Секретная тетрадь. Часть 1

Сегодня приснился давно ушедший отец. Красивый, нарядный, в белой рубашке. Мы с ним обсуждали какую-то вещь. Умные слова, живой разум. Не спросил, где он сейчас, постеснялся. Только почувствовав его какое-то беспокойство, спросил, что ему там не хватает. И он ответил, неожиданно: «Моей секретной тетрадки». Утром я долго пытался понять значение его слов. Какой секретной? За свою жизнь никаких секретов он не знал, и тетради такой не заводил. И вдруг дошло…
Разбирая архив, ушедшей пять лет назад, мамы, я наткнулся на простую ученическую тетрадь в полоску, на которой витиеватым, трудно читаемым почерком отца было написано «Биография». Тогда я открыл первые страницы и отложил с намерением прочитать позднее. И вот, через пять лет, отец напомнил мне о своей тетради, как бы призывая ее прочесть.
Начал читать, и понял, что незатейливые  его слова не могут просто остаться на бумаге. В них его жизнь. В них он. А все ушедшие живы, пока о них помнят. Так пусть живут и его строки.
       « Анфилатов Иван Алексеевич родился 5 сентября 1916 года в деревне Евсинцы, Белохолуницкого района (Слободской уезд), Кировской области.
Отец Алексей Иосифович, родился в этой же деревне в 1866 году. Служил в армии пять лет на берегу Каспийского моря в Дербентской крепости.  После окончания службы в армии, вернулся в свою деревню, где жил и работал в сельском хозяйстве. Женился в двадцать восемь лет. Прожил с первой женой двадцать лет. Детей не было. Жена на протяжении пяти лет болела и впоследствии умерла, как будто от рака. В то время такой болезни не знали. Отец, в 1915 году, после смерти первой жены, женился на Рыболовлевой Наталии Егоровне, которая родилась в деревне Сергинцы того же района. Ей было в то время тридцать лет. Через год, в 1916 году родился я. Сестра Тона родилась в 1919 году, Анна в 1922 году, Люба в 1924 году, которая в 1927 году умерла от скарлатины.
Учится я пошел в 1924 году. Школа находилась в селе Вагино, от нашей деревни в шести километрах. С осени в школу ходили пешком ежедневно. Сама школа находилась в двухэтажном полукирпичном здании. В школе было всего четыре класса. Первый класс, где я учился, был большим, до тридцати пяти человек. Было два учителя. Моя первая учительница была молодая – Князева Анастасия Васильевна. В нижнем этаже школы находилось общежитие. Ребята, которые жили в общежитии, из дальних деревень, спали на двухэтажных нарах. Там же жили и наша учительница, и уборщица школы. Нас с другом Петей Анфилатовым ( из нашей деревни) жить устроили к богатым старикам в двухэтажном ( крестовом) доме. В одной половине жили они сами, а мы жили на кухне и спали на полатях. Старики, как их называли Петрунины, жили с зятем Шерстенниковым, держали в половине пивную, а внизу продуктовый магазин. В то время, в годы 1924 – 27 были годами НЭПА, где вместе с развитием социалистической промышленности и торговли была и частная торговля.
Родители мои были совсем неграмотными. Когда в первом классе я начал писать свое имя, слова «мама», «папа» - родители очень радовались. Так было почти в каждой семье, никто не умел читать и писать. Мне запомнилось на всю жизнь знаменательное событие, тогда я учился в третьем классе – это празднование десятилетней годовщины Октябрьской революции. В честь этого праздника нам, ученикам, дали в школе по несколько штук карамели и кедровых орешков.
В этом же селе в 1926 году была создана библиотека, и как сейчас помню, можно было придти и прочитать там интересные детские книжки, и давали домой. Интересным событием для нас, сельских ребят, было первое немое кино, где мне особенно запомнилось, как на нас в зале скакали лошади, шел поезд, и от страха мы даже кричали. Динамомашину крутили вручную, чтобы осветить экран. Стоимость детского билета была пять копеек, но это для нас было дорого, так как пять копеек родители нам давали на неделю. Зимой и весной в школу возили на лошадях, оставляя на целую неделю, взяв с собой соответствующих продуктов. Мясо ели только в мясоеды, а в посты мяса не давали.   
В школьные годы, живя и учась в этом селе, нашим увлечением было ходить в церковь, смотреть на венчание свадеб, так как в то время это было обязательно. В школе тогда еще не было пионерской организации.
Моя учеба в школе кончилась скоро, а вместе со школой закончилось и мое детство. Отец послал работать. Еще до школы, в возрасте шести лет, я уже возил навоз, сидя верхом на лошади. Навоз возили после окончания весеннего сева, помогая друг другу – сосед соседу.


Рецензии
Это неправда, что вся деревня до революции была безграмотной. Моя бабушка с 1903 года по 1910 год работала учительницей в земской школе. Выгоняли из школы исключительно хулиганов. Над учительницей не было никаких проверяющих, как это было в советские годы. Если у неё аттестат, то ей доверяли всё. А выгоняли нерадивых учеников из школы вовсе не учительницы. Выгонял хулиганов из школы дворник. В те времена и стала пословица "гнать поганой метлой". Хулиганов дворник НАВСЕГДА изгонял из школы например за то, что они гадили мимо в деревянных туалетах. И ещё, наверняка уже в советские годы того села, что вы описываете, не стало.

Валентина Газова   08.01.2021 10:27     Заявить о нарушении
"Это неправда, что вся деревня до революции была безграмотной."
Не думаю. Моя бабушка ни читать, ни писать не умела. В её семье было больше десяти детей.
Отец, уже после революции, в школу не ходил. Не было обуви, чтобы даже выбежать в уборную.
Три класса он закончил только когда служил в армии.

Владимир Иноземцев   05.12.2023 08:51   Заявить о нарушении
Ну ведро то было? Ведь десять детей...

Валентина Газова   05.12.2023 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.