Всем! Всем! Всем!

      Уважаемые  дамы  и  господа!


      Сегодня  на  Прозе  прочла  интересную  статью  Веселовой  Анастасии  Алексеевны  о  литературной  критике  "Почему критика редкий гость",  которую  рекомендую  всем,  поскольку  она  заставляет  каждого,  пытающегося  овладеть  мастерством  литератора,  задуматься  о  довольно  важных  вещах.    
      Вот,  посмотрите.  Не  пожалеете!
      http://www.proza.ru/2017/05/18/1771
      Меня  эта  статья  настолько  увлекла,  что  не  удержалась  и  написала  ответ  её  автору.


                ***

      
      Как здорово, Анастасия Алексеевна, что вы обратились  к  этому сложному и, по моему разумению, не  имеющему  однозначного  ответа  вопросу!
      Именно!  У нас на Прозе  ру. (обращаешь ты на это внимание или нет, интересна тебе такая проблема или нет) однажды  невольно отмечаешь, что «все... признают -- критика двигатель прогресса, но сегодня (она) не приветствуется».
      И человек, хоть как-то в этой  критике заинтересованный, обязательно однажды повторит вслед  за  вами:
      -- "Почему сегодня многие говорят о необходимости критики и, в то же самое время, критика, в большинстве своем, воспринимается (нами  всеми) негативно?"

      Например, что  касается меня, то никогда литератором быть не планировала и до сих пор себя им не считаю. Попала на Прозу ру. по смешному стечению обстоятельств, но в святой уверенности, что в этом окололитературном мире встречаются и настоящие писатели, а уж критики так непременно. Они-то и сделают мне замечания, укажут на недостатки, что-то дельное посоветуют, ведь стыдно в возрасте за шестьдесят не уметь хорошо излагать мысли в письменном виде!
      Однако, ничего подобного  со  мною здесь не произошло.
      Нет-нет, конечно, была и пара-другая авторов, которые (по моей просьбе), сделали разбор некоторых моих опусов и неплохие советы дали, объяснили кое-что. Но помимо этого в переписке со мною звучало такое непреодолимое  их  желание «повыёживаться» и продемонстрировать собственное превосходство, что просить прочесть у себя ещё что-нибудь, желания  более  уже не возникло.
      Лишь только один автор (тоже, конечно, в ответ на мою просьбу) приходит иногда обсудить какую-то очередную мою шедевру. При этом без желания продемонстрировать свою звездность, без мыслей о своём менторском превосходстве,  а  лишь  для  того,  чтобы,  именно,  помочь.
      Но  не подумайте, что пишет похваляшки! У меня сердце замирает от страха, когда вижу, что он  пришёл, наконец. Но на его критику обидеться я просто не в состоянии.
      Но это, увы, всё, что «поимела» за ДВА ГОДА пребывания на Прозе ру!
      Не густо, не так ли?

      Вот вы,  Анастасия  Алексеевна, говорите, что «…критика нужна…, но… самому автору критикуемого произведения в меньшей степени…». 
      Мне же  кажется, что тут всё дело прежде всего именно в авторе. Если он считает себя новым Пушкиным-Чеховым-Достоевским, то, естественно, ему ничего больше уже  и  не нужно. А вот, если человек жаждет роста и хоть каких-то достижений (не важно, новый ли это Бог  нашей  изящной  словесности или просто только что вылупившийся литературный цыплёнок), критика ему нужна, как воздух, без неё он просто задохнётся.
     Поэтому получается, что первые, из мною упомянутых авторов, «чаще всего… с интересом читают разборы и критические статьи на чужие произведения», извлекая из этого некую пользу для себя, и только вторые критики  этой жаждут и поэтому  её ищут.
      
      Разумной, конечно.
      Не такой, каковою оказалось критика А.С. Пушкина в исполнении Писарева,  когда Дмитрий Иванович заявил, что наш любимый поэт «… описывает мелкие чувства, дрянные мысли и пошлые поступки…» и предложил вынести Александра свет-Сергеевича на свалку истории.
      И мне почему-то  кажется, что подобных Писареву критиков мы  чаще  всего  и  встречаем на просторах Прозы ру.
      Именно они окрестили прозарузовцев графоманами и разъяснили, что наше  место не на литературном сайте, а в больничке. И этим самым «графоманством» довели многих  до  абсолютного неприятия критики, как таковой.  В  её любом проявлении.
      Здешние Писаревы только одного не поняли… Того, что лишь законченный, неизлечимый, как они любят говорить о нас, графоман, и  может стать настоящим писателем  (поэтом). Который, подобно Пушкину, радуется своей графомании и искренне в ней признаётся: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! Ай да сукин сын!" (из  письма Пушкина  Вяземскому о «Борисе Годунове").
      Местные Писаревы отучили нас прислушиваться к советом товарищей, привили  не  только  твёрдое неприятие мнений, идущих вразрез изложенному в собственном опусе,  но  и  жажду  бесконечных  похвал. 
      Это  с  одной  стороны  хорошо,  потому  что  не  даёт,  сломавшись,  отказаться  от  попыток  выразить  себя  в  слове,  но  с  другой  стороны  останавливает  рост,  что,  разумеется,  плохо.
      Теперь  не согласившегося с нами  автора, тем  более  указавшего  на,  действительно,  имеющийся  недостаток,  мы  срочно  назначаем  врагом.  И  это в лучшем случае.  В  худшем  --  начинаем  его  преследовать,  ставя  целью  всей  своей  жизни  выжить  с  Прозы  ру,  как  недостойного  чести  здесь  находиться.  Не  стесняемся  называть  человека (и называем) «замшелым хамоном», безумной бабкой  (дедкой) в «проссатых труселях»…
     Увы  мне!  Есть, на Прозе  и такая совершенно особенная категория «критиков», торжественно определивших себя совестью нашего литературного  портала  и  преследующих с остервенением гончих псов  тех,  кто  ими  же  самими  и  был  определён  во  "враги  народа".
      Им совсем не важно хорошо или плохо написана критикуемая вещичка, хорошо или плохо пишет этот  автор  вообще. Да  нередко  и  сам  "критик"  излагают  хуже  критикуемого.  Но остановить и урезонить,  закусившего  удила  "борца  за  справедливость" невозможно.  Ведь  критикует  он  не  произведение,  в  котором  обнаружил  погрешности,  а  преследует  главного  врага  всей  своей  жизни,  воюет  с  ним  не  на  жизнь,  а  на  смерть.  До,  как  говорится,  последней  капли  крови.
      Разумеется, не критики  это  вовсе,  авторы  называют  их  иначе,  но нашего отношения к настоящей литературной критике существование  на  Прозе  ру.  таких  господ не улучшает.

      Совершенно согласна с вами, Анастасия Алексеевна, и  в том, что, хоть «…нельзя… забирать мечту даже у людей, рифмующих палка-селедка…», следует  на их  недостатки указывать. В противном случае мы получим  (и  уже  получили) гениев, судящих  здешние  конкурсы,  но  пишущих,  что  «… отводя черные как смоль глаза в сторону поворотом головы, молоденькая женщина...",  их  героиня,  что-то  там  сказала.  Более  того,  считающих  подобную  фразу  не  только  безукоризненно  верной,  а  и  образцовой. 
      В ответ  же на совет немножко подредактировать написанное, гордо  отвечающих:
      --  "Неравнодушные авторы прислали компромат на тебя... Таких озлобленных мне жалко… Я принципиально не читаю больше твои… каракули.  Да, я... три года назад работала экспертом на Прозе по приглашению администрации. И мои номиналисты победили.  Я трижды в течении нескольких лет выходила в финал народного…  Рекомендую удалить бездарные рецензии в мой адрес…»
      -- Если таковы финалисты и «номиналисты», то каковы же рядовые прозарузовцы? -- невольно  задаётся  вопросом  всякий,  прочитавший  эти  откровения.

      Один из ваших читателей, уважаемая  Анастасия Алексеевна, обсуждая статью заметил, что «… критика штука тонкая и обоюдоострая. Может и убить. А если не убьет, то крылышки подрежет точно…»
      Блестящее замечание!
      Но я сформулировала  бы немного иначе:
      -- Да, критика на манер Писарева может и убить. Она доводит  многих не только до больницы, но и «того света». Однако, то, что нас не убивает, делает сильнее.  Не  так  ли?  Да  и  не  о  писаревской  критике  шла  изначально  речь.  Критика нужна, но нужна она лишь тем, КОМУ ОНА НУЖНА.
      Возможно, именно поэтому она столь редкий на Прозе ру. гость. Немногие здесь  заинтересованы в личном росте и самосовершенствовании. Большинство считает себя давно  созревшими  литераторами, в помощи критиков совершенно  не нуждающимися.




   
      Графоманствующий читатель
      Жукова  Надежда  Андреевна


Рецензии
на прозеру и стихиру,
критиковать произведения Нельзя,
можно сказать косьвенно--либо Положительно.
два варианта...и всё.Дело в том что количество неписателей куда Больше.
чем писателей.
в Тысячи раз.
Писатель перестал играть,
хоть какую нибудь Роль.
другие протоколы общений,
вступили в Силу.
Отзыв--есть законченное Произведение,
а иначе--смысла нет никакого.
Слишком высокА--Стоимость посещения.
известно какого.

Хранитель Хаоса   21.06.2019 19:34     Заявить о нарушении
.
Я когда-то читала правила, что мрожно, а что нельзя на Прозе ру.
Не могу сейчас их найти, чтобы говорить с вами аргументированно, но, насколько помню, разбирать произведения и даже критиковать их можно, нельзя переходить на личность автора, что у нас делается постоянно. Да и многоие авторы любое несогласие со своим мнением воспринимают критикой и скандалят.

Что же касается писателей на Прозе...
Так, естественно, пишут все, а писателей единицы. Хуже другое, когда просто пишущий воображает себя писателем, а нас, грешных, нулями, не смеющим и судить о качестве своих творений. А что до того, что на Прозе ру. писателей единицы, так это естественно, она и создавалась для тех, кому нравится писать. Мы ведь не союз писателей.

Спасибо, что зашли.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   22.06.2019 07:09   Заявить о нарушении
не писатель...и есть Писатель.
ТОЛЬКО их и ...ЧИТАЕМ.
прежде чем прочитать хоть кого ,смотрю Каталог,
ежели он там много раз упомянут,
то всё--ПРОЩАЙ.
выбираю я--Читатель.
моя тоталитарная Мощь.

Хранитель Хаоса   22.06.2019 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.