камнем, который удалось благополучно извлечь из земли, затянуть кабестаном через аппарель на «Кальмар» погрузить на шоссе при помощи крана в специально подготовленный грузовик, зафиксировать деревянными упорами, чтобы не дать камню елозить по кузову и сейчас машина торжественно (не хватало только духового оркестра),
встречаемая взглядами всего коллектива института, и представительной группы приезжих из Москвы действительных и корреспондентских членов, возбужденно обсуждавших событие обретения артефакта, словно это была чудотворная икона, дарованная свыше, въезжала во двор института с Миллионной. Собственно говоря, именно так примерно это и было. Ученая публика уже  во всю пускала слюни в предчувствии будущих научных прорывов, диссертаций, публикаций, докладов на международных симпозиумах, приглашений на чтение лекций в разных университетах мира, а главное, грантов, грантов и еще раз грантов, выделяемых на эти исследования. Они уже начали молиться этому посланцу свыше, готовые в экстазе целовать «песок, по которому ты ходила»[267] .

[267]  Строчка из песни Владимира Маркина "Я готов целовать песок"


 Тут же в квадратном дворике между главным корпусом, выходившим  к Неве напротив Петропавловки и флигелем, обращенным фасадом на Миллионную, состоялся торжественный митинг, на котором директор института произнес вдохновенную речь, призывающую ученых проникнуться гордостью за великих предков, чье послание из глубины веков сегодня выпала честь нам лицезреть воочию. Прибывший из Москвы заслуженный «мастодонт» предположил, что выскажет общее мнение, если назовет это событие «историческим», ибо еще никогда на территории России не удавалось найти артефакт такого уровня значимости. Из толпы младших, старших, ведущих и просто сотрудников, доносились выкрики с просьбой рассказать о том, где, как и кто обнаружил эту реликвию. Высокопоставленные гости вопросительно смотрели на директора, а тот–на Демича. Пришлось Михаилу Альбертовичу рассказать о двух замечательных  представителях российской молодежи, которые не только обратили внимание на неприметный камень, но и смогли, не имея ни специального образования, ни научной подготовки понять и оценить огромное общечеловеческое значение находки и передали ее  именно туда, где она и должна быть исследована.
 Представитель президиума академии тут же  внес предложение, немедленно и горячо поддержанное всеми собравшимися: направить в правительство письмо с просьбой наградить первооткрывателей правительственной наградой. Одновременно собрание выдвинуло ходатайство  в президиум академии наук о награждении Александра Белужного премией имени Забелина за большой вклад в развитие отечественной археологии, а Наталью Колокольцеву золотой медалью и премией имени Лихачева за  выдающийся вклад в исследования культуры Древней Руси. Договорились, что Михаил Демич непременно пригласит ребят в институт, чтобы представить их всем сотрудникам. Неожиданно для всех взял слово начальник штаба гражданской обороны, отставной полковник из Комиссии Глубокого Бурения. Он деловым тоном и кратко, по-военному сообщил присутствующим, что:
– несмотря на декларируемое окончание холодной войны, нельзя забывать и о бдительности. Сам факт нахождения на территории такого необычного, важного для нашего народа объекта, может интересовать врагов нашего государства, не заинтересованных в усилении наших позиций на международной арене. История уже знает примеры подобных случаев. – Полковник перевел дух, попил водички и с новыми силами продолжил,– Хотя, как вы понимаете, я не являюсь специалистом в археологии, но по долгу службы, тем ни менее знакомлюсь с различными происшествиями на этой ниве. Хочу напомнить уважаемым ученым, что мало обнаружить и изучить артефакт, надо еще его надежно сохранить.  Наверное все знают знаменитый случай с камнем Розо268] , на котором была определена самая древняя на планете надпись, которая , как выяснилось, была сделана на русском языке. Если кто не помнит подробностей, то камень был найден фермером в Америке в штате Миннесота. Фермер передал этот небольшой артефакт в руки одного ученого, который, разумеется, не зная русского, не смог определить язык текста, но дал заключение, что эта надпись по периметру камня написана на самом древнем языке земли, который, вероятно, был праязыком всех народов и на котором говорили все первые люди на земле. Позднее, было определено, что это именно русский язык с четкими очертаниями наших букв и понятными словами вплоть до имени какой-то древнерусской богини, не помню точно какой. Сразу встал вопрос, как такой камень мог попасть в Америку и когда, если возраст камня определялся в сотни тысяч лет. Неужели же Америку открыли наши предки и поселились там в незапамятные времена? Такой напрашивающийся вывод никак не мог быть принят американцами, а посему было решено провести дополнительные исследования, для чего привлекли еще двух специалистов. А дальше –самое интересное: «Специалисты» в кавычках решили почистить камень от грязи и для этого опустили его в кислоту. В общем, надпись на камне исчезла напрочь, а потом уже неизвестно куда исчез и сам камень. Остались, к счастью фотографии и описания, но при отсутствии самого камня говорить о чем-то стало уже как-то вроде и не солидно. И вообще, сейчас уже непонятно, мол, был камень на самом деле, или это газетная «утка», которую русские и состряпали. Мне бы не хотелось повторения этой истории, тем более, что я много лет отдал проблеме безопасности нашей страны и знаю, на что способны ее враги в своих тщетных потугах ей навредить любым способом.
[268] О камне Розо известно следующее. В 1927 году его нашел житель одноименного городка Roseau (Розо) в штате Миннесота, США, Джек Нельсон. Выкопал в собственном огороде, который находился на месте древнего индейского поселения. Нельсон передал свою находку известному американскому антропологу и специалисту по древним текстам Джону Джагеру из Миннеаполиса. Единственное предположение Джагера: авторами текста на камне могли быть только мифические аргонавты, разговаривавшие на древнем языке, которому Джон дал название: евро-афро-азиатский. По его мнению, этот язык был «матерью» всех других будущих языков и наречий. Специалисты, с которыми ученый делился своим открытием, называли его фантазером. Но двое снизошли до изучения камня Розо - профессор антропологии доктор Дженкс и его коллега профессор геологии доктор Стоффер из местного Университета штата Миннесота. Но лучше бы Джон ничего им не отдавал. Ученые, решив очистить поверхность, оставили камень на некоторое время в кислотной ванне. А вернувшись, обнаружили, что кислота разъела всю надпись. Артефакт был полностью разрушен! После смерти Джагера пропали и все бумаги про камень Розо, затерялись и остатки самого камня. В архивах библиотеки местного Университета штата Миннесота  случайно нашлась одна чудом уцелевшая  папка, которую Джагер отдал на время своему другу. Эту папку знакомая лаборантка прислала российскому математику Владимиру Пахомову, которому удалось расшифровать текст, оказавшийся на русском языке. В тексте четко упоминался славянский бог Солнца Яр ( Яра, Ярило). В общем, история темная и скандальная, но однозначной трактовки и объяснений  до сих пор нет.






Сидевшая в первом ряду Броня, которую персонально пригласил Демич, памятуя, что именно она пришла к нему и сообщила о находке, и  она сумела организовать вывоз камня с берегов Тихой, весьма скептически слушала весь этот эмоциональный «базар» в стиле собраний отъявленных русофилов. Броня не любила подобные  ура-патриотические инсинуации. Она никак не могла взять в толк, к кому обращены многочисленные огромные надписи «СЛАВА ВЕЛИКОМУ СОВЕТСКОМУ НАРОДУ – СТРОИТЕЛЮ КОММУНИЗМА»  на крышах домов по периметру площадей и на железнодорожных насыпях по всей стране. Глядя на эти , с позволения сказать, украшения городов и весей, у нее не возникало никаких чувств, кроме досады, удивления и смеха, она всегда пыталась представить себе подобную надпись на  площади Дам[269]  «СЛАВА ВЕЛИКОМУ ГОЛЛАНДСКОМУ НАРОДУ–СТРОИТЕЛЮ КАПИТАЛИЗМА»  или на площади Согласия[270]  по фронтону элегантного здания Морского министерства, заслоняя собой Сен-Мадлен[271] , «СЛАВА ВЕЛИКОМУ ФРАНЦУЗСКОМУ НАРОДУ –ПОБЕДИТЕЛЮ. Даже евреи, с их тотальным менталитетом богоизбранности, не дошли до того, чтобы разместить по верху стены, ограждающей Старый город, расставить справа налево буквы СЛАВА ВЕЛИКОМУ ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ – ХРАНИТЕЛЮ ТОРЫ. Интересно, кроме нас остальным народам мира гордиться совсем нечем и  только советские люди могут себе позволить осанну[272] ? Броня понимала, что ничего с этим поделать нельзя –это издержки развития и определенный менталитет народа. Она не исключала, что в основе своей такая идеология зиждется на некоторой ущербности, на чувстве неполноценности, которое веками преследовало русский народ, которому твердили, что вы–быдло, что только французы да испанцы –истинные кавалеры, и только парижанки –настоящие дамы, не то, что наши простушки. Вот и дошли до того,. что перестали себя уважать. А когда поехали всей страной по заграницам, да зашли в магазины, да обалдели от ста сортов колбасы и двухсот видов сыра, и поняли, что на то подаяние, которое здесь называлось окладом и «плюс премия каждый квартал»[273]   ни сыра, ни колбасы–вообще ничего купить они не в состоянии, то стали судорожно напрягаться – как же так? И утешились тем, что не колбасой единой, а главное–Мы же великие!   На нас возложена историческая миссия! Кем возложена? Когда возложена? Зачем возложена? Почему именно на нас? И в чем эта миссия заключается? Ну, кем – это было понятно, разумеется последним и предпоследним съездами родной партии, в призывах которого как раз и звучали эти гордые слова о величии. А вот на остальные вопросы Броня не могла ответить даже себе самой.
Но выступление последнего оратора показалось ей разумным. Она слышала про случай с утерянным камнем, и хотя не очень верила в злой умысел и теорию заговора, но, во-первых, всегда считала, что «береженого – бог бережет», а, во-вторых, у нее перед глазами был пример, к которому она имела самое непосредственное отношение – могила праматери еврейского народа Рахель[274] Во время войны за независимость, когда Броня со своей группой обеспечивала прохождение конвоев  с продовольствием и боеприпасами к отрезанным в Иерусалиме бойцам Цахала[275]  им однажды выпало нести охрану этого места, которое арабы пытались уничтожить и превратить в простое мусульманское кладбище. Броня понимала, может быть, как никто другой, что именно могилы предков, надгробия и другие свидетельства прошлого являются своего рода клеймами, которые оставлены жившими в этих местах народами. Эти метки свидетельствуют о том, что эта земля в то или иное историческое время принадлежала именно этим людям. Отсюда вытекали и сегодняшние доводы в различных спорах за землю. Могила Рахель, как и пещера Патриархов[276]  в Хевроне[277] , позволяла евреям с полным основанием утверждать и быть самим уверенными, что именно здесь на протяжении тысячелетий жили их предки, здесь они рожали детей, работали и умирали. И это знание давало четырем–пяти миллионам[278]  евреев  силы, чтобы противостоять двадцати трем странам арабского мира с населением почти 350 миллионов человек. Поэтому Броня полностью разделяла опасения «Бурильщика», которые, как известно, «бывшими» не бывают. Разумеется, и все остальные поддержали идею и потребовали от руководства обеспечить надежную охрану артефакта в любое время дня и ночи.
[269]Площадь Дам – центральная площадь Амстердама, столицы Нидерландов, на которой расположены знаменитые здания и проводятся многочисленные мероприятия, что делает её одним из самых известных и важных мест в городе. Название площади, как и всего города, связано с дамбой, которая была построена на реке Амстел в XIII веке. Дамба постепенно укреплялась и, в итоге, стала достаточно широкой для возникновения городской площади, позднее ставшей центром образовавшегося вокруг неё города. Площадь Дам образовалась из двух площадей — Мидделдам и Платсе. Постепенно этот район стал центром коммерческой и политической жизни.  Над площадью доминирует Национальный монумент, – белая каменная стела, возведённая в 1956 году в память о жертвах Второй мировой войны.

[270]  Площадь Cогласия– (фр. Place de la Concorde) — центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Является второй по величине во Франции (после площади des Quinconces в Бордо). Носила имя короля Людовика XV, после свержения монархии называлась Площадью Революции; своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году.Первоначально посредине площади установили конную статую Людовика XV работы Бушардона и Пигаля. Во время Великой Французской революции была названа Площадью Революции, статую короля сменила гигантская гильотина. Здесь в окружении ликующих толп народа были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, позднее — Дантон и Робеспьер. По окончании революционного террора в 1795 году площадь получила своё современное название. В 1831 году египетский правитель Мехмет Али предложил французскому правительству в дар луксорский обелиск фараона Рамзеса II. Он был доставлен в Париж 21 декабря 1833 года и по решению короля Луи-Филиппа был установлен в центре площади Согласия 25 октября 1836 года [1]. На постамент нанесены диаграммы, иллюстрирующие процесс доставки сооружения длиной в 23 метра и весом в 250 тонн из Египта во Францию. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. Позолоченное навершие обелиска появилось только в 1998 году

[271]  Церковь Сен-Мадлен — церковь Святой Марии Магдалины в 8-м округе Парижа, на одноимённой площади, вписанной в ансамбль более крупной площади Согласия. Тип церкви — греко-римский храм; образцом послужил Мезон Карре в Ниме.

[272]  Оса;нна (ивр: спаси, мы молим) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом. В переносном смысле выражение «петь осанну» указывает на чрезмерное, преувеличенное восхваление кого-либо, иногда является намёком на переходящий рамки приличия подхалимаж, подлизывание.

[273]Строчка из стихотворения В.С. Высоцкого « Из жизни рабочих»: «Я был слесарь шестого разряда, Я получку на ветер кидал. А получал я всегда сколько надо И плюс премию в каждый квартал.»

[274]  Четыре женщины: Сара – жена Авраама, Ривка – жена Ицхака, Лея и Рахель – жены Яакова, сыграли роль, не менее значимую, чем их мужья. Их по праву считают праматерями еврейского народа. ве праведницы – Рахель и Лея стали достойными жёнами Яакову. Они родили ему двенадцать сыновей, от которых и произошел весь еврейский народ. До нынешнего дня их именами, также, как и именем их свекрови Ривки, благословляют невест в день бракосочетания. А Рахель стала в еврейской традиции олицетворением любящей матери.Согласно иудейской традиции, все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона. Только могила праматери Рахели находится в другом месте - около города Бет-Лехем. По сей день это одно из самых почитаемых иудеями мест.

[275]  Цахал– иврит, сокращение Цва хагана ле исраэль,— Цахаль) — вооружённые силы Государства Израиль, армия освобождения Израиля.

[276]  Пещера Патриархов (также пещера Махпела  — букв. «Двойная пещера»; араб.  , Харам-ал-Ибраими — букв. пещера Ибрахима) — склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии(Быт. 23; 49:29—32; 50:13), похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра,Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Эфрона за 400 шекелей серебра. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы. В 1267 году мамлюкский султан Бейбарс I запретил евреям и христианам вход в пещеру, при этом, евреям было дозволено подниматься только на пять (позднее — на семь) ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвёртой ступени.Через 700 лет после запрета на посещение, по окончании Шестидневной войны (1967), доступ в пещеру Махпела был открыт для всех. Она стала местом паломничества евреев, где они возносят молитвы у гробниц патриархов. Территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса в определенные дни функционирует как синагога  в  ведении мусульманской общины,  В остальные дни Махпелу посещают мусульмане.

[277]  Хеврон (ивр, Хеврон; араб., Аль-Халиль) — крупнейший город в южной части Западного берега реки Иордан, столица палестинской провинции Хеврон. Расположен в 30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря. Население около 166 000 палестинцев (2006) и 800 израильтян[3], проживающих в историческом еврейском квартале и около него. 80% процентов территории Хеврона находится под контролем Палестинской национальной администрации, 20% - под контролем израильской армии.

[278]    Численность населения Израиля постоянно увеличивается в основном за счет притока репатриантов со всего мира. В 1948 году после образования Израиля в нем проживало всего 873 тысячи человек, из них 717 000 евреев. В период войны судного дня в 1973 году население Израиля составляло около трех миллионов, а по последним данным сейчас в Израиле проживает чуть больше восьми миллионов человек, что ничтожно в равнении с арабским миром.







 На основании всех этих событий и решений, уже на следующий день, по требованию академии наук, изложенному в письме правительству России и подписанному  несколькими десятками видных академиков и член-коров, на территорию института прибыл инженерно-строительный батальон военного округа с техникой и начал рыть котлован под будущее хранилище. Одновременно, в закрытом проектном институте и столь же закрытом конструкторском бюро началось проектирование комплекса сооружений для сокрытия от жадных глаз противника ценностей института археологии, включая огромный массив рукописей, книг и артефактов. Для передвижения «Приозерского» или, как его стали иногда, называть, отдавая дань первооткрывателям, – «Сашко-Наташкиного» камня, в  экспериментальных мастерских особого конструкторского бюро, обычно занимавшегося проектированием подлодок, по указанию свыше изготовили робота – тележку, оснащенную сверхмощным импортным манипулятором «Фискарс»[279] . Все время , пока шло строительство возле лежавшего во дворе камня, накрытого армейской взводной палаткой, каждые четыре часа сменялись вооруженные армейско-милицейские караулы, для которых тут же во дворе был установлен вагончик-бытовка с печкой и нарами, где солдаты могли поспать и обсушиться. Из институтской столовой по графику, утвержденному руководством института, младшие, старшие и рядовые научные сотрудники, кандидаты и доктора наук старательно носили судки с обедами, завтраками и ужинами для караульных. Ежедневно с Миллионной улицы во двор въезжал темно-зеленый «уазик» с красными полосами на бортах и посередине капота с надписью «ВАИ»[280] . Но оттуда выходили два человека в  одинаковых серо-стальных костюмах, одинаковых  темно-серых в черную полоску галстуках и черных рубашках. Они тут же звонили с установленного специально во дворе телефона и к ним выходил отставной Бурильщик и быстро что-то им рассказывал. Мужики одобрительно кивали головами, пожимали Бурильщику руку, щелкали каблуками и отбывали, а отставник  шел в палатку, внимательно рассматривал камень и , видно, удовлетворенный результатом осмотра,  возвращался в свой кабинет на втором этаже главного корпуса, окна которого смотрели прямо на Дворцовую набережную и на пологий спуск к Неве, огражденный цепью.
 В давние годы на этом месте находилась пристань, к которой причаливали  корабли. В советское время однажды в этом месте решил развернуться на «Волге» один чудила и задним ходом начал сдавать к Неве, не учтя, что выложенный диабазом спуск, омытый невскими водами стал весьма скользким, и машина уверенно заскользила вниз. Задние колеса довольно быстро оказались под водой, а за ними и передние. Растерявшийся водила не успел даже, похоже, ничего сообразить, как оказался под водой. На его счастье, по набережной строем шли курсанты дзержинки[281]  и они успели, нырнув, достать чудика из воды. А машину, что удивительно, не нашли даже приехавшие через пару часов водолазы.–Течение здесь  в Неве быстрое и уходит от берега к середине реки, где вполне приличные глубины. Не зря же именно в этой части акватории стоят на парадах боевые корабли. Как только хранилище было готово: отрыт котлован, который полностью гидроизолировали – все-таки Нева рядом и подземные воды могли представлять проблему, положили сверху двойной слой бетонных плит- ядерный удар, наверное, не выдержит, но полутонную бомбу запросто, провели в бункер свет, вентиляцию и установили климатические установки, которые должны были обеспечивать постоянство температуры и влажности для сохранности камня(можно подумать, что на берегу Тихой этот же монолит не мок под дождями,  не жарился на солнце и не замерзал на морозе под снегом последние несколько тысяч лет без всякого видимого для себя ущерба – даже мхом не порос. Но там, на бережку это был просто здоровенный серый валун, ничем особенным не примечательный и не выделяющийся среди сотен или тысяч похожих каменьев, разбросанных по берегам, шхерам и островам Ладоги и многочисленных лежащих рядом рек и озер. Там эта глыба гранита не представляла из себя никакой ценности – разве что удобное место для рыбалки.
[280]ВАИ – Военная автомобильная инспекция Вооруженных Сил Российской Федерации (ВАИ) — структурное подразделение Главного управления военной полиции Минобороны России.

[281]Дзержинка – разг. Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского основано императором Павлом I (правнуком Петра I) 20 (31) августа 1798 года как Училище корабельной архитектуры.
Более 130 лет (в разные годы) училище размещалось в здании Главного адмиралтейства
В 1998 году, после объединения с ВВМИУ имени В. И. Ленина преобразовано в Военно-морской инженерный институт — военное учебное заведение Санкт-Петербурга.
С 1 июля 2012 года после объединения Военно-морского инженерного института с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова стало называться Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр ВМФ „Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».






 Но при перемещении камня, как изволил выразиться академик Демич, из точки А в точку Б   с ним произошла удивительная метаморфоза–из заурядного никому не интересного куска породы, пригодного, разве что для надгробного памятника на могилу какого-нибудь «реального» пацанах[282]   словившего кусок свинца на «стрелке»[283] где-нибудь на «кричи-не-кричи»[284]  , превратился чуть ли не в национальную реликвию. Вокруг него ходили не дыша, его демонстрировали важным гостям, его любовно поглаживали, измеряли, фотографировали, приглашая известных фотографов. Не прошло и двух месяцев со дня доставки камня в институт, как  на выделенный историческим обществом России грант вышел в свет стотысячным тиражом на мелованной глянцевой бумаге высокой плотности красочный альбом из двухсот фотографий, где примерно половина  отображала места, где был найден камень, а остальное составляли детальные снимки каждого значка, изображенного на поверхности. В подготовке альбома приняли участие самые известные фотографы, включая зарубежных. Для съемок в Приозерск, на Тихую и  в другие окрестности Ладоги было организовано несколько экспедиций. Самые авторитетные специалисты в области славистики, истории славянских культур и языкознания долго спорили, согласовывая сопроводительный текст.

[282]  Реальный пацан = правильный=четкий пацан: он живет "по понятиям", чтит авторитетов и сам является примером для других — как мифический пионер, походить на которого старались советские дети: реальный пацан: он не бросает слов на ветер и сразу бьет в табло. К такому на кривой кобыле не подъедешь. Такого на рынке не разведешь. Он не лох какой-нибудь: такой сам кого хошь разведет на что угодно, "притянет за базар", "прессанет", "на счетчик поставит". Он исполнен достоинства, настроен дерзко и воинственно и занимает высокое положение "на районе". "ПСПС" ("Пацан Сказал — Пацан Сделал") — это о нем.

[283]  Стрелка – жарг. встреча, назначенная(забитая) для выяснения отношений, определения правоты предъявления претензий( предъяв)"Забить" стрелку и «продинамить» стрелку –не прийти на встречу –очень не рекомендуется!

[284]  Кричи-не-Кричи–широко известное место на Петроградской стороне Петербурга в ЦПКиО на западной оконечности Елагина острова(стрелка Елагина острова) рядом с пятым северным прудом и лодочной станцией. Поскольку там абсолютно пустынно , люди появляются редко, а вокруг одна вода(здесь сходятся Большая(первый правый рукав Невы) и Средняя(протока в дельте Невы) Невки),  обе здесь впадают в невскую губу, а на противоположном берегу пустырь и стадион «Приморец» Место описано в книге «Бандитский Петербург», как  территория, где происходили бандитские «разборки». В годы блокады здесь проводили отстрел автоматов ППД, а затем ППС, которые изготавливали на заводе им. Кулакова.




Академики Демич продемонстрировал невероятную трудоспособность и в содружестве с двумя своими соавторами - одной аспиранткой и одним докторантом подготовил монографию на тему связи предков славян с арийскими народами Индостана и Иранского нагорья, утверждая, что надпись на Приозерском камне с неоспоримой однозначностью доказывает прямую связь  и определяющее влияние дохристианских рун северных славян, населявших берега Ладожского и Онежского озер, а также Белого и , возможно, Печорского морей с появлением  письменности у индо-иранских народов. Славянские руны, выбитые на этом камне дают все основания говорить, что именно этот народ, оставивший нам свидетельство своего высокоразвитого существования в доледниковый период, когда климат в этих местах был значительно мягче и пригодней для жизни,  постепенно отступая от надвигающихся с севера льдов, положил начало многим, если не всем последующим культурам. Выбитые на Приозерском камне руны не имеют ничего общего ни с  венедскими, ни с  бояновыми знаками, но, вероятно близки к рунам велесицы, хотя пока еще рано говорить об их полном родстве. Этот вопрос, вероятно, найдет свое отражение в будущих исследованиях, которые уже ведутся в стенах нескольких крупнейших институтов.
На основании этой публикации, обоим соавторам Демича были без защиты присвоены соответствующие научные звания кандидата и доктора исторических наук соответственно. Одновременно, произошли защиты нескольких диссертаций на сходные темы и в ряде переферийных учебных и исследовательских институтов: в Новосибирске, в Перми, в Екатеринбурге, Томске и нескольких других городах. Пожалуй, самой модной и проходной темой для дипломных работ стало что-нибудь вроде: « Связь  текста Приозерского камня и шумерских надписей эпохи Аккада[285], или аналогично – эпохи кутиев[286]
 Но не только археологи и историки накинулись на возможность резко продвинуть вперед науку. Прежде всего языковеды, или, как их иногда, с долей издевки, называли историки – «язычники» вовсю развернули исследования, в которых на основании текста Приозерского камня утверждали, что знаменитые аккадские надписих[287], считавшиеся самыми древними из сохранившихся текстов, относимые к 25 веку до н.э., написаны именно под влиянием  языка, на котором оставлен исследуемый текст.
 Монография Демича со-товарищи была немедленно переведена практически на все  живые славянские языки, включая и такие, как кашубский[288]  и оба лужицких[289] , что вызвало немедленный бум публикаций, как схожего характера, так и полемических. В полемике особенно старались поляки, пытавшиеся проводить другую линию, где за основу принималось главенство не русского, а именно польского и других лехитских[290]  языков в сочетанием я языками пруссов и ятвягов[291] .
Но вне зависимости от того, какие выводы делали авторы исследований, все они опирались именно на руны Приозерского камня. Кто-то из московских академиков, видимо недовольный тем, что вся слава и все внимание достается периферийному Петербургскому институту, а москвичи вроде и не причем, даже попробовали провести постановление президиума академии о переносе автефакта в столицу. Идея муссировалась даже на уровне Президента, но не нашла поддержки в верхах. Говорят, что Папа подумав и закусив, произнес.
–Нет, так делать нельзя! Там и так уже столько революций начиналось. Питер обижать нельзя.  Россияне нас не поймут. Катайтесь, изучайте, кто вам не дает!

[285]Аккад — государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде). Являлся крупнейшей державой своего времени. Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего, который объединил под своей властью земли шумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий. Наивысшего могущества Аккад  достиг при внуке Саргона, Нарам-Суэне, но уже в конце XXIII в до н. э. держава пришла в упадок, а её основная территория попала под власть горных племен кутиев (гутеев).

[286]  Гутии (кутии или гутеи,  — в древности народ, проживавший в районе Загроса(крупнейшая горная система современного Ирана. Некоторые отроги Загроса простираются также на территорию Ирака.  и за его пределами (в юго-западной части современного Ирана[). В XXII веке до н. э. контролировали значительную часть Месопотамии. Около 2200 года до н. э. верховный вождь гутиев, некий Эрридупизир, разбил аккадского царя Нарам-Сина, сумел завладеть городом Ниппуром и принял царский титул. По его распоряжению писцы Сиппара высекли надпись в честь его побед, которая сохранилась доныне. Но в следующие годы аккадцы с успехом отбивали нашествия горцев.

[287]  Для письменной фиксации аккадского языка применялась словесно-слоговая клинопись, заимствованная у шумеров. Древнейший аккадский памятник датируется XXV веком до н. э., позднейшие — I веком. В последние века своего существования аккадский язык, вытесненный арамейским, использовался лишь в нескольких городах Вавилонии.

[288]Кашубский язык (устар. поморский язык, поморско-кашубский язык, кашубско-поморский язык, кашубско-словинский язык, кашебский язык; — западнославянский язык лехитской подгруппы, распространённый в исторической области Кашубия на территории Поморского воеводства, язык кашубов.

[289]  Лужицкие языки, серболужицкие языки: верхне- и нижнелужицкий языки, относящиеся к славянским языкам, языки лужичан, одного из национальных меньшинств в Германии.( Саксония и Бранденбург)

[290]  Лехитские языки; — подгруппа западнославянских языков, исторически распространённых на территории, современной Польши и восточной Германии (Бранденбург, Мекленбург, Померания). В настоящее время в состав лехитской подгруппы входят один из самых крупных в Восточной Европе по числу носителей польский язык, а также распространённый в северо-западной Польше кашубский язык употребление которого в основном ограничено бытовой сферой. В последнее время нередко выделяется силезский язык,

[291]  Ятвяги (судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей.
Дзукия (Дайнава)  — исторический регион на юге и юго-востоке Литвы в среднем течении реки Неман. Назван в XIX веке от особенности произношения "дзуканья" (дзекання) местных жителей.





Так или нет, никому не ведомо, но камень никуда не перевезли. А еще через месяц, уже поздней осенью, когда полетели первые белые мухи и засыпали свежим покрывалом и лес, и поросший мхом, осиротевший валун, и оставшуюся от артефакта, словно на месте вырванного зуба, большую яму, наполненную теперь водой, почтальон вручил Броне конверт с логотипом академии наук, в котором лежали два пригласительных билета на торжественное собрание академии по случаю очередного вручения академических  премий и медалей. А в ближайшие выходные из города прикатили Наташа и Саша. Сначала до самого вечера шла «раздача слонов». Ребята только что вернулись из Турции и, соответственно, навезли кучу игрушек для своих мартышек, как они называли ханниных близняшек, которые платили им любовью: лезли на руки, обнимали, сладко прижимались и шептали на ушко «Таша –холосая тетя» и  «Шаша–холосая дядя!» Особенно они были неравнодушны к Сане. Может потому, что он постоянно катал их на себе, бросал и крутил так, что и у Ханни, и у Брони замирало сердце, бегал с ними вдоль речки, затаскивал на высокие камни,  кричал «Оп!» и   ловил бесстрашно сигавших вниз девчонок. А может им просто не хватало папы, мужского внимания, хотя Микаэль старался, как мог компенсировать внучкам отсутствие отца.   Пожалуй, скорее второе, так как точно также доставалось и дяде Андеро в те редкие дни, когда ему удавалось вырваться в увольнение. Поскольку пошел последний год его учебы, то он был прикомандирован к известному конструкторскому бюро, которое занималось разработкой подводных лодок и многих других военно-морских тем. Здесь ему предстояло проработать полгода, собирая материал для защиты диплома. Дело в том, что кроме звания лейтенанта и диплома об окончании училища, он получал еще и диплом гражданского инженера, дававший, в принципе, ему право работы  по специальности «на гражданке».   

Глава 21 http://www.proza.ru/2017/05/22/1011


Рецензии
Приветствую Юрий, благодарю за интересные исторические пояснения и конечно же за Ваш тонкий юмор:) Что было, то было в бывшем Союзе - прославление и самовосхваление:)) Я думаю, не одна Броня была в недоумении:), но все молчали.... Ещё раз благодарю за Ваши труды, честное слово, я бы не смогла:) Успехов Вам во всём добром. С уважением Милка.

Милка Ньюман   21.09.2018 18:50     Заявить о нарушении
Еврейская мудрость гласит: не имеешь, что сказать - молчи, а имеешь - помалкивай! Вот и помалкивали, хотя, конечно, и не все.

Юрий Яесс   22.09.2018 19:00   Заявить о нарушении
Спасибо, вы добрый человек:)

Милка Ньюман   22.09.2018 19:40   Заявить о нарушении
да, я такой!

Юрий Яесс   22.09.2018 21:16   Заявить о нарушении