ПАША

Галина Горбашова


Рассказ


 Жара в то лето стояла немыслимая. 
  По улице ходили лишь те, кому позарез нужно было куда-нибудь пойти или по работе, когда деваться некуда. Мне  нужно было не позарез. Я шла, чтобы идти, потому что засиделась дома за компьютером  и сознательно шла неспешным шагом, чтобы, во-первых, подвигаться, во-вторых, подышать  воздухом, хоть и горячим. Солнечные промежутки чередовались с тенью от деревьев, где я  невольно шла медленнее, пытаясь получить удовольствие от  отсутствия нещадно палящих солнечных лучей. Шла и думала, что ходить надо каждый день, на это уйдет не меньше часа, зато не засижусь. Мысли были  достаточно лицемерные, потому что я сама не верила в такой подвиг без нужды.. Сегодня мне нужно было отправить письмо с центральной почты,  - это меня и вдохновило на прогулку. Правда, я могла бы и подъехать, но я не сделала это умышленно. И немного собой гордилась. Короче, я шла без всяких серьезных мыслей,  по пути позвонила знакомой,  она лежала в больнице и уже собиралась выписываться. Я похвалила себя мысленно за то, что позвонила, потому что знала, как поддерживают в больнице любые звонки извне. Могла бы и раньше позвонить, рассуждала я, но не позвонила, хотя и собиралась. Тут же стала винить себя за черствость, но мысли в такую жару не были продолжительными и я опять отвлеклась на что-то другое. Так и шла, то по солнцу, то по тени, пряча руки в карманы, не люблю загорелых рук. Шляпа  защищала мое лицо, но зато голове было жарко. В любом можно найти свои положительные и отрицательные стороны, зацепилась я за следующую мысль.  В чем –то выигрываешь, в чем-то обязательно проиграешь… . Во всем равновесие, просто иногда оно очевидно, а иногда приходится подождать, пока установится… .
  Под деревом стоял какой-то парень, я  издалека  узнала в нем знакомого Пашу, который работал начальником отдела в одном  из управлений нашей организации. Это было года три назад. Нормальный парень, общительный,  веселый, с красивым тембром голоса. Из-за голоса его часто приглашали на различные мероприятия в качестве ведущего. Всегда думаю, жаль, что у меня самый обычный голос. Тоже бы могла  быть ведущим или диктором. Не прилагаешь никаких усилий, только говоришь и получается  красиво. Мне когда-то пришлось вести собрание на старой работе, мне это понравилось, никакого волнения я не испытывала, а какую-то власть над  аудиторией ощущала., меня слушали внимательно, потом хвалили за то, как я бесстрашно вела собрание, а мне было даже неловко получать похвалу, потому что мне это ничего не стоило, а даже принесло удовольствие.               
  Потом Паша стал понемногу выпивать, потом распился. Было досадно на него смотреть, потому что характером он был беззлобным и  всех устраивало, что он возглавляет отдел. Но при таком положении, что он пристрастился к спиртному, все стали потихоньку ожидать, что его могут снять под каким-нибудь предлогом или даже без.
  И  это произошло. На его место пришла знакомая директора  управления, возможно, - это ускорило процесс его увольнения, никто  этого не узнал, но Пашу уволили и он стоял на бирже. Собственно, тогда он и выпал из поля моего зрения. Итак, я не видела его не менее трех лет и мы достаточно тепло повстречались, он даже поцеловал мне руку. Я  это восприняла как должное, мужчины часто целуют мне руки, но не Паша,  наши  отношения были лишены светского лоска. Чисто демократические. И я этого не могла не отметить.
-  Как дела, Паша, сто лет не виделись, - начала я первой, так как я подошла, а он уже стоял под деревом. Лицо и грудь в распахнутом вороте рубашки были обожжены солнцем.
-  Не сто, а сто пять,- поправил меня Паша шуткой.
-  Господи, какие же мы с тобой уже старые, - нашлась я в ответ,- как ты? Работаешь?
-  Да, учителем, - он назвал одну из школ города. При этом  посмотрел направо и чуть не наткнулся на ветку дерева, я жестом   призвала его быть  поосторожней.
-  Ну и как платят? -  поинтересовалась я, помня , что на  старом месте у него была достаточно высокая зарплата.
-  Ну, как, нормально,-  не стал плакаться он, -  да еще гороно сделал путевки детям учителей бесплатно в местный детский  лагерь отдыха, - это он добавил почти без связи с предыдущим, - я сына своего  отправил, пусть отдохнет.
  Я вежливо удивилась  и заметила, что свою дочь ни за что в лагерь не отдам; разве  такие сейчас лагеря, как раньше.
-  Я с женой разошелся,-  неожиданно сказал он.
-  Да ты что! -  мое изумление и сочувствие было искренними. Я не знала, как себя дальше вести. Было видно, что это и его самого достаточно потрясло.
-  Вернее, она сама ушла, даже уехала, - он был расположен пролить свет на свою историю, я это поняла и решила помочь ему начать рассказывать.
-  Смену материального положения не  выдержала?- хотелось мне  угадать причину случившегося.
-  Да, наподобие того, - сказал Паша, - уехала она  от меня в (он назвал область). Он немного  задумался и опять  наткнулся на ветку, потому что немного отклонился назад.
-  Осторожно, Паша! ...Как ты думаешь, просто уехала или есть у нее кто?- спросила я, уверенная  в том, что никого у нее нет. Но Пашин ответ  не подтвердил моей уверенности.
-  Да, думаю, что у нее кто-то есть…,- он сказал это спокойным тоном и убежденно, видимо, думал об этом не один день и уже все перегорело до такой степени, что он мог говорить  об этом запросто. Мне стало жаль его, не каждый мужчина будет об этом рассказывать. Мои мысли метались в поисках какой-нибудь успокоительной фразы. В то же время я боялась оказаться банальной.
-  Почему ты так решил? – не сдавалась я, - постой, Паша, - меня вдруг осенило, - а она , случайно, не творческий  человек, она не пишет?
-  Да-да, пишет, она стихи пишет  на французском! Она же в Париже была, выигрывала гранд….,- Паша произнес это с гордостью ,- она же французский в институте учила, а стихи давно пишет… , мне писала года три, когда мы познакомились. Мы же с нею, когда учились, на «вы» разговаривали четыре года… Она вернется!
-  Конечно, вернется, - убежденно подтвердила я , видя, что ему это нужно.
-  Вообще, странно, что она уехала, у нас же два сына. Один в институте учится на бюджете, но помогать надо все равно, а второму пятнадцать, сейчас в лагере, у меня там знакомая воспиталка, так я ей сказал, чтобы посматривала за ним, чтобы ел хорошо, - он посмотрел на мою реакцию. Я кивнула головой.
-  Я сейчас у матери живу, у нее огород, так что овощи  у нас есть,- продолжал он,- мы справимся.
-  Да она вернется, Паша,-  не выдержала я, - она же не может сыновей вот так бросить!
-  Конечно, вернется, -  согласился Паша,-  и я ее приму. Она же такая «тендитная», как ты, чего она придумала туда ехать?   Я с ней по телефону сегодня разговаривал, спрашивал, все ли в порядке. Она  хорошо так ответила, у меня аж на душе легче стало,- он разулыбался от воспоминаний.  Мы, конечно, справимся, -  повторился он. И сын отдохнет, как положено, и старший не голодный будет… .
-  Да, как же это она уехала и сыновей бросила? -  возмутилась я, чувствуя его всепрощение, но Паша поддержал меня.
-  Да, сыновей зачем бросила, ну я – ладно,  а они сейчас заходят в квартиру, а ее нет и комната ее с рисунками, у неё везде рисунки: на стенах, на стекле… два профиля: она и он,-  Паша замолчал, потом опять продолжил с улыбкой,-  она любила рисовать … . Я, конечно, ее приму, слова не скажу… .
-  Паша, она вернется, даже не переживай, - я была полна сочувствия к Паше.
-  Мне одна тут звонила: Паша, приезжай,-  он посмотрел на меня,-  нет, я – нет, не могу, мне это не надо. Я с сочувствием смотрела на Пашу, мне было его жалко и его мальчиков тоже.
-  Паша, а давно она уехала?  - спросила я, чтобы ужаснуться про себя лишний раз, сколько пришлось пережить Паше за  время разлуки и не сдаться. Паша тем временем  ушел с того опасного места , где ветка, ближе к дороге и теперь я смотрела на него сверху –вниз.
-  Две недели ,-  ответил Паша.
-  Сколько ты сказал? -  переспросила я в изумлении.
-  Две недели,- сокрушенно повторил он, - ну, Галочка, я пошел? -  он протянул мне руку.
Я машинально ее пожала:
-  Пока, Паша!

Он так внезапно распрощался  и ушел, оставив меня переваривать услышанное… . Я медленно шла, вспоминая подробности разговора. Он все время немного отходил от меня и попадал головой в острую  ветку, а я просила его встать подальше, чтобы не укололся. Потом я обратила внимание на его красное лицо, не на пляже ли загорал? Нет, какой-то праздник на улице проводил вчера… .К концу разговора он вообще  встал  на другое место, заставив меня смотреть на него сверху –вниз, там был бугорок, где я стояла.
Я не выдержала и оглянулась. Паша   подходил к магазину с двумя явно в подпитии мужичками.  Я отвернулась и пошла дальше .  Думать  о нашем разговоре уже не хотелось, все было ясно. Я слегка расстроилась, но жара сделала свое дело и уже через пару минут я  обдумывала, что как все-таки хорошо, что деревья  освободили от сухих веток и  перепланировали запущенные газоны… .


 





12 07 2011


Рецензии
Быть ведущим,руководить застольем-от этого нередко спиваются.
Рассказ понравился!Спасибо,Галина!

Владимир Чантуридзе   23.05.2017 21:06     Заявить о нарушении
Спасибо за первую рецензию, Ладо! У тебя лёгкая рука)).

Галина Горбашова 2   25.05.2017 20:05   Заявить о нарушении