Доброволия - долгий путь в лабиринте
( Выступление на панельной дискуссии "Евразийский университет
воспитания кадров". Первый съезд Ассамблеи народов Евразии.
27-29 мая 2017г.)
Социальные, экономические ,политические , экологические, и др. угрозы третьего тысячелетия для мирового сообщества в целом, и для России в частности выдвигают на первый план необходимость воспитания подрастающего поколения в духе самоорганизованности, межличностного и международного сотрудничества и миротворчества.
Однако, педагогическая практика сегодня констатирует , что фактически на всем пространстве Евразийского континента молодежь, в большинстве своем, морально и физически не готова к глобальным вызовам предъявляемым Человечеству уже в обозримом будущем.
.
И суть этой неготовности в первую очередь кроется в серьезных деформациях ценностного сознания молодежи , которые явились следствием произошедшего в 90-е годы 20 века переворота в социально-экономическом укладе России , как, впрочем, и во всех странах бывшего социалистического лагеря.
Примитивизация сознания подростков и молодежи на фоне распадающейся семьи , переориентация школ на сугубо образовательные функции, отсутствие в обществе четко обозначенных нравственных установок привела к ожесточению и повышенной агрессивности молодежной среды , росту преступности среди несовершеннолетних, разгулу алкоголизма и наркомании, возросшим тенденциям к суициду, массовой вульгаризации и эгоцентризму.
Пытаясь остановить развитие негативных тенденций в молодежной среде ,обеспокоенное российское общество уже к середине 90-х годов стало обращать свой взор к воспитательному потенциалу детских и молодежных общественных объединений.И сегодня их в стране -огромное количество имеющих юридический статус и еще больше – его не имеющих.И все они вовлечены тем или иным образом в решение молодежных проблем, которых, увы, не становится меньше.
Отсюда вывод: много-еще не значит хорошо!
Поясню свою мысль на незатейливом примере.
Как известно , обильная пища низкого качества вызывает изжогу и несварение желудка. А прием множества разнообразных лекарств , даже высокого качества , вряд ли приведет к излечению болезни , но то , что изменит течение болезни , ее симптомы - то это совершенно верно.
И именно с потреблением таких " смыслосодержащих лекарств высокого качества "мы имеем сегодня дело на Украине , где огромная масса молодежи оказалась попросту отравлена новыми псевдосмыслами достойного существования почерпнутыми ею в многочисленных НКО, появившихся на ее территории за последние 25 лет.
В результате -именно украинская молодежь выступила в качестве главной ударной силы революции ПсевдоДостоинства, ввергнувшей Украину в пучину хаоса и гражданской войны с непредсказуемыми последствиями.
Можно только сожалеть , что с течением времени, общество стало забывать молодчиков из гитлерюгенд и то, что воспитало их , но история напомнила о них трагедией Украины , в которой отравленные псевдосмыслами достойного существования "они же дети" стали живым орудием и щитом в руках политических негодяев.
И Ключевое слово этой украинской драмы с участием молодежи - СМЫСЛ с приставкой ПСЕВДО.
Побуждение начать поиск смысла жизни , сделать осмысленным свое пребывание в этом мире является такой же естественной потребностью человека, как и все иные.
Неудовлетворенность этой потребности , названной известным психиатром 20 века Виктором Франклом "волей к смыслу" неизбежно "приводит человека к "экзистенциальному вакууму," равносильному по его же определению, " переживанию бездны".
И это мощнейшее по силе "переживание бездны", связанное с утратой смысла жизни ломает человека,приводя одних - конформизму,
других - к терроризму,кого-то - в клинику неврозов,а кого-то - в саму бездну...
А Юность - это не только пора первых сесуальных влечений и стремления к самоутверждению, это также пора первых опытов, уже философского(пусть даже на уровне бытийных житейских наблюдений)
осмысления себя, как личности и общества , куда эта личность погружена. Ее самочувствие в этом сосуде и взаимодействие с ним.
Это пора первых ощущений себя-частицей мироздания.
И попытка осознания запредельности идеально прожитой жизни.
И как здесь не вспомнить великого русского исследователя истории 19 века (1820-1909) Е.И. Забелина ,еще задолго до революции 17-го предупреждавшего общество ,что , цитирую:
"Если галерея (вошедших в жизнь молодого человека) исторических (и иных, живущих рядом с ним) портретов состоит из плутов и негодяев,или по меньшей мере лиц ни на что не годных, то на чем же юноша,всегда идеалист , воспитает свои идеалы ? Ведь юность без идеалов не может пребывать!
Не то, так другое, не прямое , так кривое ,-но она неизбежно будет создавать себе путеводные нравственные светочи, неизбежно будет искать нравственную высоту и твердыню , по образцу которой можно было бы установить свой нрав и характер."
Украинские политики эту юную жажду смысла жизни не только поняли, но и мобилизовали. И свет нацистских факельных шествий стал нравственным светочем для сотен тысяч молодых людей.
Далеко от благополучия и положение дел в России, где множество " смыслосодержащих лекарств вроде бы высокого качества " предлагаемых детям в огромных по численности организациях и объединениях оказались не в состоянии уберечь их от магнетизма смыслообещающей виртуальной реальности , увлекательных идей фанатиков разного толка, псевдогероических селфи , или смертельно опасного романтического путешестивия к "голубым китам".
Почему так происходит?
Ответ лежит на поверхности .
Пока общество, уже более 2-х десятилетий ,спорит о том нужна ли ему, смыслоопределяющая его существование идеология и, при этом, противоречит самому себе , неустанно повторяя о присущей ему высокой духовности - сладкоречивые Крысоловы уводят его доверчивых, ищущих смыслов детей, на дно реки жизни.
Потому что, повторяемая обществом , как мантра, его Духовность - как раз и определяется совокупностью идей бытыющих в нем, идей которыми оно дышит, чтобы жить.
Но среди множества идей ,питающих общество, - одна - всегда играет роль доминанты, первой скрипки в оркестре, роль несущей стены здания .Она-то и становится идеологией.
В религиозных государствах -это идея Бога.
В светских -любая другая , овладевшая умами людей : национальной независимости,самодержавия ,социализма или фашизма....
И поводом к работе над проектом "Доброволия", начатой еще в далеком 1993 году, как раз и послужила , уже тогда, остро ощущаемая тревога за судьбу государства, в котором идейно расколотое постсоветское общество, непременно , будет транслировать через разрозненное детство и юность в будущее свою собственную разобщенность.
Понимание, что это представляет в будущем опасность единству и целостности страны- требовало незамедлительной работы над созданием некоего базового универсального проекта воспитания молодежи в новых исторических условиях-
Проекта, наднационального,надклассового,надрелигиозного,способного послужить объединению, сплочению будущего общества на уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни.
Мятущемуся между Сциллой капитализа и Харибдой социализма обществу , в котором линия противостояния проходила не только в широком социуме,но и в семьях- необходим был,как воздух примиряющий Проект в котором индивидуальное "Я-личность" и соборное "Мы-коллектив" не входили бы в противоречие, а были способны в равной степени служить друг другу.
Это было важно , потому что , это гражданское противостояние: всех против всех, отражалось в сознании детей смутным ощущением разлада в понимании двойственной правоты и двойственности поведения взрослых. А собственная беспомощность в выборе между тем, что хорошо и ,что плохо, рождало в них неуверенность и страх подталкивающий к поиску своей стаи....
Вот тогда , когда все явственнее стали проявлять себя эти объединительные тенденции, идущие снизу, от детей и молодежи и пришло понимание , что этому стихийному движению нужно придать организованный характер, вооружить теорией и методикой.
Таким образом, проект «Доброволия», разработанный в 1993 году оказался востребованным.И он был успешно опробирован в г. Урае ,Тюменской области.
Однако , этот Проект , являвшийся по сути мировоззренческим контрагентом детскому Проекту "Новая цивилизация", курируемому НКО "Открытая Россия" М. Ходорковского ,встретил на пути своего продвижения чудовищное по силе и организованности сопротивление очень многих заинтересованных лиц, обладавших властными полномочиями.
И потому, несмотря на усилия, Проект по сей день еще не обрел масштабности.
Но сама идея Проекта , вброшенная автором в общественное сознание , публикациями и многочисленными выступлениями на разных педагогических площадках от Урая до Ханты-Мансийска ,Челябинска и Москвы , Ярославля и Кишинева , получившая вдохновенную поддержку не только детей, ставших членами одноименной организации и их родителей, но и ученых и специалистов Ассоциации исследователей детского движения, ДИМСИ ,СПО-ФДО -эта идея стала резонировать с глубинными пластами Русского Духа.
Она нашла отклик в сердцах тысяч молодых людей разных национальностей заряженных русской ментальностью и сегодня проявляется безвозмездным служением и посильной помощью всем, кто в этом нуждается.
Общеизвестно что человечество прогрессирует в своем движении вперед ,опираясь на позитивный опыт достижений науки и практики прошлых поколений. Перефразировав Исаака Ньютона можно сказать. что мы видим дальше , когда стоим на плечах гигантов.
В этом смысле" Доброволия " представляет собой дальнейшее творческое развитие метода массового самовоспитания подростков применительно к новым политическим реалиям современности .
Базируясь на лучших достижениях Скаутинга и Пионерии, реализовавших этот метод на практике "Доброволия" аккомулирует в себе, в качестве идейной, смыслополагающей опоры воспитания обобщенные выводы о путях развития Человека и Человечества на единой Земле выдающихся философов , психологов и педагогов Прошлого и современности.
Приведу мысли и выводы величайших мыслителей Прошлого , которые легли в основание Проекта для детского движения новейшей истории
И начну с глубокого убеждения лауреата Нобелевской премии философа и врача Альберта Швейцера в том , что
"Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования."
Разве можно не согласиться или оспорить это утверждение великого гуманиста , когда
на наших глазах , в 90-е годы 20 века произошла грандиозная ревизия существующих мировоззренческих ориентиров , как в странах СССР, так и всего бывшего социалистического лагеря.
И многомиллионные массы людей , как будто внезапно ослепших , подобно персонажам картины Питера Брейгеля Старшего "Слепые" покорно двинулись по направлению к пропасти , ведомые такими же слепыми поводырями.
И ...... повели за собой детей.
И Проект "Доброволия" уже в те далекие годы поставил перед собой задачу остановить это движение , предложив людям универсальный мировоззренческий ориентир , который бы устроил всех: красных и белых , верующих и атеистов , богатых и бедных .
Но, чтобы стать созидательным , культуротворческим мировоззрением этот ориентир должен был отвечать нескольким обязательным требованиям.
И в первую очередь : он должен был быть МЫСЛЯЩИМ.
А еще:
- оптимистическим,
- этичным,
- культуротворческим,
- доблестным
Мировоззрение должно быть мыслящим.
Потому что только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается, как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...
Но, чтобы идеи Мира и созидания и зиждущиеся на них убеждения могли найти в этом мыслящем мировоззрении свое обоснование , оно должно быть-
оптимистическим и этичным.
Оптимистично то мировоззрение, которое ставит бытие выше небытия и, тем самым, утверждает мир и жизнь, как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. А это, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности.
Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...
"Не о поведении и его результате трактует этика,а только о волении, самое же воление всегда совершается только в индивидууме." Это уже Артур Шопенгауэр.
И идеологической основой" Доброволии" стало мировоззрение вовлеченности каждого ,по его "доброму волению" в процесс общечеловеческого служении Добру,непоколебимую основу ,которого составляют, не поддающиеся ревизии понятия Достоинства и Чести Человека.
Честь , как известно -понятие морального сознания и категория этики,которые воспитуемы.
Подтверждением верности этого мировоззренческого ориентира служат труды величайшего этика человечества Имануила Канта, одним предложением ответившим всем тем , кто и поныне трактует понятие Добро , в зависимости от личного благоприобретения.
" В мире лишь одна добрая воля может считаться добром без каких -либо ограничений." (И.Кант)
А сознательное служение Добру, понимаемое человеком как Достоинство и Честь в этом противоречивом Мире требует от человека известной степени Доблестности в исполнении Долга ,так как эти понятия связаны неразрывно.
Долг - есть гипостазированная Честь - утверждал великий французский мыслитель Фагэ.
Критики идеологии Коммунизма, справедливо видели в ней опасность нивелирования личности. Философия же морали Человеческого Достоинства эту опасность устраняет т.к. акцентирует внимание на самоценности каждой личности. Благодаря ей возникает гармония между личностью и обществом, а не разновесие.
В данном варианте их соотношения никто никому не служит, но рождается великое служение друг другу. В результате выигрывает Человечество.
Именно,философская концепция воспитания, выраженная в Морали Человеческого Достоинства и Чести , не допускает нивелировки личности в отличие не только от коммунистической идеологии, но противостоит и идеологии буржуазной, которая, как показывает реальность, тоже приводит личность к утрате индивидуальности, превращая ее в итоге в массового человека, человека толпы.
На принцип Чести ,как руководящий принцип благополучного существования государства, еще в 18 веке обращал внимание общества Великий деятель Французского Просвещения барон де Монтескье.
В своем сочинении "О Духе законов", мудрый Монтескье уже тогда писал:
" Честь приводит в движение все части политического организма и самим действием своим, она связывает их, и, каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела стремится к общему благу".
Философская концепция вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру реализуется на практике в длительной воспитывающей игре в страну «Доброволию».
В обычном представлении игра противопоставляется жизни и труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей, праздничную , но не праздную.
Организационной формой этой игры становится общественная детская организация. Таковыми были по форме Скаутинг и Пионерия.
Таковой является и общественная организация детей и молодежи "Доброволия"объединяющая детей в возрасте от 7 до 18 лет, в основу деятельности которой положен метод эмоциональной педагогики - длительная воспитывающая игра.
И суть ее в том , что она способна сегодня:
- консолидировать разрозненные детские и молодежные сообщества, не ущемляя их самобытности
на основе общей идеи,
- обеспечить преемственность этой идеи между поколениями
- предложить конкретные организационные формы самоуправления,
- программы деятельности,
- символику и атрибутику.
А поскольку в ее создании нашли свое практическое выражение не только просветительские идеи великих гуманистов Евразии и России от Конфуция и Монтескье до Швейцера и Хвостова и руководства по работе с детьми и молодежью Роберта Пауэля, Жукова и Крупской, а также работы наших современников, известных ученых-педагогов Б.В.Вульфова, А.В.Волохова, Л.В.Алиевой, С.В.Тетерского,Н.Е.Щурковой, И.И. Фришман и др.
-то ,на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры, ни жуковцы… не найдут в проекте принципиальных расхождений со своими ценностными ориентирами, но их участие в проекте будет логически оправданным и может стать катализатором создания мощного общественного движения детей и молодежи, способного взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения.
И здесь, позвольте мне сделать небольшое отступление, связанное с вопросом часто задаваемым мне по этому поводу .
Вопрос этот : Чем отличается "Доброволия " от "Пионерии"?Пионерия доказала свою жизнеспособность, ее все помнят и не проще ли всем объединться под ее знаменами?
Отвечаю.
Я сама родом из Пионерии. Свой трудовой путь начала школьной пионервожатой.И мое сердце навсегда отдано ей.Но надо понимать , что только в одной Москве сегодня найдется немало противников этой затеи.
Но это совсем не значит , что те, кто сумел собрать под знаменами Пионерской организации нынешних мальчишек и девченок поступил не сообразно времени. Нет! Просто раскол в обществе оказался настолько глубок и дискредитация Советского Прошлого была настолько мощной и организованной, что еще и сегодня , почти 30 лет спустя значительная часть общества морально не готова воспринять Пионерию и доверить ей своих детей. И такова ситуация не только в России, но и ближнем и дальнем зарубежье тесно связанном в Прошлом с Советской идеей и испытывающее сегодня схожие проблемы с воспитанием своей молодежи.
Но и это еще не все.
Пионерия представляла собой организационную форму , в которую был облачен метод воспитания юных коммунистов. Вдохновляющей идеей пионерской организации была идея - "находиться в авангарде советских детей". Напомню , что авангард -это часть войска идущая впереди (внимание!)ОСНОВНОЙ СИЛЫ.
Это- первые! Пионер-значит Первый!
Сегодня мы не строим Коммунизм! И нет советского государства. Впереди какой ОСНОВНОЙ силы выступает сегодняшняя Пионерия?
Вопрос этот остается открытым.
Но! Если Пионерия готова сегодня стать частью широкого добровольческого движения, разделяя его идеи с которыми ее ценностные ориентиры не расходятся- ее претензии на положение авангарда добровольцев логически будут оправданы.
Теперь о "Доброволии". Это организационная форма воспитания Человека , Ответственного за свою судьбу,своих близких, своего государства и Планеты в целом.
Отсюда главной идеей является идея вовлеченности каждого в процесс приумножения Добра , обеспечивающего благополучие Дома, Страны, планеты в целом.
И привлекательность этой идеи для юношества состоит в том . что она дает каждому возможность , реализуя социально-полезные инстинкты и навыки ощутить социальную благодарность.
Другими словами Пионерская организация в прошлом обслуживала коммунизтическую идеологию . Тем прославилась и тем запомнилась.
"Доброволия" - служит идеологии сохранения Планеты и Человека на ней.
Сама эмблема "Доброволии" уже красноречиво свидетельствует о содержании ее идеологии и социальной миссии движения:
Только в объединении всех людей добрых помыслов и намерений, доброй воли -залог сохранения Планеты и Человека на ней.
Отсутствием кавычек на ленте, обнимающей земной шар , подчеркивается эта мысль.
Это не мировая экспансия одной организации , а экспансия спасительной идеи.
"Доброволия" - это опыт создания игры (по системе скаутинг)в новых исторических условиях, игры , способной при умелой организации , вызвать широкое детское движение , овладев которым политически и педагогически, можно существенным образом переломить негативные тенденции в молодежной среде и подготовить молодежь к вызовам 3-го тысячелетия.
"Доброволия" -не догмат ,это первоснова , которую возможно сделать еще более яркой и притягательной, насытить пафосом высоких целей, социально-альтруистическими устремлениями , элементами политической культуры, навыками планетарного мышления, трудовыми процессами.
20-век дал Миру два величайших открытия в сфере воспитания детей.
Это открытие внутреннего образа - в психологии и метод массового самовоспитания подростков в длительной воспитывающей игре- в педагогике.
Оба эти открытия были успешно реализованы в движении скаутов и пионерском движении.
Поведение, личность и достижения, согласно открытию в психологии, закономерно связаны с внутренним образом, созданным самой личностью, т.е. вырастая, дети воплощают внутренние образы самих себя.
Иными словами мы становимся такими, какими себя мыслим и видим внутренним взором.
Дети-скауты мыслили и видели себя разведчиками, следопытами,"рыцарями без страха и упрека".
Дети-пионеры мыслили и видели себя первооткрывателями, первопроходчиками, "Всадниками, скачущими впереди",авангардом строителей коммунизма.
А кем мыслят и видят себя , современные члены великого множества детских организаций "БЛИК","ШАГ","КРУГ", "МОЛОКО" и др., формально закольцованных в Движение Школьников? Ответа нет.
К сожалению, постсоветской педагогической практикой России , непростительно долго игнорируются открытия и практический опыт 20 века. Ведь, Проект единого детского движения с учетом этих открытий, должен был быть представлен обществу еще вчера , но , увы,даже сегодня он все еще значится в планах... на завтра, когда вырастет первое поколение движения школьников !
Не потому ли это происходит , что такой Проект предполагает системный подход к воспитанию вместо привычных разовых мероприятий разной направленности ,массовую работу с молодежью , вместо знакомой работы с активной ее частью, формирование мировоззренческих убеждений и становление гражданственности, вместо квасного патриотизма, планетарного мышления, вместо местечкового интереса, дает представление об иерахиии и вырабатывает в каждом члене организации навыки руководства и подчинения , которым ребенок не может научиться умозрительно ,не ощутив на себе полноту ответственности? Все это, безусловно, требует больших усилий от руководителей на местах ,и, на мой взгляд, и тормозит объединение.
Чтобы предупредить сразу возражения о более благовидных причинах неторопливости педагогической практики сегодня ,приведу в пример кусочек из сочинения 15 -летнего добровольца:
"...14-16 летние сегодня не чувствуют себя "частью какого-то одного большого Целого". Все являются "кусочками кусочков", которые "сами по себе".А разве плохо быть частицей одногопестрого одеяла ,сшитого крепко из разноцветных лоскутков,надежно укрывающего нашу озябшую Родину?
Почему-то взрослымисчитается , что объединение всех многочисленных детских сообществ в одну организацию или одно движение уничтожит их самобытность. Я думаю это лукавство.
Посмотрите на человеческий организм ! В нем -печень и почки , сердце и мозг и все другие органы являются весьма самобытными , с им только свойственными функциями . Но они принадлежат одному организму!
Разрозненность детских организаций сегодня -это бомба замедленного действия.
Сегодня очень важно научить всех ребят , уже с детства жить в одной стране ,(и шире - на одной земле) , как в одной семье.
В семье ,где у всех разные имена , разные характеры и привычки , разные увлечения , разные права и разные обязанности . Но это одна семья , которая носит одну фамилию и руководствуется одними для всех правилами и принципами жизни , объединена общей целью мира и благополучия для всех ее членов.
То, что ныне сделан первый шаг к объединению детей в Движение школьников - это хорошо.
Но это как место встречи на школьном дворе.
Собрались такие разные , а что дальше?
А дальше, следующим шагом, должно стать создание в постсоветской России Единой общественной организации детей и молодежи на основе достижений общественных наук и практики Скаутинга и Пионерии.
А еще далее - привести к эмоциональному сближению с детьми ближнего и дальнего зарубежья .
И это необходимо сегодня рассматривать , как особую педагогическую задачу, подключив к ее решению все существующие ресурсы.
Во всех странах Мира скаутское движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся деятелей,вошедших в Центральные Комитеты патронажа. В США на первых билетах скаутов значились подписи 3-х президентов, Рузвельта,Тавта,Вильсона, входящих в Высший Комитет Организации.
И сам этот факт, красноречиво подчеркивал связь между юным гражданином и его демократической Родиной.
Пионерия, находящаяся под патронатом КПСС, не только адаптировала к задачам страны Советов опыт скаутинга,но и расширила его, присваивая своим организациям , дружинам и отрядам имена выдающихся личностей, как образец для подражания в формировании ребенком собственного внутреннего образа.
"Доброволия" -это опыт создания такой детской организации , на членских билетах которой , могли бы поставить свою подпись президенты России и Болгарии, Сербии и Македонии, Молдовы и Казахстана, Чехии и Азербайджана,Армении и Киргизии ,Словении, Венгрии ... и др.
Ибо внутренний образ ребенка -добровольца -это образ Человека Чести и Достоинства, руководствующегося в своих действиях добрыми намерениями (доброй волей), заботящегося об умножении Добра в Мире , процветании своей страны и Планеты в целом .
Идеология "Доброволии" , находит свое практическое выражение в Морали человеческого достоинства, сформулированой в пяти пунктах «Кодекса чести» добровольца.
Ориентиры, указываемые Кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.
Первое слово , от которого, отталкивается ребенок - слово: Иметь .
Это слово , производное от слова - ИМЯ, которое, в понимании каждого человека нельзя ни забыть, ни опорочить , и которое и по смерти остается за ним.
Запоминая ребенок рассуждает , выстраивая слова в смысловую цепочку:
Если человек , что-то имеет,
то он об этом помнит.
;Если человек что-то имеет, о чем помнит ,
то он это хранит.
Если человек что-то имеет , о чем помнит и хранит,
значит он это почитает.
Если человек что-то имеет , о чем он помнит , хранит и почитает ,
то он это обязательно совершенствует.
Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет- Доброе Имя , Достоинство, Честь.
Они проявляются в его мыслях, в словах и поступках – всегда.
И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
- Имей Честь.
2-й пункт:
- Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями и самим собой.
3-й пункт:
- Храни верность слову, делу которому служишь, товарищу и самому себе.
4-й пункт:
- Почитай святыни: свои и чужие.
5-й пункт:
- Совершенствуй себя и окружающий мир.
Некоторая пафосная осложненность речевой конструкции Кодекса не только не мешает восприятию детьми этических смыслов, которым должно следовать в жизни , но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя его в русло исторической памяти.
7 принципов жизни и обязанности членов Доброволии детально уточняют позиции Кодекса и регулируют взаимоотношения детей между собой и окружающим миром.
Символика «Доброволии», присущими ей художественными средствами, разворачивает в сознании ребенка основные постулаты идеологии служения добру, придавая им эмоциональную окраску.
Главным символом "Доброволии" является графическое цветное изображение человеческого сердца, увенчанного короной и наполовину заштрихованного синим и красным цветом. Что означает равное соотношение индивидуального и коллективного. Синяя половинка означает : «Я – часть одного большого сердца, исполненного доброй воли».Красная половинка сердца : Мы вместе – одно большое сердце, исполненное доброты. Наличие короны говорит о том, что самая большая ценность – это Жизнь и Человек в ней.
Другой символ- белая роза, символизирующая чистоту помыслов и поступков.
Знамя добровольческой дружины – красное. Это цвет, означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет мужества и отваги, в психологии – цвет готовности к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних ресурсов.
Девиз «Спешите делать добро!» логически подводит ребенка к самостоятельному проявлению доброго волевого усилия.
Структура организации вытекает из основной идеи длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых ролях ее цели и задачи.
Если представить, что весь мир – это огромное «городище», то маленьких далеко от дома не отпускают. И это – постовые или часовые (1-4-е классы).
Находясь на посту, они заботятся о себе и о своих близких, следят за благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные – это дети младшего и старшего подросткового возраста. Они уже могут подходить к границам «городища». Обходить его дозором.
И наконец, ратники – учащиеся старших классов – определяют стратегию развития «городища», обеспечивают его защиту от проявления зла, которое многолико – от словесного оскорбления до ликвидации последствий стихийного бедствия.
Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).
Содержание деятельности определяется пятью программами: «Здравствуй мир!», «Трудодень», «Свободный гуманитарный университет», «Агитпоезд» и «Третье плечо». Программы имеют свой цвет в полном соответствии с рекомендациями прикладной психологии. И участие в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.
И, наконец, о самом главном. О названии детской организации -«Доброволия».
В народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет…»
И немногие знают, что за яркой афористичностью этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение, смысл которого затерялся в столетиях и впервые упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как острая необходимость приведения вещей в соответвие с их названием, как «исправление имен».
К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный русский философ А.Ф.Лосев, работой «Философия имени». Главная идея этой работы заключается в том, что назвать вещь означает выделить ее из хаотического потока жизни, следовательно, сделать осмысленным ее пребывание в мире.
Название «Доброволия" не только соединяет в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия «добро» и «воля» и абсолютно отражает суть вещи, которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь в сознании (девизом, символами, структурой), как бы корректирует его в направлении «доброго воления», формируя новый имидж Человека и Гражданина.
Все вышеизложенное приводит к выводу , что успешно опробированный проект Доброволия может стать основой объединения всех российских детей в единую мощную организацию "зонтичного"типа, способную сплотить Будущее Российское общество на уровне детства.
- обеспечить формирование в длительной воспитывающей игре устойчивого мировоззрения на основе светской гуманистической идеологии и
- усвоение детьми в процессе игры Моральных принципов взаимоотношений в обществе и Кодекс Поведения Гражданина Третьего тысячелетия.
Сегодня, когда потеря смыслов, разброд и шатания в нравственных представлениях охватили не только отдельных людей по всему Свету,но и затронули целые страны и народы, когда веками цементируемая светская мораль разрушается под ударами агрессивной софистики новоявленных ревизионистов,когда раздирания церквей становятся почвой для умножения ересей восстаний и заблуждений человеческих -пришло время Идеологии Доброй Воли .
Овладевая умами все большего количества людей она уже стучится в двери государственных институтов и организаций требуя мобилизации всех их наличных ресурсов для ее утверждения в массовом сознании. Ибо заложенный в ней Импульс Человеческого Достоинства и Чести способен вдохновить миллионы людей к самосовершенствованию во имя Жизни на Земле.
Свидетельство о публикации №217052200736
Не знаю… Понимаю мысль - сложно влиять на молодежь…
Но вот интересный пример с украинской молодежью. «мы имеем сегодня дело на Украине, где огромная масса молодежи оказалась попросту отравлена новыми псевдосмыслами достойного существования почерпнутыми ею в многочисленных НКО». Значит, на молодежь можно влиять…
Одна из ценностей материала – он заставляет задуматься о многом. Например, о противоречивости человека, но это лишь фрагмент. Интересно!
А это особенно интересно. Деградация личности, а значит и общества, которое влияет на "нового человека". Замкнутый расширяющийся круг!!! Призывы к выходу из деградации не помогут. Нужны действия.
Статья интересна!!! Спасибо!!!
Николай Раздомахин 06.04.2018 19:21 Заявить о нарушении