Доброволия - долгий путь в лабиринте

      

               ( Выступление на панельной дискуссии "Евразийский университет   
                воспитания кадров". Первый съезд Ассамблеи народов Евразии.
                27-29 мая 2017г.) 


       Социальные, экономические ,политические , экологические, и др. угрозы третьего тысячелетия для мирового сообщества в целом,  и для России в частности  выдвигают на первый план необходимость воспитания подрастающего поколения в духе самоорганизованности, межличностного и международного сотрудничества и миротворчества.

       Однако, педагогическая практика  сегодня констатирует , что фактически на всем пространстве Евразийского континента молодежь, в большинстве своем, морально и физически не готова к глобальным вызовам предъявляемым Человечеству уже в обозримом будущем.
.
       И суть этой неготовности в первую очередь кроется в серьезных деформациях ценностного сознания молодежи , которые явились  следствием произошедшего в 90-е годы 20 века переворота в социально-экономическом укладе России ,  как, впрочем, и во всех странах бывшего социалистического лагеря.
 
       Примитивизация сознания подростков и молодежи  на фоне распадающейся семьи , переориентация школ на сугубо образовательные функции, отсутствие в обществе четко обозначенных нравственных установок привела к ожесточению и повышенной агрессивности молодежной среды , росту преступности среди несовершеннолетних, разгулу алкоголизма и наркомании, возросшим тенденциям к суициду, массовой вульгаризации и эгоцентризму.

      Пытаясь остановить развитие негативных тенденций в молодежной среде ,обеспокоенное российское общество уже к середине 90-х годов  стало обращать  свой взор к воспитательному потенциалу детских и молодежных общественных объединений.И сегодня их  в стране  -огромное количество имеющих юридический статус и  еще больше – его не имеющих.И все они вовлечены тем или иным образом в решение молодежных проблем, которых, увы, не становится меньше.
      Отсюда вывод: много-еще не значит хорошо!
      Поясню свою мысль на незатейливом  примере.

      Как известно , обильная пища низкого качества  вызывает изжогу и несварение желудка.  А прием множества разнообразных лекарств , даже высокого качества , вряд ли приведет к излечению  болезни , но то , что изменит течение болезни , ее симптомы - то это совершенно верно.

      И именно с потреблением таких " смыслосодержащих лекарств  высокого качества "мы имеем  сегодня дело на Украине , где огромная масса молодежи оказалась попросту отравлена новыми псевдосмыслами достойного существования почерпнутыми ею  в многочисленных НКО, появившихся на ее территории за последние 25 лет.

      В результате   -именно украинская  молодежь выступила в качестве главной  ударной силы  революции ПсевдоДостоинства, ввергнувшей   Украину  в пучину хаоса и гражданской войны с непредсказуемыми последствиями.

      Можно только сожалеть , что  с течением времени, общество  стало забывать молодчиков из  гитлерюгенд и то, что воспитало их , но история  напомнила  о них трагедией Украины ,   в которой отравленные псевдосмыслами достойного существования "они же дети" стали живым орудием и щитом в руках  политических негодяев.

      И  Ключевое слово этой украинской драмы с участием молодежи  -  СМЫСЛ с приставкой ПСЕВДО.

      Побуждение начать поиск смысла жизни , сделать осмысленным свое пребывание в этом мире является  такой же естественной потребностью человека, как и все иные.

      Неудовлетворенность  этой потребности , названной известным психиатром  20 века Виктором Франклом  "волей к смыслу" неизбежно "приводит человека к "экзистенциальному вакууму," равносильному по его же определению,  " переживанию бездны".

      И это  мощнейшее по силе "переживание бездны", связанное с утратой смысла жизни ломает человека,приводя одних - конформизму,
других - к терроризму,кого-то - в клинику неврозов,а кого-то - в саму бездну...

      А Юность - это не только пора первых сесуальных влечений и стремления к самоутверждению, это также  пора первых опытов,  уже философского(пусть даже на уровне бытийных житейских наблюдений)
осмысления  себя, как личности  и общества , куда эта личность погружена. Ее самочувствие в этом сосуде и взаимодействие с ним.
      Это пора первых ощущений себя-частицей мироздания.
      И попытка осознания запредельности  идеально прожитой жизни.

      И как здесь не вспомнить великого русского   исследователя истории 19 века (1820-1909) Е.И.              Забелина ,еще  задолго до революции 17-го предупреждавшего общество ,что , цитирую:

     "Если галерея (вошедших в жизнь молодого человека) исторических (и иных, живущих  рядом с ним) портретов  состоит из плутов и негодяев,или по меньшей мере лиц ни на что не годных, то на чем же юноша,всегда идеалист , воспитает свои идеалы ? Ведь юность  без идеалов не может пребывать!
      Не то, так другое, не прямое , так кривое ,-но она неизбежно будет создавать себе путеводные нравственные светочи, неизбежно будет искать нравственную высоту и твердыню , по образцу которой можно было бы установить свой нрав и характер."

      Украинские политики   эту юную жажду смысла жизни  не только  поняли, но и мобилизовали.  И свет нацистских  факельных шествий стал  нравственным светочем для сотен тысяч молодых людей.


      Далеко от благополучия  и положение дел в России, где  множество " смыслосодержащих лекарств  вроде бы высокого качества "  предлагаемых детям  в огромных по  численности организациях и объединениях оказались не в состоянии уберечь  их  от магнетизма смыслообещающей  виртуальной реальности , увлекательных идей фанатиков  разного толка, псевдогероических селфи , или смертельно  опасного  романтического путешестивия  к "голубым китам".

      Почему так происходит?
      Ответ лежит на поверхности .

      Пока общество, уже более 2-х десятилетий ,спорит о том нужна ли ему,  смыслоопределяющая его существование идеология и, при этом, противоречит самому себе , неустанно  повторяя о присущей ему высокой духовности  - сладкоречивые Крысоловы  уводят его доверчивых, ищущих смыслов  детей, на дно реки  жизни.

      Потому что, повторяемая обществом , как мантра, его Духовность   -  как раз и определяется  совокупностью идей бытыющих в нем, идей которыми оно дышит, чтобы жить.
     Но среди множества идей ,питающих общество, - одна  - всегда играет роль доминанты, первой скрипки в оркестре, роль несущей стены здания .Она-то и становится идеологией.
     В религиозных государствах -это идея Бога.
     В светских -любая другая , овладевшая умами людей : национальной независимости,самодержавия ,социализма  или фашизма....

     И поводом к работе над проектом  "Доброволия", начатой еще в далеком   1993 году,  как раз и послужила , уже тогда, остро ощущаемая тревога за судьбу государства, в котором идейно  расколотое постсоветское общество, непременно , будет  транслировать  через разрозненное детство и юность в будущее свою собственную разобщенность.

     Понимание, что  это представляет в будущем   опасность единству и целостности страны- требовало незамедлительной работы над созданием некоего базового универсального проекта воспитания молодежи  в новых исторических условиях-

Проекта, наднационального,надклассового,надрелигиозного,способного послужить объединению, сплочению будущего общества на уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни.

     Мятущемуся между Сциллой капитализа   и Харибдой социализма обществу , в котором  линия противостояния  проходила не только в широком социуме,но и  в семьях- необходим был,как воздух примиряющий Проект  в котором индивидуальное  "Я-личность" и соборное "Мы-коллектив" не  входили бы  в противоречие, а были способны в равной степени служить друг другу.

     Это было важно , потому что , это  гражданское противостояние:  всех против всех,  отражалось в сознании детей  смутным ощущением разлада в понимании двойственной  правоты и двойственности поведения  взрослых. А  собственная  беспомощность в выборе между тем, что хорошо и ,что плохо, рождало в них неуверенность и страх подталкивающий к поиску своей стаи....

      Вот тогда , когда все явственнее стали проявлять себя эти объединительные тенденции, идущие снизу, от детей и молодежи  и пришло понимание , что этому стихийному движению нужно придать организованный характер, вооружить теорией и методикой.

     Таким образом, проект «Доброволия», разработанный  в 1993 году оказался востребованным.И  он был успешно  опробирован в г. Урае ,Тюменской области.

     Однако , этот Проект , являвшийся по сути мировоззренческим контрагентом детскому Проекту "Новая цивилизация", курируемому НКО "Открытая Россия" М. Ходорковского ,встретил на пути своего продвижения чудовищное по силе  и организованности  сопротивление очень многих заинтересованных лиц, обладавших властными полномочиями.

     И потому, несмотря на усилия, Проект по сей день еще  не обрел  масштабности.

     Но сама  идея Проекта , вброшенная  автором в общественное сознание   ,  публикациями и многочисленными  выступлениями  на разных педагогических площадках от Урая до Ханты-Мансийска ,Челябинска и Москвы , Ярославля и Кишинева ,   получившая вдохновенную  поддержку не только  детей, ставших членами одноименной организации  и их родителей,  но и   ученых и специалистов  Ассоциации исследователей детского движения, ДИМСИ ,СПО-ФДО -эта идея  стала резонировать с глубинными пластами Русского Духа.
     Она нашла  отклик в сердцах тысяч молодых людей  разных национальностей заряженных русской ментальностью и сегодня  проявляется  безвозмездным служением и посильной помощью всем, кто в этом нуждается.

     Общеизвестно что человечество прогрессирует в своем движении вперед ,опираясь  на позитивный опыт достижений науки и практики прошлых поколений. Перефразировав Исаака Ньютона можно сказать. что мы видим дальше , когда стоим на плечах гигантов.

     В этом смысле" Доброволия " представляет собой дальнейшее творческое развитие  метода массового самовоспитания подростков  применительно к новым политическим реалиям современности .

     Базируясь на лучших достижениях Скаутинга и Пионерии, реализовавших этот метод на практике "Доброволия" аккомулирует в себе, в качестве идейной, смыслополагающей опоры воспитания обобщенные выводы о путях развития Человека и Человечества на единой Земле  выдающихся философов  , психологов и педагогов Прошлого и современности.

     Приведу  мысли и выводы  величайших мыслителей Прошлого  , которые легли  в основание  Проекта для детского движения новейшей истории

     И начну с глубокого убеждения  лауреата Нобелевской премии  философа и врача Альберта Швейцера в том , что

"Для общества, как и для индивида, жизнь без миро­воззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования."

     Разве можно   не согласиться или оспорить это утверждение великого гуманиста  , когда
на наших глазах ,  в 90-е годы 20 века произошла  грандиозная ревизия существующих  мировоззренческих  ориентиров , как в  странах СССР, так и  всего  бывшего социалистического лагеря.
     И  многомиллионные массы людей , как будто внезапно ослепших , подобно персонажам  картины Питера Брейгеля Старшего "Слепые"  покорно двинулись по направлению  к пропасти   , ведомые такими же слепыми поводырями.
      И  ...... повели за собой детей.

      И Проект "Доброволия" уже в те далекие годы  поставил перед собой задачу остановить это движение , предложив людям универсальный мировоззренческий ориентир , который бы устроил всех: красных и белых , верующих и атеистов , богатых и бедных .

      Но, что­бы стать  созидательным , культуротворческим  мировоззрением этот ориентир  должен был отвечать нескольким обязательным требованиям.

      И в первую очередь : он должен был  быть МЫСЛЯЩИМ.
 
       А еще:
 -  оптимистическим,
 -  этичным,
 -  культуротворческим,
 -  доблестным

      Мировоззрение должно быть мыслящим.
Потому что только то, что рождено мышлением и обращено к мыш­лению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается, как истина, обладает естествен­но передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способнос­ти человека...

      Но, чтобы идеи Мира и созидания  и зиждущиеся на них убеждения мог­ли найти в этом мыслящем мировоззрении свое обоснование , оно должно быть-

оптимистическим и этичным.

      Оптимистично то мировоззрение, которое ставит бытие  выше небытия и, тем самым, утверждает мир и жизнь, как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жиз­ни порождает стремление относиться к бытию с максималь­ной бережностью, на какую мы только способны. А это, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, об­щества, народов и человечества, — такую деятельность, ре­зультатом которой являются внешние достижения культу­ры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
 
      Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности.

      Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверж­дающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенст­вование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

  "Не о поведении и его результате трактует этика,а только о волении, самое же воление всегда совершается только в индивидууме." Это уже  Артур Шопенгауэр.

     И идеологической основой" Доброволии" стало мировоззрение вовлеченности каждого ,по его  "доброму волению" в процесс общечеловеческого  служении Добру,непоколебимую основу ,которого составляют, не поддающиеся ревизии понятия  Достоинства и Чести Человека.

     Честь , как известно -понятие морального сознания и категория этики,которые воспитуемы.

      Подтверждением верности этого  мировоззренческого ориентира служат труды величайшего этика человечества  Имануила Канта, одним предложением ответившим всем тем , кто и поныне трактует понятие Добро , в зависимости от личного благоприобретения.

  " В мире лишь одна добрая воля может считаться добром  без каких   -либо ограничений." (И.Кант)


     А  сознательное служение Добру, понимаемое человеком как Достоинство и Честь  в этом противоречивом Мире требует от человека известной степени  Доблестности в исполнении Долга ,так как эти понятия связаны неразрывно.

 Долг - есть гипостазированная Честь - утверждал великий   французский мыслитель Фагэ.

      Критики идеологии Коммунизма, справедливо видели в ней опасность нивелирования личности. Философия же морали Человеческого Достоинства эту опасность устраняет т.к. акцентирует внимание на самоценности каждой личности. Благодаря ей возникает гармония между личностью и обществом, а не разновесие.

      В данном варианте их соотношения никто никому не служит, но рождается великое служение друг другу. В результате выигрывает Человечество.

      Именно,философская концепция воспитания, выраженная в Морали Человеческого Достоинства и Чести , не допускает нивелировки личности в отличие не  только от коммунистической идеологии, но противостоит и идеологии буржуазной, которая, как показывает реальность, тоже приводит личность к утрате индивидуальности, превращая ее в итоге в массового человека, человека толпы.

      На  принцип Чести ,как руководящий принцип благополучного существования государства, еще в 18 веке обращал внимание общества Великий деятель Французского Просвещения барон де Монтескье.

      В своем сочинении "О Духе законов",  мудрый Монтескье  уже тогда писал:

     " Честь приводит  в движение все части политического организма и самим действием своим, она связывает их, и, каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути   дела стремится к общему благу".   
 
      Философская  концепция вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру   реализуется на практике  в длительной воспитывающей игре в страну «Доброволию».
 
     В обычном представлении игра противопоставляется жизни и  труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей, праздничную , но не праздную.
    Организационной формой этой игры становится общественная детская организация. Таковыми были по форме  Скаутинг и Пионерия.
    Таковой   является и общественная организация детей и молодежи "Доброволия"объединяющая детей в возрасте от 7 до 18 лет,  в основу деятельности которой положен  метод эмоциональной педагогики - длительная воспитывающая игра.
     И суть  ее в том , что она  способна сегодня:
- консолидировать разрозненные детские и молодежные сообщества, не ущемляя их самобытности
на основе общей идеи,
- обеспечить преемственность этой идеи между поколениями
-  предложить конкретные организационные формы самоуправления,
- программы деятельности,
- символику и атрибутику.

     А  поскольку в ее создании нашли свое практическое выражение не только просветительские идеи великих гуманистов  Евразии  и России от Конфуция и  Монтескье  до Швейцера  и  Хвостова и руководства по работе с детьми и молодежью  Роберта  Пауэля, Жукова и Крупской, а также работы наших современников,  известных ученых-педагогов   Б.В.Вульфова,   А.В.Волохова,  Л.В.Алиевой, С.В.Тетерского,Н.Е.Щурковой, И.И. Фришман  и др.
  -то ,на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры, ни жуковцы… не найдут в проекте принципиальных расхождений со своими ценностными ориентирами, но их участие в проекте будет логически оправданным и может стать катализатором создания мощного общественного движения детей и молодежи, способного взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения.

     И здесь, позвольте мне сделать небольшое отступление, связанное с вопросом часто  задаваемым  мне  по этому поводу .
Вопрос  этот : Чем отличается "Доброволия " от "Пионерии"?Пионерия  доказала свою жизнеспособность, ее все помнят и не проще ли  всем объединться под ее знаменами?
     Отвечаю.
     Я сама родом из Пионерии. Свой трудовой путь начала школьной пионервожатой.И мое сердце навсегда отдано ей.Но надо понимать , что только в одной Москве сегодня найдется немало противников этой затеи.
     Но это совсем не значит , что те, кто сумел  собрать под знаменами Пионерской организации  нынешних мальчишек и девченок поступил не сообразно времени. Нет! Просто раскол в обществе  оказался настолько глубок и дискредитация Советского Прошлого была настолько мощной и организованной, что  еще и сегодня , почти 30 лет спустя значительная часть общества  морально не готова воспринять  Пионерию  и доверить ей своих детей. И такова ситуация не только в России, но и ближнем и дальнем зарубежье тесно связанном в Прошлом с Советской идеей  и испытывающее сегодня схожие проблемы с воспитанием своей молодежи.
 
    Но и это еще не все.
 
    Пионерия представляла собой  организационную форму , в которую был облачен метод воспитания юных коммунистов. Вдохновляющей идеей  пионерской организации была идея - "находиться в авангарде советских детей". Напомню , что авангард -это часть войска идущая впереди  (внимание!)ОСНОВНОЙ СИЛЫ.
Это- первые! Пионер-значит Первый!

   Сегодня мы не строим  Коммунизм! И нет советского государства. Впереди какой  ОСНОВНОЙ силы выступает сегодняшняя Пионерия?
Вопрос этот  остается открытым.
   Но! Если Пионерия  готова сегодня стать  частью широкого добровольческого движения, разделяя его идеи  с которыми  ее ценностные ориентиры не расходятся- ее претензии на положение авангарда добровольцев  логически будут оправданы.

   Теперь о "Доброволии". Это организационная форма воспитания  Человека , Ответственного за свою судьбу,своих близких, своего государства  и Планеты в целом.

    Отсюда главной идеей  является идея вовлеченности каждого в процесс приумножения Добра , обеспечивающего благополучие Дома, Страны, планеты в целом.

   И привлекательность этой идеи для юношества  состоит в том . что она дает каждому  возможность , реализуя  социально-полезные инстинкты  и навыки ощутить социальную благодарность.

   Другими словами Пионерская организация в прошлом обслуживала коммунизтическую идеологию . Тем прославилась и тем запомнилась.

  "Доброволия" - служит идеологии сохранения Планеты и Человека на ней.

   Сама эмблема "Доброволии" уже  красноречиво свидетельствует о содержании ее идеологии и  социальной миссии движения:
Только в объединении всех людей  добрых помыслов и намерений, доброй воли  -залог сохранения Планеты  и Человека на ней.
    Отсутствием кавычек на ленте, обнимающей земной шар , подчеркивается эта мысль.
Это не мировая экспансия одной организации , а экспансия спасительной идеи.


    "Доброволия"  - это опыт создания игры (по системе скаутинг)в новых исторических условиях, игры , способной при умелой организации , вызвать широкое детское движение , овладев которым политически и педагогически, можно существенным образом переломить негативные тенденции в молодежной среде и подготовить молодежь к вызовам 3-го тысячелетия.
   "Доброволия" -не догмат ,это первоснова  , которую  возможно  сделать еще более яркой и притягательной, насытить пафосом высоких целей, социально-альтруистическими устремлениями , элементами политической культуры, навыками планетарного мышления, трудовыми процессами.

    20-век дал Миру два величайших открытия в сфере воспитания детей.
Это открытие внутреннего образа - в психологии и метод массового самовоспитания подростков в длительной воспитывающей игре- в педагогике.
    Оба эти открытия были успешно реализованы в движении скаутов и пионерском движении.

    Поведение, личность и достижения, согласно открытию в психологии, закономерно связаны с внутренним образом, созданным самой личностью, т.е. вырастая, дети воплощают внутренние образы самих себя.
Иными словами  мы становимся такими, какими себя мыслим и видим внутренним взором.

   Дети-скауты мыслили и видели себя разведчиками, следопытами,"рыцарями без страха и упрека".
   Дети-пионеры мыслили и видели себя первооткрывателями, первопроходчиками, "Всадниками, скачущими впереди",авангардом строителей коммунизма.

   А кем мыслят и видят себя , современные члены великого множества детских организаций "БЛИК","ШАГ","КРУГ", "МОЛОКО" и др., формально закольцованных в Движение Школьников? Ответа нет.

   К сожалению,  постсоветской педагогической практикой  России ,  непростительно долго игнорируются открытия и практический опыт 20 века. Ведь, Проект единого детского движения с учетом этих открытий, должен был быть представлен обществу еще вчера  , но , увы,даже сегодня он все еще  значится в планах... на завтра, когда вырастет первое поколение движения школьников !

   Не потому ли это происходит , что  такой Проект предполагает системный подход к  воспитанию вместо привычных  разовых   мероприятий разной направленности ,массовую работу с молодежью , вместо знакомой работы с активной ее частью,  формирование мировоззренческих убеждений и становление  гражданственности, вместо  квасного патриотизма, планетарного мышления, вместо местечкового интереса, дает представление об иерахиии и вырабатывает в каждом члене организации   навыки руководства и подчинения , которым  ребенок не может научиться умозрительно ,не ощутив на себе полноту ответственности? Все  это, безусловно, требует  больших усилий  от руководителей на местах ,и, на мой взгляд, и тормозит объединение.

    Чтобы предупредить сразу возражения о более благовидных причинах неторопливости педагогической практики сегодня ,приведу в пример кусочек из сочинения  15 -летнего добровольца:

"...14-16 летние сегодня не чувствуют себя "частью какого-то одного большого Целого". Все являются "кусочками кусочков", которые  "сами по себе".А разве плохо быть частицей одногопестрого одеяла ,сшитого крепко из разноцветных лоскутков,надежно укрывающего нашу озябшую Родину?
Почему-то взрослымисчитается , что объединение всех многочисленных детских сообществ в одну организацию или одно движение уничтожит их самобытность. Я думаю это лукавство.
   Посмотрите на человеческий организм ! В нем -печень и почки , сердце и мозг и все другие органы являются весьма самобытными , с им только свойственными функциями . Но они принадлежат одному организму!
  Разрозненность  детских организаций сегодня -это бомба замедленного действия.
  Сегодня  очень важно научить всех ребят , уже с детства жить в одной стране ,(и шире - на одной земле) , как в одной семье.
   В семье ,где у всех разные имена , разные характеры и привычки , разные увлечения , разные права и разные обязанности . Но это одна семья , которая носит одну фамилию и руководствуется одними для всех правилами и принципами жизни , объединена общей целью мира и благополучия для всех ее членов.


   То, что ныне  сделан первый шаг к объединению детей в  Движение школьников - это хорошо.
Но это как место встречи на школьном дворе.
Собрались такие разные , а что дальше?
   А дальше, следующим шагом, должно стать  создание в постсоветской России Единой общественной организации детей и молодежи на основе  достижений общественных наук    и  практики  Скаутинга и Пионерии.
  А  еще далее - привести к эмоциональному сближению  с детьми  ближнего и дальнего зарубежья .
И это  необходимо сегодня рассматривать ,   как особую педагогическую задачу, подключив к ее решению все существующие ресурсы.

   Во всех странах Мира скаутское движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся деятелей,вошедших в Центральные Комитеты патронажа. В США на первых билетах скаутов значились подписи 3-х президентов, Рузвельта,Тавта,Вильсона, входящих в Высший Комитет         Организации.
И сам этот факт, красноречиво подчеркивал связь между юным гражданином и его демократической Родиной.
    Пионерия, находящаяся под патронатом КПСС, не только адаптировала к задачам страны Советов опыт скаутинга,но и расширила его, присваивая своим организациям , дружинам и отрядам имена выдающихся личностей, как образец для подражания в формировании ребенком собственного внутреннего образа.

     "Доброволия" -это опыт создания такой детской организации , на членских билетах которой , могли  бы поставить свою подпись президенты России и Болгарии, Сербии и Македонии, Молдовы и Казахстана, Чехии и Азербайджана,Армении и Киргизии ,Словении, Венгрии ... и др.
Ибо внутренний образ ребенка -добровольца -это образ Человека Чести и Достоинства, руководствующегося в своих действиях добрыми намерениями (доброй волей), заботящегося об умножении Добра в Мире , процветании своей страны и Планеты в целом .


    Идеология "Доброволии" ,  находит свое практическое выражение в Морали человеческого достоинства, сформулированой  в пяти пунктах «Кодекса чести» добровольца.

   Ориентиры, указываемые Кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.

   Первое слово , от которого,  отталкивается ребенок - слово: Иметь .
Это слово , производное от слова - ИМЯ, которое, в понимании каждого человека  нельзя ни  забыть, ни опорочить , и которое и по смерти остается за ним.

    Запоминая ребенок рассуждает , выстраивая слова в смысловую цепочку:

Если человек , что-то имеет,
                то он об этом помнит.
;Если человек что-то имеет, о чем помнит ,
                то он это хранит.
Если человек что-то имеет , о чем помнит и хранит,
                значит он это почитает.
Если человек что-то имеет , о чем он помнит , хранит и почитает ,
                то он это обязательно совершенствует.

    Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет- Доброе Имя , Достоинство, Честь.
Они проявляются в его мыслях, в словах и поступках – всегда.
    И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
- Имей Честь.
2-й пункт:
- Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями и самим собой.
3-й пункт:
- Храни верность слову, делу которому служишь, товарищу и самому себе.
4-й пункт:
- Почитай святыни: свои и чужие.
5-й пункт:
- Совершенствуй себя и окружающий мир.

    Некоторая  пафосная осложненность речевой конструкции Кодекса не только не мешает восприятию детьми этических  смыслов, которым должно следовать в жизни  , но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя его в русло исторической памяти.

   7 принципов  жизни и обязанности  членов Доброволии  детально уточняют позиции Кодекса и   регулируют взаимоотношения детей между собой и окружающим миром.

   Символика «Доброволии», присущими ей художественными средствами, разворачивает в сознании ребенка основные постулаты идеологии служения добру, придавая им эмоциональную окраску.

   Главным символом "Доброволии" является графическое цветное изображение человеческого сердца, увенчанного короной и наполовину заштрихованного синим  и красным цветом. Что означает  равное соотношение индивидуального и коллективного. Синяя половинка означает  : «Я – часть одного большого сердца, исполненного доброй воли».Красная половинка сердца : Мы вместе  – одно большое сердце, исполненное доброты. Наличие короны говорит о том, что самая большая ценность – это  Жизнь и Человек в ней.

    Другой символ- белая роза, символизирующая чистоту помыслов и поступков.

  Знамя добровольческой дружины – красное. Это цвет, означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет мужества и отваги,  в психологии – цвет готовности к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних ресурсов.

  Девиз «Спешите делать добро!» логически подводит ребенка к самостоятельному проявлению доброго волевого усилия.

  Структура организации вытекает из основной идеи длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых ролях ее цели и задачи.
Если представить, что весь мир – это огромное «городище», то маленьких далеко от дома не отпускают. И это – постовые или часовые (1-4-е классы).
Находясь на посту, они заботятся о себе и о своих близких, следят за благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные – это дети младшего и старшего подросткового возраста. Они уже могут подходить к границам «городища». Обходить его дозором.
И наконец, ратники – учащиеся старших классов – определяют стратегию развития «городища», обеспечивают его защиту от проявления зла, которое многолико – от словесного оскорбления до ликвидации последствий стихийного бедствия.

   Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).

   Содержание деятельности определяется пятью программами: «Здравствуй мир!», «Трудодень», «Свободный гуманитарный университет», «Агитпоезд» и «Третье плечо». Программы имеют свой цвет в полном соответствии с рекомендациями прикладной психологии. И участие в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.

    И, наконец, о самом главном. О названии  детской организации -«Доброволия».

    В народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет…»
И немногие знают, что за яркой афористичностью этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение, смысл которого затерялся в столетиях и впервые упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как острая необходимость приведения вещей в соответвие с их названием, как «исправление имен».

   К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный русский философ А.Ф.Лосев, работой «Философия имени». Главная идея этой работы заключается в том, что назвать вещь означает выделить ее из хаотического потока жизни, следовательно, сделать осмысленным ее пребывание в мире.

   Название «Доброволия" не только соединяет в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия «добро» и «воля» и абсолютно отражает суть вещи, которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь в сознании (девизом, символами, структурой), как бы корректирует его в направлении «доброго воления», формируя новый имидж Человека и Гражданина.

   Все вышеизложенное приводит к выводу , что успешно опробированный проект Доброволия  может  стать основой   объединения всех российских детей в единую мощную организацию "зонтичного"типа, способную сплотить Будущее Российское общество на уровне детства.

-   обеспечить формирование  в длительной воспитывающей игре устойчивого мировоззрения на основе светской гуманистической идеологии и

- усвоение детьми в процессе игры  Моральных принципов взаимоотношений в обществе и Кодекс Поведения Гражданина Третьего тысячелетия.

  Сегодня, когда потеря смыслов, разброд и шатания в нравственных представлениях охватили не только отдельных людей по всему Свету,но и затронули целые страны и народы, когда веками цементируемая светская мораль разрушается под ударами агрессивной софистики новоявленных ревизионистов,когда раздирания церквей становятся почвой для умножения ересей восстаний и заблуждений человеческих -пришло время Идеологии Доброй Воли .

  Овладевая умами все большего количества людей она уже стучится в двери государственных институтов и организаций требуя мобилизации всех их наличных ресурсов для ее утверждения в массовом сознании. Ибо заложенный в ней Импульс Человеческого Достоинства и Чести  способен вдохновить миллионы людей к самосовершенствованию во имя Жизни на Земле.


Рецензии
Интересно! Очень интересное видение происходящего. Вижу констатацию педагогической практики. Думаю… В чём разница между констатацией того, что «молодежь, в большинстве своем, морально и физически не готова к глобальным вызовам предъявляемым Человечеству уже в обозримом будущем» и осуждением молодежь за то что она не готова… Констатация – это нормально. Осуждение – это... Но что это было?
Не знаю… Понимаю мысль - сложно влиять на молодежь…
Но вот интересный пример с украинской молодежью. «мы имеем сегодня дело на Украине, где огромная масса молодежи оказалась попросту отравлена новыми псевдосмыслами достойного существования почерпнутыми ею в многочисленных НКО». Значит, на молодежь можно влиять…
Одна из ценностей материала – он заставляет задуматься о многом. Например, о противоречивости человека, но это лишь фрагмент. Интересно!
А это особенно интересно. Деградация личности, а значит и общества, которое влияет на "нового человека". Замкнутый расширяющийся круг!!! Призывы к выходу из деградации не помогут. Нужны действия.
Статья интересна!!! Спасибо!!!

Николай Раздомахин   06.04.2018 19:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.