Знаменитый бухгалтер Симон Петлюра. Часть 3

(Часть 2 в  https://cont.ws/@vita1chuk/621923  )

Против всей армии гетмана (около 30 тысяч штыков и сабель), которая к тому же могла получить поддержку от многочисленных немецко-австрийских войск (150 тысяч штыков и сабель), в распоряжении Петлюры был всего лишь небольшой отряд сечевых стрельцов в 870 человек (по другим данным, 1500 или даже 2000 человек) и около 100 добровольцев. С такими силами Петлюра решил не только совершить переворот в Белой Церкви, но и немедленно наступать на Киев, в котором находилось более десяти тысяч регулярного гетманского войска и «варты».

Петлюра учитывал. что в результате поражения Центральных держав в Первой мировой войне Украинская держава гетмана Скоропадского лишилась своих внешних союзников — Германии и Австро-Венгрии. А ведь ещё три месяца назад Скоропадский имел встречу с самим кайзером Вильгельмом II.

(См. картинки в   )

Император Германской Империи Вильгельм II (слева) и Гетман Скоропадский на встрече в Ставке Верховного командования в Спа в августе 1918 года

Скоропадский, приняв официальный титул: «Его Светлость Ясновельможный Пан Гетман Всея Украины», сожалел об упущенной им возможности,  когда российский церковный иерарх Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий, предлагал гетману помазание на царство, а Украина могла стать европейской монархией.

Жизнь крестьян  и рабочих при гетманате лучше не стала, более того, ухудшилась. В социальной сфере длительность рабочего дня на промышленных предприятиях была увеличена до 12 часов, стачки и забастовки были запрещены, значительная часть собранного крестьянами урожая подлежала реквизиции, введён продналог. Но гетман в ходе своих реформ успел и многое сделать для утверждения своей недолговременной державы. Был принят закон об украинском гражданстве, утвержден государственный герб, введена собственная денежная система, сформировано несколько национальных дивизий, провозглашена автокефалия Украинской церкви, организована Украинская академия наук, открыты два государственных университета.

Его внутренняя политика основывалась на возрождении исторической украинской традиции и на восстановлении дореволюционных порядков. Украинизация, однако, не означала проведения националистического курса. Режим оказывал поддержку организациям русских офицеров, хотя и препятствовал созданию ими крупных воинских формирований. Его опорой являлись правоконсервативные круги. Гетман провел чистку государственного аппарата от представителей демократических партий, подвергал репрессиям левых националистов, проводил карательные экспедиции против крестьян, захватывавших помещичьи земли.

15 ноября Директорией был заключён договор с солдатским Советом немецкого гарнизона Белой Церкви о нейтралитете в ходе противостояния Директории и гетмана. Петлюра действовал решительно. Железнодорожники, присоединившись к восставшим, предоставили им эшелоны для быстрого похода на Киев. Утром 17 ноября петлюровцы захватили соседнюю станцию Фастов, а затем — станцию Мотовиловка.

Но далее путь на Киев оказался перекрыт: станция Васильков была уже занята гетманским карательным отрядом — офицерской дружиной под командованием генерала князя Святополка-Мирского, бронепоездом и полком сердюков — личной гвардии гетмана. Офицерская дружина была разбита, а сердюки уклонились от боя. Узнав о разгроме дружины, гетман Скоропадский объявил всеобщую мобилизацию офицеров (бывшей армии Российской империи), которых только в Киеве насчитывалось от 12 до 15 тысяч человек.

 Мобилизация не имела большого успеха. Гетману пришлось "побелеть" и написать грамоту к украинскому народу, провозглашая федерацию с "виртуальной" Россией, которая сама его не признавала. Это был пропагандистский шаг, который должен был дать гетману добровольцев из числа демобилизованных после Первой мировой русских офицеров, которые переполнили Киев. Добровольческие дружины украсили левый рукав своих шинелей трехцветным бело-сине-красным шевроном — точь-в-точь, как в деникинской армии. Это и был самый боеспособный контингент у гетмана.


Следует отметить курьёзный факт. Часть армии Петлюры, двинувшейся против гетмана сразу же после объявления "федерации" с Россией, шла на Киев не под желто-синими, а под красными флагами. Эти петлюровцы дрались не так за независимость Украины, как против буржуев и "ахвицеров".  Но даже если бы Павел Петрович остался "самостийником", а не федералистом, Винниченко и Петлюра все равно бросились бы свергать его. Им хотелось власти, а гетману не хотелось эту власть отдавать.  Верность же идее Украины была для всех участников этого противостояния прежде всего ритуальной формулой.

Совнарком в Москве знал, что Петлюра собирается "валить" Скоропадского. Большевикам это было выгодно, что позволило красным подготовиться к свержению самого Петлюры, использовав месяц очередной внутриукраинской борьбы за власть.

19 ноября петлюровцы подошли к Киеву с юго-запада и намеревались штурмовать город силами 600 штыков, но были остановлены офицерскими дружинами. Скоропадский перед лицом этой угрозы назначил главнокомандующим своей армии популярного у русского офицерства генерала графа Ф. А. Келлера, однако его открытый монархизм и непризнание самостийной Украинской державы вызвали протест со стороны командиров-украинцев из гетманской армии.

"УСС на варті". Сечевые стрельцы стали основной силой антигетманского переворота в конце 1918 года

Это привело к переходу на сторону повстанцев Запорожского корпуса, Серожупанной дивизии, некоторых более мелких частей. Уже через неделю Скоропадский снимет Келлера, обвинив его в заговоре и подготовке «правого» антигетманского переворота, что заставит часть офицеров бывшей Русской армии покинуть Киев и устремиться на Северный Кавказ, к Деникину. 26 ноября главкома Келлера сменит генерал князь А. Н. Долгоруков.

В это время в Бердичеве восстал гетманский Черноморский кош (460 штыков), который по приказу Петлюры немедленно выступил на Киев и 20 ноября подошёл к нему с запада. Однако даже двух тысяч бойцов, которыми в этот момент располагала под Киевом Директория, было недостаточно для последнего штурма и борьбы с гетманским гарнизоном столицы.

Петлюре, однако, помог переход на сторону Директории большинства частей гетманской армии. Уже 19–20 ноября на сторону петлюровцев перешли отдельные части сердюков, конный Лубенский полк, дивизия Серожупанников на Черниговщине, части Подольского корпуса. 20 ноября на стороне восставших выступил Запорожский корпус полковника Болбочана (18 тысяч штыков и сабель). Корпус захватил Харьков и за десять дней восстания взял под свой контроль практически всю территорию Левобережной Украины.

На 27 ноября Петлюрой было назначено новое наступление. С юга на Киев выступило 500 повстанцев атамана Зелёного, с юго-запада — 4 тысячи сечевиков, черноморцев и крестьянских повстанцев. Но тут в ход событий решили вмешаться немцы: заварушка  под Киевом мешали эвакуации германской армии.Немецкие отряды потребовали от повстанцев отойти от столицы на 30 км и прекратить наступление на Киев до эвакуации всех германских частей из столицы.

 Директория была вынуждена принять немецкий ультиматум. С другой стороны, в ситуацию вмешивались представители французских сил, которым было выгодно задержать уход немецких частей, чтобы не допустить повстанцев в Киев и сохранить власть гетмана.

14 декабря выросшие в количественном отношении войска Директории всё таки взяли Киев. Сам Скоропадский 14 декабря 1918 года отрёкся от власти и с помощью немцев тайно покинул Украину, уехав в Берлин.
 
В акте отречения Скоропадский написал: "Я, Гетман всея Украины, в течении семи с половиной месяцев все свои силы клал на то, чтобы вывести страну из того тяжелого положения, в котором она находилася. Бог не дал мне силы справиться с этой задачей. Ныне в виду сложившихся условий, руководствуясь исключительно благом Украины, от власти отказываюсь.
Скоропадский. 14 декабря 1918 года, город Киев

 В Германии Скоропадский жил как пенсионер, а во время Второй мировой войны отказался, как и генерал Деникин, от предложения нацистов сотрудничать с ними. Умирал он несколько дней, смертельно контуженный при налёте англо-американской авиации.

Украинская Народная Республика была восстановлена, а Директория стала её высшим органом власти.

С.Петлюра на почтовой марке УНР

Как пишут историки Семененко и Радченко, Директория в принципе отрицала не программу Скоропадского, а его политику. В создавшейся ситуации она оказалась не коллективным органом, а государственной институцией из-за отсутствия чётких полномочий его членов. Симон Петлюра декларировал приверженность «национальной идее»: 2 января 1919 года было издано его распоряжение высылать за пределы УНР всех её врагов, «замешанных в преступной агитации против украинской власти». 8 января вышел указ об аресте и отдаче под суд всех граждан, носящих погоны русской армии и царские награды, кроме георгиевских крестов, как «врагов Украины».

Очень напоминает нынешнюю ситуацию на Украине.

В начале февраля 1919 года Владимир Винниченко и другие социалисты были отозваны ЦК Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП) из состава Директории и Совета министров, и с этого времени её фактически возглавил Петлюра, установив военную диктатуру (чтобы не подчиниться решению ЦК, он объявил о выходе из партии).

22 января 1919 года Директория УНР подписала с правительством Западной Украины «Акт соединения» (укр. «Акт Злуки»). Президент Украинского национального совета ЗУНР Евгений Петрушевич, вошедший в состав Директории, уже в июне её покинул в связи с намерением Петлюры и остальных членов Директории прийти к соглашению с Польшей за счёт уступки ей западноукраинских земель.

Петлюра вёл активные переговоры с представительством Антанты о возможности совместных действий против большевистской армии, с установлением на Украине французского протектората, однако успехов не достиг. Западные державы поддержали генерала Деникина.

31 декабря 1918 года Директория предложила Совету Народных Комиссаров РСФСР переговоры о мире. В ходе переговоров Совнарком отверг обвинения УНР в необъявленной войне против неё, заявив, что «никакого войска Российской Социалистической Советской Республики в Украине нет». Со своей стороны, Директория не согласилась на объединение Директории с украинским советским правительством и отказалась принять другие требования, означавшие самоликвидацию УНР. Один к одному повторяется ситуация сегодняшнего дня, с тем отличием, что официальный Киев не решается объявить войну стране-агрессору России. И даже разорвать с ней дипломатические отношения.

Главный атаман армии и флота УНР Симон Петлюра в Каменец-Подольском

А вот Петлюра оказался не из робкого десятка и таки хотел повоевать с Советской Россией.

16 января 1919 года Директория объявила войну Советской России. И чем это кончилось? Такое впечатление, что в Москве только этого и ждали. В январе — апреле 1919 года основные вооружённые силы Директории были разгромлены украинскими советскими войсками и повстанцами. "Москали" даже не вступили на территорию УНР. Члены Директории бежали из Киева. Остатки петлюровских войск оказались прижаты к пограничной реке Збруч. Но Петлюра и не думал сдаваться.

Воспользовавшись переходом на территорию УНР войск Западно-Украинской народной республики (ЗУНР) (под давлением польских сил), а также начавшимся наступлением войск Деникина, петлюровцы совместно с Галицкой армией перешли в контрнаступление и 30 августа (одновременно с белыми) заняли Киев, но уже на следующий день были изгнаны оттуда белогвардейцами. Командование ВСЮР отказалось вести переговоры с Петлюрой, и к октябрю 1919 года петлюровские силы были разгромлены.

Командование Галицкой армии в начале ноября подписало соглашение о перемирии с командованием Добровольческой армии и перешло на сторону деникинцев. «Акт Злуки» фактически оказался денонсирован.  В качестве одной из причин разрыва отношений УНР и ЗУНР называются переговоры Петлюры с Польшей, которые галичане расценивали как предательство.

(По материалам Википедии и Интернета)

Продолжение следует.


Рецензии