Анюта

Они кружились в вальсе, и он все время ей что-то говорил, но она не слышала   слов. Все чувства Анютки были обострены до предела, все - кроме слуха. Например: там, где лежала его рука, спину прожигало огнем, где её касалось его дыхание, волосы вставали дыбом. Но более всего она ощущала, как подкашиваются её ноги из-за каблуков, на которых она совсем не умела ходить. А ещё она физически ощущала, как пытаются слететь с ног эти прекрасные туфли лодочки с набитой в их носки ватой. Потому что были эти туфельки на два размера больше  чем положено. Ощущения, вызванные приглашением на вальс от молодого курсанта летного училища, да и от самого танца, можно было назвать одним словом – шок! Он усиливался ещё и тем, что они были единственной танцующей парой. Наверное,  Аннушка ему что-то отвечала, она не запомнила. Но не мог же он разговаривать сам с собой.
Когда затихла музыка, молодой человек проводил Аню до места, держа её под руку. Это было очень кстати, потому как в глазах Анюты все плыло так, что сама она вряд ли сообразила бы в какую сторону идти. Да и уверенности в том, что она дойдет до места, не было. А молодой человек улыбался глядя ей в глаза и не отпускал её руку до тех пор, пока Анюта не пообещала танцевать с ним все танцы. И лишь после этого он  вернулся  к своим друзьям.
В мгновение ока Аннушка выскользнула из актового зала, сорвала с ног злосчастные туфли и босиком рванулась в свой класс. Не зажигая света, она сняла с себя нарядное платье, натянула чулки, старенькие юбку и свитер, еще более старые ботинки и пальто. Для пальто, даже слово «старое» было трудно применимо. Она носила его с пятого класса. В восьмом ей пришлось удлинить рукава, а в десятом классе пришлось удлинять не только рукава, но и добавлять полоску ткани по подолу, потому что оно стало коротким до неприличия. Накинув на голову мамин платок, Аня выглянула из двери -  «слава Богу, никого» - и она побежала по коридору в сторону черного входа. А вслед ей плыли звуки вальса.
Выскочив на задний двор школы, Аннушка сразу же провалилась в сугроб.  Пробираясь по снегу высоко подняв руку с сумкой, в которой лежали туфли и её первое в жизни красивое платье, Аня второй рукой вытирала катившиеся по щекам горькие слезы. Ну почему она такая неловкая? - думала  девушка, перелезая через школьный забор. - Почему она не умеет разговаривать легко и непринужденно? Ведь парень ей понравился. Она хорошо его рассмотрела, пока он шел через зал, чтобы пригласить одну из двух самых красивых девушек их класса. Так думала она, пока он шел.  Все эти мысли теснились в голове девушки в то время, как она пробиралась под вагонами (обходить состав было слишком далеко), чтобы быстрее добраться до своего дома. Впрочем, это был чужой дом, где она снимала угол. Именно угол, в котором  она спала лежа на полу, подстелив под себя одну телогрейку и накрывшись другой.
В глухом хуторе, где жили  родители Аннушки, была лишь начальная школа. С пятого по седьмой класс девочка училась в селе Марьины колодцы, что было в пяти километрах от хуторка. Каждое утро дети из хутора брели в школу, держась за руки, чтобы не потеряться в темноте. После окончания семилетки, мама привезла девочку в город. Она сняла ей угол у чужих людей, за что Аннушка должна была помогать хозяйке в работе по дому. Приходилось ей и пасти хозяйских коров, а заодно, там же в поле, делать уроки.
Вот так, плача и перебирая в уме свое нелегкое житьё - бытьё, девушка добралась до дома. Тихо-тихо разделась она в своем углу, поставила сушиться ботинки, ещё раз приласкала руками  нарядное платье и легла, прижав его к своему  лицу.
Февраль 1956 года. Страна ещё не совсем оправилась от разрухи, но жизнь постепенно налаживалась. Да и не могло быть иначе. Люди, пережившие страшную войну с фашизмом и победившие его, теперь все силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства. И хотя жили бедно, но свято верили в светлое будущее. А чтобы оно действительно было светлым, нужны были знания. И молодёжь училась.  Все больше и больше открывалось училищ, техникумов,  институтов. Но мало кто мог позволить себе просто учиться. Если учились очно, то где-то подрабатывали, но большинство работали и учились заочно.
Вот и Анюта считала дни до окончания школы, чтобы пойти работать и, конечно же, продолжать учёбу. В глубине души она знала, почему убежала со школьного вечера встречи с выпускниками, но от этого было не легче. Честно говоря, она вообще не должна была появиться на этом вечере.  Кроме  школьной формы весь гардероб её состоял из старенькой юбки и не менее стареньких кофты и свитера. Именно поэтому, чтобы не думать и не расстраиваться, она решила в этот день проведать свою дальнюю родственницу. Девочка жила в их семье на хуторе, пока не выросла и не вышла замуж. После замужества она переехала с мужем в Минеральные Воды. Жили молодые в крошечной комнатушке втроем: муж, жена и маленькая дочь. Из-за страшной тесноты Анна ходила к ним очень редко, но в этот день пошла.
Родственница, как всегда, встретила Анюту очень приветливо, напоила чаем, расспросила об учебе, о планах на будущее. Слово за слово Анна и сама не заметила, как рассказала о сегодняшнем вечере.
- О! Как я тебе завидую! – смеясь, проговорила молодая женщина. - Как бы я сейчас потанцевала!
- Можешь не завидовать, – улыбнулась в ответ Анюта – я не иду на вечер.
- Почему?
- Да не в чем – отмахнулась девушка. – Вот на мне весь мой гардероб.
- Ну, это легко исправить – сказала родственница, открывая дверцу шкафа и вынимая из него шерстяное платье, необыкновенного синего цвета. У Ани даже дух захватило, когда она ощутила тепло и мягкость ткани. Накинув платье на плечи, она весело рассмеялась глядя на себя в зеркало. Платье было велико, но родственница уже ставила на стол швейную машинку. Через пару часов прекрасное синее платье сидело на Анне, как влитое. Однако чудеса на этом не закончились, и её добрая фея достала из под кровати коробку. В ней лежали светлые туфли-лодочки на небольших каблучках. Ну, прямо как в сказке о Золушке - подумала Аннушка. Туфли, как и платье, были велики, но, натолкав в носочки туфлей ваты, она одела их на ноги.  Да вот незадача -  ходить на каблуках  девушка совсем не умела. Сгибаясь пополам от смеха, родственница учила Анюту ходить. Спустя час Анна уже легко двигалась сама и даже покружилась по комнате.
- Ну, осталось тебя причесать и ты готова –  с этими словами женщина расплела ей косы. Волосы заструились по спине густыми волнистыми локонами.
- Да разве можно такую красоту прятать! – восхищенно выдохнула женщина.
Но Анна заартачилась:
- Я так не пойду! Ни за что не пойду! Дай я заплету косы.
- Подожди, Аня! Ну, подожди! Может хоть в «хвост» завяжем? Посмотри, как тебе идет такая прическа!
Получилось действительно очень красиво, и Анна согласилась.
Уложив в холщовую сумку бесценные дары, девушка помчалась в школу. Она опаздывала и, как всегда,  смело ныряла под вагоны, перепрыгивала через рельсы и вскоре добралась до места. Забежав в свой класс, быстро переоделась и проскользнула в зал. Торжественная часть уже закончилась, стулья убрали, освободив пространство для танцев. Аня пробралась к своим одноклассникам. Её встретили радостно удивленными и восхищенными взглядами. Такой Аню ещё не видел никто.  Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Рядом с ней стояли две самые красивые девушки из их класса, но Аня чувствовала, что сейчас она выглядит не хуже их. По крайней мере, одета не хуже.
Зазвучала музыка. И тут, через весь зал, к ним направился молодой курсант летного училища.  Красивый - подумала Анюта отходя чуть в сторону от школьных красавиц. Но молодой человек неожиданно подошел к ней и…
Аня вновь горестно всхлипнула. Ну не могла она остаться! Как бы отнесся к ней этот красивый парень, увидев её в стареньком пальтишке?  Даже в классе никто не знал, где и в каких условиях она живет, а тут такой видный парень…
Так и пролежала девушка всю ночь с открытыми глазами. Она думала о том, как оказался похож на сказку этот вечер и как печально, не по сказочному, он закончился. Утром, убрав подальше свое платье, она, как обычно, пошла в школу. Подруги встретили её возмущенным гвалтом. Одни рассказывали, как искал её этот курсант, другие спрашивали, куда она делась, но постепенно все успокоились и день шел как обычно. На последней перемене кто-то вдруг громко сказал:
- Аня! Твой кавалер стоит.
Все ринулись к окнам. На улице, перед входом в школу, прохаживался курсант. Аня смотрела на его красивую форму, на выправку и, неожиданно для всех, подхватив свою сумку, выбежала из класса. Дорога была проторенной: черный ход, задний двор, забор и ищите ветра в поле.
И так пять дней, пока у курсанта не закончились каникулы.


Ах, время, время! Для кого-то оно летит, для кого-то ползет. Для Анюты время кружилось в ритме вальса,  вознося её по спирали жизни все выше и выше. Окончив школу, Аня устроилась на работу билетным кассиром в кинотеатр. Ей нравилось общаться с людьми, и она обожала кино. Закрыв вечером кассу, она успевала (пока шел журнал перед фильмом) сдать выручку и проскользнуть в зрительный зал.
На свою первую зарплату Аннушка купила небольшие подарки для своей квартирной хозяйки и родственницы-феи, которая превратила девчонку нескладеху в красивую девушку. Вскоре в кинотеатре на расторопную сотрудницу обратили внимание и предложили ей поехать в город Батайск учиться на киномеханика. Аня очень обрадовалась, ведь теперь она будет смотреть все фильмы!
Закончив учебу, она вернулась в свой кинотеатр и приступила к работе. Было здорово, но….
 Вскоре её начало тяготить одиночество. Аня любила людей, ей необходимо было общение. Все чаще возникала мысль о том, что надо менять профессию, а это значило, что надо учиться. На следующий год она поступила в институт иностранных языков на заочное отделение. Учеба давалась ей легко и неважно, что на ужин порой бывала пара отварных картофелин, да кусок хлеба с чаем. Она молода, красива и жизнь по-прежнему кружит её в ритме вальса.
Видно на роду было написано у Анюты стать женою офицера. Образ молодого курсанта летного училища отошел в прошлое, а когда встретился на её пути бравый военный моряк и вовсе потускнел, оставшись храниться в самых дальних уголках памяти. Аня окончила институт,  получив специальность преподавателя немецкого языка, вышла замуж, родила дочь. Статус офицерской жены обязывал её следовать за мужем. Именно так молодая семья оказалась в городе Николаеве.
В один погожий осенний день, вернувшись с работы, Аня увидела, как двое мужчин в форме расположились на полу, возле печки. Муж Николай подкидывал дрова, второй мужчина, тоже в форме, но явно не в морской, держал на руках её маленькую дочь Светлану.
- А вот и Анка моя пришла – проговорил Николай. –  познакомься, Анка, это мой друг….
- Это вы?! – одновременно раздались два голоса.
- …Саша. А вы что, знакомы?
- Нет! – раздалось в унисон.
Глаза Николая сделались круглыми от удивления.  Неловкую паузу разрядила Светланка. Она соскользнула с колен дяди и затопала к маме, радостно смеясь.
- Ладно! Давайте пить чай, и вы расскажете мне, как это, явно зная друг друга, вы не знакомы. – Проговорил Николай, приглашая всех к столу.
Первым заговорил Саша:
- Помнишь, Коля, когда ты спросил, женат ли я. Я ответил, что уже несколько лет приезжаю домой и ищу там одну девушку, можно сказать свою  мечту. Вот она, сидит перед нами. Это она когда-то ускользнула от меня, и я до сих пор не знаю почему.
Аня неожиданно рассмеялась, вспомнив свой побег по школьным сугробам. Она начала рассказывать о том, как перелезала через забор, как пробиралась под вагонами и все потому, что у нее было очень старое пальто. А на курсанте была такая красивая форма. Тут уже рассмеялся Саша.
-Да у меня кроме этой формы и одеть было нечего. Поэтому я и на каникулах её не снимал.
А ещё Аня рассказала про свои спадающие туфли и все снова весело смеялись. Николай рассказал о том, что хоть и учились они не вместе, и познакомились случайно, (просто потому, что их матери работали в одной организации) ребят сразу потянуло друг к другу. Они даже и сами не сразу поняли, что их объединила одна мечта – служить Родине. После окончания школы их дороги разошлись. Одного манило небо, а другой с детства грезил морем.
Вечер прошел очень весело и лишь когда Николай пошел провожать друга, состоялся серьезный мужской разговор. Начал его Саша:
- Знаешь, Коля, если бы ты не был моим другом, я увел бы у тебя Анюту, вместе с дочерью. Ведь я столько лет искал её. Но я хочу, чтобы ты знал, я твой друг и никогда, слышишь, никогда не сделаю подлости. Ты знаешь, что я приехал сюда на учебу и не хочу, чтобы между нами возникла даже малая искра недоверия. Аня твоя жена, а для меня она навсегда останется мечтой. Ты веришь мне?
- Верю.
- Значит, я могу приходить к вам?
- В любое время, независимо от того, дома я или нет.
На том и попрощались. Полгода учебы Саши пролетели быстро.  Когда пришла пора ему уезжать, все трое были искренне опечалены расставанием.
Время неумолимо продолжало свой бег. Изредка от Саши приходили письма. Он интересовался их делами, при этом почти ничего не сообщая о себе.  Обещал навестить  при первой же возможности, но все как-то не получалось. Николай, будучи сам военным, как-то сказал жене:
- Знаешь, сдается мне, что Саша не просто летчик…
- Как это – «не просто летчик»?
- Ладно, давай не будем гадать. – Оборвал разговор муж.
Николая комиссовали со службы по состоянию здоровья, и семья вернулась в родной город. Хлопоты, связанные с переездом, устройством на работу, как-то отодвинули на дальний план все остальное. Но однажды Николай спросил:
- Аня, а когда от Сашки последнее письмо было?
Аня задумалась:
- Да уж года полтора, пожалуй. Может он нам в Николаев написал?
- Верно. Он же не знает, что мы переехали. Надо будет к матери его зайти.
Спустя неделю Николай вернулся домой мрачнее тучи. Молча присел за стол, молча выпил стакан холодного чая. Аня смотрела на мужа не решаясь нарушить эту гнетущую тишину. Она чувствовала, сейчас будет что-то страшное.
- Сашка разбился.… ещё год назад…. Я догадывался, что он не просто летчик…. Испытатель он… был….
Аня молча смотрела на мужа широко открытыми глазами, слов не было. Да и не нужны они были. В её голове тихо, тихо  зазвучали звуки вальса и молодой мальчишка, курсант летного училища, улыбаясь, шел к ней через весь зал.


2016 год


Рецензии