АЗЕР

 

Галина Горбашова

Рассказ





  Мы сидели друг перед другом и разговаривали. Я только что приехала в город детства, оставила дорожную сумку в камере хранения на железнодорожном вокзале и присела за столик  в уличном кафе, отгороженным от тротуара и проходивших по нему людей  невысоким металлическим заборчиком  с витиеватым  узором. Вокзал я не помнила, но ощущение  родного города уже появилось и я решила посидеть немного, привести свои эмоции в порядок , а заодно выпить  стаканчик чая  из чайного стакана, сужающегося кверху. Официант-азербайджанец  держался  предупредительно, позволив себе лишь спросить «первый раз в городе?»
-Нет, жила здесь,-  ответила я коротко, зная свою привычку к легкости общения и учитывая место  своего пребывания. Моя  словоохотливость могла быть неправильно истолкована и могли бы начаться проблемы. Я старалась не давать повода официанту и принялась пить чай, не  глядя в его сторону и устремив взор на проезжую часть.
Раньше здесь ходил троллейбус, он разворачивался у вокзала  и шел по  проспекту в центр города  мимо дома, в котором я жила. Теперь о  троллейбусе ничего  не напоминало,  сновали маршрутки, такси и частный транспорт.
  Через три часа должна была подъехать моя подружка из Санкт-Петербурга, ее поезд прибывал позже моего, и я радовалась возможности просто посидеть на воздухе под большим зонтом, вживаясь в  городскую атмосферу.   Жара еще не завладела городом, сидеть было приятно, я достала из сумочки свои сигареты и с досадой  не обнаружила зажигалки. Тут же вспомнила, что сунула ее в  наружный карманчик сумки, решив почему-то, что так будет удобней. Как всегда , эта досада отразилась на моем лице, да и не надо быть  физиономистом, чтобы понять, что  у женщины с сигаретой в руке  нет огня, иначе бы она уже дымила.
  Я хотела повернуться к официанту с просьбой дать мне зажигалку, но какой-то парень просто перешагнул через металлическое ограждение и уже протягивал мне зажженную зажигалку, предлагая жестом прикуривать, что я и не замедлила сделать.
-  Спасибо,- произнесла я в адрес парня, улыбнувшись ему.
-  Азер,-  произнес он в ответ.
  Это меня смутило немного, я восприняла его имя как национальность, как сейчас стали говорить. Но тотчас поняла свою ошибку , уже успев окинуть его взглядом.
Азер был красив. Высокого роста,  пропорционального телосложения, похоже, что он занимался каким-то игровым видом спорта. Лицо интеллигентное, я бы сказала, даже с признаком породы. Слегка удлиненный овал, большие умные глаза неожиданно светло-зеленого цвета, красиво очерченный рот , с загнутыми вверх уголками губ. Ровный нос и короткая прическа , зачесанная вправо, завершали его портрет.  Представился он неожиданно, но как-то ненавязчиво, может, он мне просто понравился, и я  не стала ставить точку на нашей случайной встрече. Тем более, всегда знаю, что случайностей не бывает.
-  Так вот , кого мне Бог послал,-  подумала я про себя , увидев   у него  намерение  остаться.  Но он  не торопился форсировать события, ожидая окончательного решения от меня. Я была далека от мысли, что он меня воспринял как женщину, с которой можно завести дружбу на улице.  Разница в возрасте давала мне основания так думать, он был в два с лишним  раза моложе меня.  Времени у меня было предостаточно, а  поговорить я люблю, поэтому, указав  рукой на свободное место за своим столиком, я тоже представилась:
-  Галина.
-  Вы не подумайте, что я пристаю на улице к женщинам, - легко начал Азер,- вы сидели одна с утра  в этом кафе, вокзал рядом , вы курите…, я решил, что вы приезжая и кого-то ждете,-  Азер улыбнулся, смягчив впечатление от сказанного. Должна сказать, что его проницательность  меня удивила и обрадовала одновременно. Беседовать с умным человеком приятно.
-  Ну что вы, -  улыбнулась я в ответ, - я ведь тоже на улице не знакомлюсь. Но, во-первых, мы в кафе… , во-вторых, мой возраст, - он работает на меня, вы же не будете возражать?
-  Конечно, буду! -  Азер был мужчиной, прежде всего. Он продолжил,-  во-первых, я не спрашивал у вас о возрасте, во-вторых,  вы относитесь к женщинам, которых  возраст не касается,  вы – женщина, прежде всего.  Вы, наверное, учились здесь?
-  Да, и очень давно, в школе, - начала я привыкать к его проницательности. Меня забавляло его суждение о женщинах, я  не привыкла к эмоциональности местного населения, ведь  мы уехали отсюда после седьмого класса, я была еще ребенком, и за это время  я успела прочувствовать и принять культуру  этого народа, уважительное отношение к старшим, в частности. Быть в роли женщины  здесь мне не приходилось, но даже в моем возрасте, -это было приятно.
-  Красивые дни были…, я всегда скучаю  по тем дням в школе, а вы?-  Азер, должна сказать,  на русском говорил не очень хорошо, я  этого не  показываю здесь, но некоторые «неуклюжести»  в разговоре, такие, как «красивые»дни, буду себе позволять для убедительности.
-  Скучаю, конечно!  Меня когда кировабадцы нашли, - это было такое счастье! Я так этот город люблю!   Не дождусь, когда на дом свой посмотрю, где жила, мне фотографию его прислали ,-  эмоции  забили из меня фонтаном, Азер затронул животрепещущую тему.   Совсем недавно меня нашли мои кировабадские подружки, даже в самом хорошем сне не могла я о таком мечтать! Я буквально испытала шок от всего услышанного и увиденного, оказывается, мы так много всего помнили, мы вспоминали такие вещи, такие имена и фамилии всплывали в памяти, просто уму непостижимо. Всегда удивляюсь свойствам памяти вспоминать, казалось бы, забытое навсегда. А, оказывается, оно  лежит где-то на «полочке» и ждет, когда будет востребовано!  Сердце мое  было растревожено воспоминаниями, я любила всех своих одноклассников и одноклассниц, я любила всех жителей нашего города, у меня слезы наворачивались на глаза и  ком подступал к горлу, когда я  начинала думать о них, о моем  городе детства, о доме, в котором жила, школе , в которой училась, спортивном зале «Динамо», где я начала тренироваться  по любимому виду спорта. Мне казалось, что когда я приеду в Кировабад, я встану на колени и начну плакать от счастья. Настолько сильны были мои эмоции в то время, сильны они и сейчас.
Идея поездки в наш город  пришла сама собой, мы  договорились с подружкой, которая к тому же в совершенстве знала язык и не растеряла  всех кировабадских связей, что поедем на недельку, походим по нашему городу, по всем знакомым местам, увидимся с кем-нибудь из наших, кто остался,  сфотографируемся и потом поделимся этими фотографиями  с нашими остальными  кировабадцами, у которых тоже сильная ностальгия по тем дням, когда жили   в   нашем городе, были молоды и счастливы здесь.
  Может быть, потому что молоды были…, в молодости  все  воспринимается  иначе, чем в более позднее время. Помню, работала  я на одном предприятии,  и был там электрик один, который всю свою молодость просидел в тюрьме. Так он  почти все свои рассказы начинал со слов « А у нас в тюрьме….», дальше шел сам рассказ, но он ему был дорог, хотя и в тюрьме это происходило, потому что молодой был, мироощущение было соответствующим. Да что далеко ходить: моя мама  часто  начинала рассказывать «А у нас в войну…», она служила в действующей Армии на Дальнем востоке парашютоукладчицей и –это были лучшие годы жизни, потому что была молодая, папу повстречала, вышла замуж… .
  Я даже фразы стала строить так, как мы разговаривали в детстве.
-  Да,- это хорошо, -  сказал Азер, внимательно посмотрев на меня, вероятно, моя горячность слегка позабавила его.
-  Это отлично!- возразила я и продолжила,- никогда не надо прерывать старые связи! -насколько бы легче было в жизни, если бы рядом были мои друзья   детства, которых я  так хорошо знала и которые знали меня не менее хорошо, думала я при этом.
-  Это хорошо,- не понял Азер моего усиления и продолжил,- и сразу вспоминаешь молодость!
-   Да, жаль, что время так быстро летит, - улыбнулась я его проблемам.

-   Знаете, когда я думаю, что когда-то , может быть , придется расставаться с классными друзьями, мир становится  скучным,- загрустил Азер. Я кивнула ему с сочувствием, я знала, что это такое. Когда мы покидали наш дом здесь, в Кировабаде, один мальчик сидел и плакал. И только спустя несколько десятилетий я узнала, что он плакал из- за меня, он не хотел, чтобы мы уезжали. Мне было так невыносимо это слышать… .

-  Вы должны знать дом, где я жила, он и сейчас там стоит, - мне хотелось, чтобы Азер вспомнил мой дом, -это придало бы достоверности нашему разговору, -это на текстилке, там, рядом с ним , стоит текстильный техникум.

-  Нет там техникума уже,  там теперь  педагогический университет, в нем моя сестра училась, -  Азер знал мой дом!-  и дом этот я хорошо знаю, трехэтажный из розового туфа.
-  Да, -это он!  - я радовалась, что Азер  знал мой дом, что сестра его училась в  университете, который раньше был текстильным техникумом. Я уже чувствовала в Азере родственную душу.

-  К сожалению, должен идти, рад был познакомиться, всегда ваш слуга, - Азер  встал с улыбкой.

-  Удачи вам,  - я протянула ему руку, - передавайте моему дому привет, если будете мимо проезжать. Мой брат  здесь родился,- вспомнив, зачем-то добавила я.
-  Передам обязательно, не беспокойтесь, - заверил  Азер, прощаясь со мной, -  а вы где родились и брат где сейчас? – неожиданно спросил он.
  Я ответила ему, не понимая, зачем ему это нужно.

-  Хорошо, а как вы попали в Кировабад? -  Азера это явно заинтересовало.  Раньше ни у кого бы не возникло подобных вопросов. Город был наводнен русскоязычным населением, военные части окружали город. Одни люди приезжали в него, другие уезжали. Многие дети родились здесь же, как мой брат, и это было уже их  родиной. Мы к этому относились спокойно, мы жили в своем городе.
  Я поймала себя на том, что и , действительно, русских  почти не встретила  за это короткое время, пока я здесь сижу.
-  Папа был военным,- это же  дом военных был  -Дом Офицерского Состава (ДОС-2),- объяснила я Азеру ситуацию, сбиваясь в разговоре на  местный лад.

-  Я же не знаю…,- протянул Азер,-  можно спросить: у вас есть дети?
-  Да, сын, ему  тридцать восемь, - посчитала я в уме возраст сына и , достав из сумочки фотографию сына с семьей, протянула ее Азеру, - посмотрите, вот они все.
-  Вместе живете? – спросил он, возвращая мне карточку.
-  Нет, подъезд рядом, -  ответила я на его вопрос.
-  Тогда хорошо, погуляете с внуками, -  Азер был на своей волне и оценивал преимущества проживания в  соседнем подъезде.
-  Моей внучке четырнадцать лет, вот же она, - я махнула   фотографией, - она у меня одна.
-  Пусть растет и станет красавицей, как ее бабушка, - Азер явно хотел сделать мне приятное.
-  Спасибо, вы очень любезны, она значительно лучше,-  не удержалась я, чтобы не похвастать внучкой.
-  Эх, детские времена, самые любимые дни человека…, ни о чем не думаешь…,- впал в ностальгию Азер.
  Подошло и мое время  проявить любознательность, теперь это уже не будет выглядеть  неподобающе.
-  Да, самое беззаботное время… . А вы женаты?
-  Да, у меня шестимесячный сын.  Уже хочет жениться! -  пошутил Азер, расплывшись в улыбке.
-  Дай, Бог, здоровья вашему сыну!  Молодец! – засмеялась я его шутке.
-  Спасибо, и вам  много-много веселых лет и здоровья,-  Азер не отставал от меня в красноречии, чувствовалась искренность в его словах, впрочем, как и в моих. Мне явно нравился этот воспитанный молодой человек и его  манера  держаться.
-  Спасибо, Азер, пусть в вашей семье все будет хорошо, все будут здоровы и любимы!  Вы хороший человек,- заключила я, видя, что наша беседа подходит к логическому завершению.

  Но Азер так не думал. Он сделал знак официанту и обратился ко мне:
-  По чашечке кофе? -  лучшего предложения для меня сделать нельзя, я отчаянная кофеманка и уже скучала по этому напитку, предварительно воздав дань  местному чаю.
-  С удовольствием, - поблагодарила я Азера, доставая сигареты.  Азер, как и в первый раз, поднес огонь к моему лицу, я , зажмурившись  от дыма , кивнула ему в знак благодарности.
 
 Официант  очень быстро принес заказ, поставил его на стол вместе с двумя запотевшими стаканами с чистой водой. Кофе по-турецки, я улыбнулась официанту , произнеся «чох саг ол» - спасибо, одно из немногих слов из детства на азербайджанском языке. Он буквально расцвел и удалился, слегка попятившись назад в знак уважения.
 
А мы продолжили нашу беседу, Азер, похоже,  забыл, что надо было уходить. А может, вежливость заставляла его это сделать, но пересилило любопытство  или опять-таки вежливость. Он не спросил меня , почему я так долго сижу здесь, потому что, скорее всего, догадался , что  жду кого-то и решил посидеть со мной, на всякий случай, мало  ли что может произойти с  женщиной в чужом городе.
-  У нас  назначили нового мэра города, везде ремонт идет, скоро город станет еще красивее,-  начал Азер свой рассказ.
-  Я рада за ваш город, - поддержала я тему,-  быстрее бы жизнь везде наладилась, чтобы опять можно было бы ездить.  Как хорошо было  в Кировабаде! У меня много фотографий Кировабада, мне прислали друзья детства.
-  Да, моя сестра живет в Саратове, однажды она позвонила  и сказала, что нашла для меня работу, чтобы я приезжал и работал. Я подумал, как папа с мамой останутся здесь… . Я не захотел уезжать, отказался, сейчас думаю, надо было поехать просто, не работать , а погулять, просто посмотреть  хорошие места, я ведь никогда не уезжал из Азербайджана,-  он как бы советовался со мной, ожидая то ли одобрения, то ли просто узнать мое мнение на этот счет.  Конечно, в союзное время в таком возрасте парень объездил бы уже полстраны  нашей бывшей. Но нашей бывшей давно нет, все изменилось и теперь  не очень просто с материальной точки зрения осуществлять такие поездки.
-  Нужно было ехать, - согласилась я с ним, - а что, уже поздно?
-  Сейчас я женат, кто выпустит меня,- объяснял мне Азер,- надо за домом смотреть, надо работать, хлеб зарабатывать.
Я мысленно ругнула себя за дурацкий вопрос.
-  Тогда ничего не поделаешь… .Остается надеяться на лучшее,- успокоила я  его, -  чтобы международная обстановка не ухудшилась… , - рассуждала я, - значит, судьба такая, - не нашла я ничего лучшего для ответа.
-  Да, когда холостой был надо было ездить. Муж сестры предлагал, давай приезжай, сестра летом уезжает, жалеть не будешь, погуляем хорошо, полный отдых сделаем, - Азер мечтательно вспоминал   о том, что могло бы произойти и не произошло, настроение у него немного упало.
-  Никогда не жалейте о том, что не произошло. Этого уже не изменить, надо думать о будущем,- я была убеждена в сказанном.

-  Да, вы правы, не вернешь это время, что сделать, - согласился  Азер.
-  Зато у вас теперь сын какой,- напомнила я  ему  о «завоеваниях».
-  Да, хороший мальчик! – оживился Азер. Было видно, что мысль о сыне его очень греет.
-  Может быть, ему повезет и он будет жить в спокойное время. Но если когда –нибудь ему предложат уехать, потому что где-то спокойней и лучше, посоветуйте ему не раздумывать, -  мне уже становилось жаль его сына, если он  не дождется лучших времен.
-  Пусть растет, тогда посмотрим, - рассудительно ответил Азер, -  это война все нарушила, мы ничего не видели в жизни,  - Азер высказал мысль, которая , видимо, сверлила его голову.

-  Да, я не хотела говорить, не повезло вам со временем родиться. Папа с мамой помнят нормальную жизнь. Но что поделаешь… . Лишь бы войны больше не было… .Наши кировабадцы потому и уехали почти все. Теперь только вспоминают и друг друга разыскивают. Ведь жизнь была очень хорошая в Кировабаде, потому и вспоминаем всё время. Все жили дружно  , ну были стычки с армянами, вам рассказывали родители.  Но в нашем классе  мы не смотрели на национальность. Мне это и до сих пор безразлично. Правда, когда  я  встречаю земляков, радуюсь,-  я улыбнулась своим мыслям, вспомнив свои восторги, когда  общалась в Интернете с земляками и землячками.
 -  А эти армяне скучают , которые из Кировабада? -  мой собеседник произнес это  машинально, в задумчивости.
-  Наши армяне в Ереван уехали, но скучают, конечно. Это же город нашего детства, - мы начинали говорить каждый себе, отвечая и поверяя друг другу свои мысли, ведь это же не простые люди войну развязывают. Простым война не нужна.  Жили дружно, у нас в доме все национальности были, все, как родные... .

-  Папа  говорит, бедный сынок, ничего не видел… . Он в России был, много хороших фоток привез, -  продолжал говорить Азер.
- Да, Азер, я с ним согласна. Вы еще ничего не успели увидеть из-за  этой обстановки. Я его понимаю. Привет передавайте своим родителям, -  я представила, как переживают родители за детей и  за внуков и, не удержавшись , добавила,- здоровья им и терпения!
-  Спасибо,-  Азер посмотрел мне в глаза,- обязательно передам, ему семьдесят пять,- а я поняла, почему он не поехал в свое время к сестре работать.
-  Все будет хорошо!- мне хотелось передать ему  эту уверенность.
-  Да, я знаю, все будет хорошо,-  Азер улыбнулся мне доброй улыбкой и опять поднес зажигалку к моему лицу, увидев  сигарету  между моими пальцами.

-  Нужно надеяться на лучшее, правда?-  мне нравился его  оптимизм, он не сетовал, не жаловался, он просто рассуждал о жизни.
-  Если что-то хочется сделать, нужно много денег,-  какая-то мысль не давала ему покоя все-таки.
-  Надо работать и зарабатывать. На самом деле, человеку надо не так уж много денег на жизнь. Было бы здоровье!-  я сказала ему то, что чувствовала и в чем была уверенна.
-  Вы правы!  Хочу права, здесь они стоят тысячу долларов, но что поделаешь, моя зарплата двести долларов,  надо работать пять месяцев и ничего не есть, чтобы их купить,-  Азер подсчитал точно, лицо его было серьезным.
  Я была несколько озадачена. Представила, как трудно будет собрать ему эти деньги, но, вероятно, права помогут ему  улучшить свое материальное положение, все-таки сын растет, жена не работает, родители в возрасте… . Игра стоит свеч.
-  В любом случае, надо ставить цель перед собой и идти к ней.  Права  необходимы всем в наше время.  Если не будет цели, будет топтание на месте. Я вам желаю, чтобы все получилось,-  я  старалась говорить убедительно, хотя сама не совсем четко себе представляла, как все это будет происходить. Это, наверное, очень трудно, собрать такую сумму при его зарплате, но он готов, судя по всему, этого добиться. Его надо было поддержать морально, я хотела это сделать.
-  Нет, куплю уже в этом году,  дал слово себе,-  Азер произнес это  с удовольствием и посмотрел на меня, проверяя  реакцию.
-  Умничка! -  не удержавшись, воскликнула я.

-  Потом машину куплю! – убежденным тоном поведал  Азер.
  У меня на секунду  задержалось дыхание, но я быстро справилась.
-  Не сомневаюсь! – убежденно произнесла я,-  самое главное – это желание. У вас все получится, вот увидите!
-  Хоть бы получилось!-  Азер воскликнул это с надеждой и верой в то, что мое пророчество сбудется.
-  Получится, вспомните мои слова! -  я почувствовала себя пророком, мне очень хотелось, чтобы у него все получилось.

-  Если не возражаете, у меня есть дела… . Можно идти?-  Азер уже стоял на ногах.
-  Что  вы, конечно, не возражаю! Приятно было пообщаться! До свидания, Азер!- я с внутренним сожалением прощалась с ним.
-  До свидания, пока, до встречи. Рад был познакомиться!  Хорошо, что остались такие прекрасные человеки!  Пока, увидимся, - еще раз произнес он.
 
 Мне хотелось его расцеловать, но вместо этого я тоже произнесла речь.
-  Хорошо, что есть такие, как  вы!  У вашей страны есть будущее!

  Он перешагнул через металлическое ограждение и пошел, помахав рукой на прощание и одарив приветливой улыбкой.  А я осталась на месте; до прибытия поезда из Санкт- Петербурга оставалось совсем чуть-чуть.

25 07 11


Рецензии