Фильм Жертвоприношение

Фильм "Жертвоприношение" - последний, и самый трудный для просмотра, фильм Андрея Тарковского. Признаюсь, что сам посмотрел эту картину не с одного раза. Это кино наполненное символами, в котором совсем мало действия. И это, наверное, один из самых пессимистичных фильмов мирового кино. Режиссер в этом фильме ставит неутешительный диагноз именно европейской цивилизации.  Картина говорит о кризисе нашей цивилизации. И режиссер не видит выхода из этой ситуации. Хотя, и дает совсем немного надежды в вид вновь посаженного дерева и ребенка, который обращается к Господу.
Но этой надежды совсем немного в фильме. А много пессимизма, много разговоров, много символов.  В плане построения кадров - это, наверное, самый совершенный фильм режиссера. Тут видно просто огромное мастерство. Серое монохромное изображение, оно очень монотонное, ни одного яркого пятна во всей картине. Очень много сцен построено на общих планах, что тоже усложняет просмотр картины простым зрителям.
Это самый абстрактный фильм режиссера. Можно понять, что речь идет о семье интеллигентов во время всемирной катастрофы. Но какая это конкретно катастрофа - не слишком понятна. И вообще, про катастрофу говориться по радио, и это вообще, может быть какая -нибудь радиопередача. Да и самая главная катастрофа - это та, что происходит внутри людей. Они пытаются уехать в Австралию, или увлечься японской культуры, ищут отдушину в музыке, но от себя никуда не уйти. Страшнее  внешней катастрофы внутренняя катастрофа. Банальная фраза: от себя никуда не уйти. Это фраза здесь наполнена особым смыслом.
Безусловно, это самый не зрительский фильм автора. Он так и не был особо услышан. И, наверное, не прозвучал как другие фильмы мастера. Это еще и самая европейская его работа. Точнее, самая космополитичная. Действие, хотя и происходит где-то в Швеции, но может произойти где угодно. Хотя, в кадре слышны некие русские мелодии, но это может быть иллюзия, или просто голос действия.
Героев фильма довольно сложно персонифицировать. Здесь какой-то общий семейный портрет, и индивидуальность персонажей замылена, возможно, намеренно. И все же этот фильм стоит увидеть. Да просмотр не будет легким. Но это некий духовный опыт.


Рецензии