О сериале Сергея Урсуляка Тихий Дон

Осенью 2015 года я написал две рецензии на сериал Урсуляка: одну до просмотра фильма, а вторую – после.  Надеюсь, что они будут интересны.


                ***

Через несколько часов премьера новой экранизации романа «Тихий Дон». Наверно, больше всех ждем этой постановки мы, жители Дона. Для нас это не просто история о любви жалмерки Аксиньи и молодого казака Гришки, а великая книга нашего донского народа. Места, описанные в романе – наши, родные места. Персонажи романа – наши родные, зачастую в самом прямом смысле родные, люди. И соседи. И родные соседей…
У каждого из нас свой «Тихий Дон». Для меня, например, - это и один из расстрелянных членов экспедиции Подтелкова, родственник одной из моих бабушек, красногвардеец Георгий Карпушин. И сосед, живший с моим дедом через забор, основатель легендарной 1-й Конной армии Ефим Щаденко (один из знаменитой тройки: Буденный, Ворошилов, Щаденко). И заместитель атамана Области Войска Донского, «Баян» Дона, один из лучших ораторов России, Митрофан Богаевский (ему мой дед перед революцией шил костюм). Всё это реально жившие люди, хотя и эпизодически, но появляющиеся в великом романе.
Все мы ждем новой премьеры. Ждем с надеждой и тревогой. С надеждой увидеть новые правдивые страницы огромной эпопеи. С тревогой, что будет искалечена, переврана эта правда, как это произошло с фильмом великого режиссера, автора «Войны и мира» и «Судьбы человека».
И основания для этой тревоги есть.
И дело вовсе не в том: похож или не похож будет на казака Гришка, и даже не в том, с пустыми или набранными ведрами будет идти с реки Аксинья. Хотя пустые ведра – это, конечно, настоящий позор в фильме Бондарчука. Честно признаться, любовная история Гришки с Аксиньей мне как зрителю изрядно надоела. О ней я знаю и из фильма Герасимова, и из фильма Бондарчука. Хотелось бы видеть экранизацию и других страниц романа. Тревожно все же за другое…
В одном из своих интервью Сергей Урсуляк сказал: «Мне не интересна борьба красных с белыми, не интересна правота Николая II или генерала Каледина… Я пожертвовал всем, что напрямую не касается хутора Татарского и трех основных семей – Мелеховых, Астаховых и Коршуновых… Мы сосредоточились в основном на том, что касается Григория Мелехова и вокруг него... Я убрал линию Штокмана. Я убрал все, что касается масштаба революции... Мне интересно, как в 1912 году жило некое сообщество людей, которое было по-человечески счастливо или несчастливо, а через десять лет там ничего не осталось, потому что пришли другие люди, решившие улучшить его жизнь, ломая ее через колено…».
Ой ли, уважаемый Сергей Владимирович? Ведь Штокман с Бунчуком и Мишкой Кошевым не с Марса прилетели. И Гришка Мелехов не просто так вместе с Подтелковым и Кривошлыковым зимой 1917-1918 гг. в Каменской околачивался. Знаете ли Вы, уважаемый Сергей Владимирович, что после революции ни один казачий полк не поддержал атамана Каледина? А Усть-Медведицкий и Хоперский Донские округа всю гражданскую войну в большой массе шли за красным командиром Мироновым? И вешенцы в начале 1919 года не просто так фронт бросили? Была бы в 1912 году жизнь хороша – помня ее, за нее казаки глотки бы грызли. А этого не произошло.
Очень боюсь, что в новом фильме будет показана красочная лубочная жизнь казаков в 1912 году, решающих свои личные проблемы и ничего более. А потом придут невесть откуда взявшиеся большевики – и всё поломают. Но не так ведь это было на самом деле!
Можете меня спросить: «А ты откуда знаешь, как оно было на самом деле?»
Знаю. Из долгих рассказов моих родственников, воевавших и за белых и за красных, прошедших и белый и красный террор, знаю. Из сотен перечитанных различных исторических документов знаю. И потому боюсь, что будет лубок, а не правда.
И все же очень хочется, чтобы у Урсуляка фильм получился. И чтобы не бегала с пустыми ведрами актриса Чернышова. Чтобы зритель полюбил и понял нового Григория Мелехова. Чтобы не были выброшены, как в фильме Бондарчука, события 1918 года. Чтобы вспомнила имя свое наша донская молодежь.
И чтобы также, как запавшие в памяти строки из знаменитой «Ликвидации»: «Была ли эта история на самом деле? Это знают лишь каштаны на французском бульваре, Чёрное море и город Одесса...», остались в памяти зрителя навечно кадры и строки из великой донской эпопеи.

                ***

Вот и прошла на экранах нашей страны новая, теперь уже десятичасовая эпопея о нашем донском Гамлете.
Но прежде всего о ляпе, который мне помешал серьезно досмотреть концовку фильма.
Начало тринадцатой серии. Идут кадры: 1920 год. На санях едет Пантелей Прокофьевич.
Сразу соображаю: «Январь. Вешенская уже минимум три недели как занята красными. Казаки, в том числе и старый Мелехов, на юге Донской области должны ехать в отступ. Но почему Пантелей один?»
И тут идет какой-то дед: «Пантелей Прокофьевич, корову мою не видал? На лбу лысина, а левый рог сбитой».
Нет, это явно пока еще хутор Татарский. И тут слышу ответ старого Мелехова:
– Эка корову. Тут вот какие дела. Гришка наш у красных… Воронеж забирал. Сызнова дивизией командуеть. Таких вояк поискать.
Опять непонятно: то ли Гришка перешел на сторону красных, но по роману он перейдет к ним только в марте 1920 в Новороссийске, то ли Гришка у красных Воронеж забирал. Но общеизвестно, что Воронеж был отдан красным еще в октябре 1919 –го, о чем тогда же сообщил Григорий своей семье. А теперь, в начале 1920 г. надо не сыном гордиться, а пятки салом мазать. Но и это уже поздно, так как красные уже в Вёшках.
И тут, едущий в санях Пантелей Прокофьевич умирает, что абсолютно противоречит тексту романа.
Теперь ожидаю увидеть красного командира Григория Мелехова, но тот появляется в белогвардейской форме с погонами сотника и в сопровождении ординарца.
Тупо моргаю, глядя на экран. Что это, альтернативно-фантастическое продолжение «Что было бы, если б казаки отстояли Дон»? Или двоечник Виктор Перестукин из Страны Невыученных Уроков вырос и стал режиссером?
Честно признаюсь, меня накрывает смех, и несмотря на весь трагизм происходящего далее, смотреть серьезно фильм уже невозможно.

Понимаю, что большинству зрителей по фигу, когда и кем был занят Воронеж. Перехожу к оценке сериала.

На следующий день после просмотра сериала услышал мнение о фильме где-то полутора десятка своих земляков. Среди них и молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, и люди более старшего возраста от 35 до 65.
«Если бы не видели раньше герасимовскую версию, то можно бы было поставить оценку «хорошо», «Посмотрела первые три серии, а дальше не захотела», «Не впечатлился», «Очень жестокий фильм», «Помню на нашем хуторе дедов, носивших казачью форму, настоящие, крытые соломой курени, а здесь – бутафория», - вот таким было мнение более старшего поколения.
«Мама, ты что смотреть меня заставила? Мне что, делать больше нечего?», - мнение юной студентки после просмотра первых трех серий.
«Декорации не те, звуки не те, что были на съемках. Форма сидит безобразно. На компьютере много подрисовано. Крови и жестокости много», - отзывы присутствовавших на съемках наших «трудных» подростков.
«Перепишите мне серии герасимовского фильма. Так захотелось сейчас посмотреть», - просьба руководителя школьного детского казачьего хора после показа шести серий. «Посмотрела вчера впервые по интернету версию 1930 года. Оказывается, так здорово», - её же слова.
Вот так отозвались о фильме мои земляки-станичники, многие из которых родились и провели детство на хуторах.

Теперь выскажу собственное мнение. Начну с хорошего.
Приятно поразило, что наконец зритель услышал вёшенскую речь, диалект, являющийся на Дону предметом подколок и подтруниваний. Особенно преуспел в освоении этой речи исполнитель главной роли Петр Ткачук. Иногда мне казалось, что слушаю самого настоящего вёшенца. Остальные освоили этот диалект кто лучше, кто хуже. У Маковецкого это вообще не получилось. Но, в целом, «Тихий Дон» заговорил, хотя и несколько карикатурно, на языке земляков Шолохова.
Красиво снята верхне-донская природа. Многократно слышал от своих земляков: «Ездил раньше отдыхать то в Крым, то в Сочи. Но никогда не думал, что так хорошо в Вёшках: и природа замечательная и обслуживание отличное». Не берусь судить как сейчас, но еще лет десять назад отдых в Вёшках хвалили все.
Были и отдельные неплохо снятые эпизоды. Мне, например, понравилось переписывание едущими на фронт казаками молитвы старого казака.
А в остальном… Очень трудно оценить экранизацию произведения, страницы которого знаешь чуть ли не наизусть. Когда заранее знаешь, что скажет Григорий и что ему ответит Аксинья. Или куда пойдет Пантелей Прокофьевич. Тем более новизной С. Урсуляк и не побаловал. Что отобрали для себя из романа Герасимов с Бондарчуком, то взял и Сергей Владимирович. Причем, нужно отметить, Бондарчук был всё же оригинальнее.
Игра актеров? «Такое впечатление, что смотришь хорошо знакомый, не очень удачно поставленный спектакль», - мнение моей коллеги. Я бы тоже не выделил из актеров никого. Да и как можно было им проникнуться казачьим духом, не живя в казачьих семьях, постоянно курсируя между Вёшками и Москвой. Живший в нашей семье во время съемок 1930 года исполнитель роли Пантелея Прокофьевича Н.А. Подгорный «не слезал» с моего деда, требуя, чтобы тот рассказывал обо всех мелочах казачьего быта. А ведь тогда прошло всего 15 лет после событий, показанных в фильме. Уже в 1958 году родная сестра моей бабушки психанула, не пожелав учить «бестолковую» исполнительницу роли Аксиньи носить злосчастное коромысло. И великую труженицу Быстрицкую стала учить терпеливая и спокойная баба Уля, встававшая вместе с ней рано-рано утром, чтобы «люди не засмеяли».
Конечно, прошли те времена. И нет в живых тех хуторян.

Теперь, что касается музыки. Ну не нужен здесь оркестр С. Скрипки! Не те мелодии играли в душе наших бабушек и дедушек. Есть мнение, что мол – это связь со зрителем нашего времени. Не знаю, кто там чего связывает, но, по мне, лучше сделал бы композитор Красавин обработку мелодий старых казачьих песен. Хотя я не композитор, не мне судить.

А теперь о главном. О том, чего я ожидал и боялся. История кровопролитной войны на Тихом Дону всё же искажена. О ляпе со взятием Воронежа и датой занятия красными Вёшенской я уже сказал. Но есть еще один способ вранья – умолчание. Нет, вовсе не притянут Шолоховым в роман, как утверждает С. Урсуляк, Штокман. Революционеры на Дону были и свою партийную работу, уж не знаю на чьи деньги, вели. Так вся станица Каменская знала, что портной Ефим Щаденко, организовавший профсоюз «Игла», социалист и фальшивомонетчик. Участвовали в марксистском революционном движении и писатель Попов (Серафимович), и будущий легендарный красный командир Филипп Миронов. Был одним из организаторов и видных идеологов Партии народных социалистов, в будущем секретарь Войскового круга Области Войска Донского, выдающийся писатель Федор Крюков. И даже внук Шолохова, главный консультант фильма, после просмотра сериала Урсуляка сказал, что без Штокмана непонятен приход к красным того же Мишки Кошевого и других хуторян.
И так хотелось, чтобы хоть немного побольше было рассказано о мельком попавших в эпизоды фильма, реально живших людях.
Вот пьяный Григорий Мелехов выгоняет из тюрьмы посаженных руководителем вешенского восстания Кудиновым людей. Тут же появляется и сам Кудинов, лебезящий перед пьяным Гришкой: «Чего расходился, мол, Григорий Пантелевич?». Таким остается после фильма Урсуляка в памяти зрителя глава верхне-донского восстания, «умница и краснобай», как назвал его сам М.А. Шолохов, донской Кутузов великой эпопеи Павел Назарьевич Кудинов. Как же искажена память о человеке, прошедшем и застенки ГУЛАГа, и муки тоски на чужбине, уже в конце 60-х годов в далекой Болгарии, бросившемся под поезд, уходящий в Россию.
А вот в фильме мельком появляется красный атаман, прозванный «донским Наполеоном», Николай Голубов: «Скажи Подтелкову, что Чернецова я беру на поруки!». Ведь до сих пор ведутся споры: чего хотел, кто на самом деле был этот человек?
А зарубленный Подтелковым «есаул донских степей» Чернецов? Знаете ли Вы, что в рассказе об отряде Чернецова сказана явная неправда? Правдив роман «Тихий Дон». Но здесь произошла, может быть вынужденная, подмена. Не было в отряде старых, как это показано и у Герасимова, и у Урсуляка, и в самом романе Шолохова, офицеров. А были 15-17-летние дети: гимназисты, реалисты, студенты, даже семинаристы, в лучшем случае юнкера и кадеты. И теперь было бы понятно, почему Мелехов бросился на ожидающего своей казни Подтелкова.
«Помнишь, как детей стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается!» - вот так должны были звучать слова Григория Мелехова и в фильмах, и в самом романе.

Ну что же, может придет еще режиссер, который расскажет и об этих страницах «Тихого Дона».

И всё же, ругая Урсуляка, хотелось закончить на другой ноте.
Вчера беседовал с подростками, присутствовавшими на съемках сериала.
Ребята, конечно, не ангелы, с инспектором детской комнаты милиции знакомы не понаслышке. Но вот что они сказали:
–Очень много во время съемок и в самом фильме было избиений, убийств, крови. Смотреть теперь фильмы о войне, честно говоря, не хотим.


Рецензии
Лично я не стал смотреть новый фильм после 2 серии, ну не интересен он мне стал по очень многим причинам. По моему мнению, Штокман не был причиной прихода Кошевого к большевикам. Штокман это частность. Куда более веской причиной была бессмысленная бойня 1 Мировой. Многие не хотят понять простую истину, что если бы в России и на Дону не полыхнуло в 17 году, то рвануло бы в 1937г. К 17 году казачий пай сократился до 7 - 8 десятин, согласно статистике "Памятным книжкам ОВД". И если бы прирост населения сохранялся прежними темпами, к началу 40 годов, казачий пай сократился бы до 3 - 4, десятин, а у донских крестьян имелось бы, страшно подумать, ах 1 - 2 десятины, как и практически по всей России. Ни на 2, ни на 4 десятинах вести зерновое хозяйство в принципе нельзя. И рвануло бы похлеще 1917 года.
Если будет интересно Введите в их поисковики Геннадий Коваленко "Неизвестная война", это полковая история 10 ДКП, "Очерки по истории ст. Митякинской и Тарасовского района" книга 1, "Очерки по истории ст. Митякинской и Тарасовского района" книга 2, "Церковный хронограф станицы Митякинской и окрестных слобод". "Донской хронограф" более полный и отредактированный вариант, "Прозвища донских и кубанских казаков". Я не профессиональный историк, но тем не менее ни кто до меня подобную работу не проделал, вот и пришлось писать историю мне. Уж не знаю как получилось, не мне судить, а читателям.

Геннадий Коваленко 1   07.08.2018 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.